Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методические подходы к составлению учебных рабочих программ






В соответствии с ФГОСом, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.

Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.

Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов
и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса общеобразовательного учреждения (организации) и контингента учащихся в текущем учебном году.

Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены
в документах
:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.

В соответствии с ФГОС ООО рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Пункты 2, 3, 8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируются в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.

Таким образом, рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:

1) титульный лист;

2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса
в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);

4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).

Во избежание разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их локальным актом – Положением о рабочей программе.

Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому
в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения (организации) делегированы данные полномочия. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются приказом общеобразовательного учреждения (организации).

Общеобразовательное учреждение (организация) может вносить изменения
и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. Корректировка тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по согласованию с методическим объединением.

Общеобразовательное учреждение (организация) самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

 

52. Формирование дизайнерского мышления младших школьников на уроках «Технологии».

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность.

Дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения людей.

В нынешних условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики, т. е. в области дизайна. Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого.

Урок технологии — это неотъемлемая часть начального образования. Именно на этом уроке наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества, как творчество, усидчивость, внимательность, мышление, воображение, зрительная память, интерес к окружающему миру и т. д.

Формирование элементов дизайнерского мышления на уроках технологии у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления.

Задача педагога на этом уроке — сформировать у детей особый тип мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Наиболее эффективный способ развития параметров дизайна — это использование дизайн-технологий, так как дизайн-деятельность интересна ребенку и позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности.

Дизайнообразование предполагает - формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях; - формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора; - подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей; - формирование творческого отношения к труду; - развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра.

. Таким образом, одним из эффективных средств для развития дизайнерских способностей у младших школьников, являются уроки технологии. Они наиболее полно отвечают как потребностям и интересам детей, так и обладают огромным потенциалом для развития их творческих возможностей. Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи. Мы считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования

 

54. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках «Окружающий мир».

 

Взаимодействие общества и природы подвило школу к необходимости формирования у детей бережного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Для этого все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей должны выступать воедино. Младшим школьникам свойственно сопереживание, что позволяет воспитывать ответственное отношение к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных процесса. Обучение влияет на развитие личности, но не оказывает должного эффекта, если нет заданной цели. Это подталкивает выработать определённую систему экологического воспитания. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

– установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

– обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

– создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

– расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

– углубить теоретические знания в области экологии;

– формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

– обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Функции экологического воспитания младших школьников:

1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую следующие формы занятий, такие как: экскурсии, сочинение сказок, стихотворений, загадок о домашних, и диких животных, фотографирование, зарисовки животных, научно-исследовательские проекты, составление «Красных книжек» определённого региона. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экологических судах. Дети с огромным удовольствием участвуют в разнообразных конкурсах и турнирах на данную тематику.

В своей работе по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:

• Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

• Познавательно-развлекательное направление (праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия, дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы)

• Практическое направление работы (уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.