Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие навыков сотрудничества у младших школьников как условие успешности усвоения основной образовательной программы.






Психологи давно определили, что «инкубатором» познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его самостоятельности, активности, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.

Все группы в классе в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям мы стараемся помочь, включая их сначала в парную, а затем в групповую работу.

Учитывая рекомендации по организации учебного сотрудничества при обучении младших школьников, создавались условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося и класса в целом.

Есть много вариантов, но мы используем такой, распределяя учащихся на:

командира – отвечает за работу группы в целом;

докладчика – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретаря – записывает высказанные идеи и решения;

контролера – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Роль командира очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе. Вот что получилось:

Алгоритм выполнения задания в группе:

1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

5. Совместное принятие решения.

6. Анализ решения задания, его оформление.

7. Проговаривание в группе выступления докладчика.

8. Представление решения докладчиком.

На уроках мы используем разные варианты сотрудничества.

«Пила»: разбиваем учебный материал на фрагменты. Причем число фрагментов совпадает с числом участников группы, 5-6 человек. Назначается ответственный за свой фрагмент. Его задача - не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. После групповой работы эксперты из разных групп, объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устный ответ на вопрос учителя.

«Мозговой штурм»: помогает найти пути решения какой-либо проблемы при включении в работу всех членов группы. При этом, высказывая свои идеи, дети знают, что они не оцениваются и не критикуются. В мозговом штурме призываем участвовать всех и быть как высказывающимися, так и слушателями, но время для мозгового штурма ограничивается. Учитель фиксирует идеи и не вмешивается в дискуссию.

Ролевая игра: помогает ученикам вырабатывать уверенное поведение в той или иной жизненной ситуации. Исполняя роли запланированных ситуаций, дети имеют возможность применить их в реальных ситуациях. Ролевые игры помогают испытать детям новые чувства, мысли, побуждают их к работе и влияют на поведение окружающих участников игры.

Такие способы помогают учащимся одновременно взаимодействовать в малых группах.

Используются следующие варианты работы в парах:

«Статистическая пара», в ней учащиеся регулярно общаются друг с другом на уроке. Такую работу используем для повышения речевой и мыслительной активности каждого обучающегося.

«Динамическая пара», в ней общее задание делится между микрогруппами. Каждый спрашивает каждого и каждый отвечает каждому. В микрогруппу объединяются учащихся двух соседних парт. Дается 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Половина учащихся говорят, остальные целенаправленно слушают. Динамическая пара это школа повышения адаптации учащихся друг к другу.

«Вариационная пара» Это вид коллективного обучения. Отрабатываются разные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.