Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие дизонтогенеза.






Повреждения мозга в период его созревания не только нарушают психические функции, но и саму динамику развития мозга, изме­няя его потенциальные возможности. Ущерб от раннего поврежде­ния мозга можно обнаружить в последующем в виде различных ре­зидуальных состояний (остаточных проявлений нарушения работы нервной системы). Как отмечает Г. Е. Сухарева, в клиничес­кой картине резидуальных состояний можно выделить два основ­ных синдрома — синдром дефектного состояния и синдромы задер­жанного и нарушенного развития.

Первый из них отражает прямой ущерб, нанесенный болезнью, и проявляется либо в виде деградации всей психической деятельнос­ти (органическая деменция), либо в преимущественном необратимом поражении определенной сферы психики.

Вторые отражают частичные или общие нарушения онтогенеза и проявляются в виде инфантилизма (задержек психического разви­тия) или олигофрении и психопатии (нарушенное развитие).

Различные нарушения психического развития также объединяют­ся общим понятием «психический дизонтогенез», обозначающее рас­стройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответ­ствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам.

Дизонтогенез отличается от нарушений, возникающих при пораже­нии сформированных органов и систем: в первом случае имеет место нарушение психического развития, во втором — приобретенная пато­логия нормальных до того функций.

Этиология и патогенез дизонтогенеза обусловливаются действием ряда факторов как биологического, так и средового (в частности соци­ального) плана: генетическими, внутриутробными нарушениями; патологией родов; интоксикациями; органическими повреждениями; травмами; вредными экологическими воздействиями; недоеданием; депривацией; педагогической запущенностью; неблагоприятными условиями воспитания и др.

Дизонтогенез характеризуется нарушением развития отдельных психических функций, а также межфункциональных связей. Механиз­мы этих нарушений описываются в следующих терминах:

· регресса — временный или стойкий возврат функции на более ранний этап возрастного развития;

· распада — выпадение функции;

· изоляции и фиксации функции — нарушение ее взаимодействия с другими психическими функциями и невключение ее в слож­ные системы иерархических связей.

Указанные механизмы формируют различные типы частных и об­щих нарушений, а также асинхроний развития — диспропорций в раз­витии психической сферы ребенка в виде:

· ретардации — незавершенности отдельных периодов развития;

· патологической акселерации — чрезвычайно раннего развития отдельных психических функций;

· сочетания ретардации и акселерации разных психических функ­ций.

Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов:

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения;

3) взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;

4) наличия нарушений межфункциональных взаимодействий (Ле­бединский В. В., 2003).

Виды и формы дизонтогенеза:

· олигофрении;

· различные варианты клинического инфантилизма, замедления темпа психического развития, ЗПР;

· аутизм;

· психопатии;

· нарушения психического развития, обусловленные сенсорным дефицитом (повреждением или недоразвитием анализаторных систем);

· неспособность к обучению, к которой относят трудности при овладении чтением, письмом, счетом, — дислексии дисграфии, дискалькулии, гиперактивность, дефицит внимания и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.