Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение развития и влияния среды. Теории научения. Теории созревания.






 

Существует ряд исследований, где осуществлены попытки определить роль генетических и средовых факторов в развитии псих функций, проявление тех или иных свойств работы нервной системы. Айзенк считал что интеллектуальные возможности на 80% наследуются, а 20% среда. Двухсторонний характер взаимодействия между морфогенезом и мозга и социальными воздействиями при формирование психики отмечали авторы. Выготский рассматривая вопрос о созревание «натуральных» псих функций, он подразумевал, что в основе этого процесса лежит созревание морфофизиологических механизмов. Проявляется это в наличие сенситивных периодов развития, когда особенно чувствителен к внешним воздействиям, при этом внешние воздействия не просто используют достигнутый уровень функционирования мозговых структур и обуславливает дальнейшее их развитие. Запорожцев выдвинул гипотезу, условием психического развития выступает созревание организма, а источник развития социальный опыт. Активная адресация различных форм социальных воздействий к ребенку определяет способ формирования психических функций и оказывает стимулирующее влияние на созревание структур мозга. Важную роль взаимодействия биологических и средовых факторов означает, что наряду с развертыванием генетической программы, задающей последовательность созревание мозговых структур. необходимо действие социальных факторов в виде социальной ситуации развития.

Существуют теории, пытающиеся соотнести развитие и влияние среды. Сторонники теории научения (Скинер. Бандура. Петтерсон), считают, что развитие не происходит без спец вмешательства извне: если нет специфического внешнего события, то нет и развития, вообще ничего не происходит. Сторонники теории созревания (Гезелл. Макгроу, Денис), развитие успешно совершается и без определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от процессов созревания. Можно сказать, что неверны 2 точки зрения, развиваемые в теории научения и созревания. Более корректно следующее: для успешной адаптации и нормального развития псих функций необходимо гармоничное сочетание внутренних факторов, в частности обеспечивающих морфо- и функциогенез мозга, и внешних, в частности связанных с социальной ситуацией развития. Внешние факторы обусловлены воздействиями среды, определяют специфические условия жизни ребенка и влияют на формирование психических функций. К ним относятся уровень жизни, культурная среда, семейные отношения, включение в обучение и воспитательные программы. Внутренние факторы связаны с индивидуальной спецификой развития организма ребенка, со спецификой морфогенеза мозга.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.