Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 5-9550-0247-2 4 страница






Он рассказал о человеке, который после трудного рабочего дня пришел домой к своей жене и шустрой трехлетней дочурке.

— Поцелуй папочку.

— Нет.

— Как не стыдно! Твой папочка целый день трудится, чтобы принести домой немного денег, а ты так себя ведешь! Ну, иди же, поцелуй меня!

Глядя ему прямо в глаза, малышка спросила:

— А где деньги?

Один из учеников заявил:

— Я не продаю свою любовь за деньги.

— А разве это не то же самое — если не хуже — продавать свою любовь за любовь?

170


До

— Что означает быть просветленным?

— Это значит видеть.

— Видеть что?

— Мимолетность успеха, пустоту достижений, тщетность человеческих усилий.

Ученик был шокирован.

— Но разве это не пессимизм, разве это не отчаяние?

— Нет. Это восторг, это свобода орла, парящего над бездонным ущельем.

171


IP*

Отчаявшийся ученик пожаловался Мастеру, что из-за увечья жизнь обкрадывает его.

— Обкрадывает? — воскликнул Мастер. — Обкрадывает? Да ты посмотри вокруг! Осознавай каждое мгновение — и твой недостаток будет с избытком возмещен!

172


 

В связи с этим Мастер рассказал историю о владельце отеля, который горько сетовал, что новая автомагистраль мешает его бизнесу.

— Послушай, — сказал ему друг, — что-то я тебя не пойму. Каждый день перед гостиницей я вижу объявление «МЕСТ НЕТ».

— Не обращай внимания. Перед тем как здесь построили трассу, я ежедневно отказывал тридцати-сорока посетителям. Теперь же я отказываю не более двадцати пяти.

Мастер добавил:

— Когда ты настроился на плохой бизнес, то даже несуществующие клиенты становятся реальными.

173


V

Это напомнило ученикам одного пессимиста, который говорил:

— Жизнь так ужасна, что лучше вообще не появляться на свет.

— Да, — ответил Мастер с лукавым огоньком в глазах, — но многим ли выпадает такая счастливая судьба? Может, одному из десяти тысяч.


V*

Мастер знал, что ученики частенько не могут усвоить то, о чем он говорит. Однако он продолжал говорить, надеясь, что обязательно наступит день, когда его слова найдут отклик в сердцах тех, кто его слушает.

Однажды он сказал:

«Время всегда тянется долго, когда чего-то ждешь, чего-то страстно желаешь или, наоборот, боишься — например, отпуска или экзамена.

Но для тех, кто находит в себе силы погрузиться в настоящий момент — ни о чем не думая, не тоскуя о прошлом, не стремясь забыть его, — время трансформируется в сияние Вечности».

175


η &

— Тебя погубило спокойствие жизни, — сказал Мастер беззаботному ученику. — Тебя спасет только катастрофа.

И тут же объяснил свою мысль:

«Брось лягушку в кастрюлю с кипящей водой, и она мгновенно выпрыгнет оттуда. Но если воду нагревать постепенно — она расслабится и прозевает последнюю возможность спастись».

176


— Скажи, как руководить людьми, — попросил Мастера правитель.

— Научись давать указания.

— Как?

— Так, чтобы другие не чувствовали себя подчиненными.

177


Да

Мастера спросили, как обрести Безмолвие. Он рассказал такую притчу:

Фабрика намеревалась закупать лягушачьи шкурки. Один фермер прислал руководству телеграмму и сообщил, что может поставить любое количество шкурок, вплоть до сотен тысяч и более, если в этом будет необходимость. Компания ответила ему телеграммой: «Пришлите первую партию в пятьдесят тысяч штук».

Две недели спустя в почтовой посылке пришла одна-единственная несчастная шкурка, и с ней записка. «Господа, — говорилось в ней, — прошу у вас прощения. Это все, что я смог обнаружить в окрестностях. Меня сбил с толку адский шум».

Позже Мастер добавил:

«Проследите, из-за чего люди поднимают шум. Затем постарайтесь понять, из-за чего шумите вы сами, — и вы не найдете ничего, кроме пустоты и... Безмолвия».

178


 

— Моя жизнь похожа на разбитое зеркало, — посетовал посетитель. — Моя душа запятнана грехом. Есть ли у меня какая-нибудь надежда?

— Да, — ответил Мастер, — можно склеить разбитые куски и стереть все пятна.

— Как?

— Прощением.

— А кого прощать?

— Всех:

Жизнь,

Бога,

соседа —

и особенно себя самого.

— Как это сделать?

— Нужно осознать, что никто не виновен. НИКТО.

179


^**

Люди были возмущены заявлением Мастера о том, что истинная религия не может быть предметом общественного обсуждения. Вот что рассказал Мастер:

Однажды маленький полярный мишка спросил маму:

— А мой папа тоже полярный медведь?

— Конечно, сынок. Некоторое время спустя:

— А мой дедушка тоже полярный медведь?

— Тоже.

— А прадедушка?

— Конечно. А почему ты спрашиваешь?

— Почему же мне так холодно?

Мастер заключил:

Религия — не общественное понятие, не передается она и по наследству. Это сугубо личное дело человека.

180


До

Незнакомец:

— Я ищу смысл жизни. Мастер:

— Ты явно полагаешь, что у жизни есть смысл.

— А разве не так?

— Если воспринимаешь жизнь такой, как она есть, — а не через призму ума, — то обнаруживаешь, что этот вопрос не имеет смысла, — ответил Мастер.

181


5V

— Существует ли такое понятие, как социальная свобода?

— Конечно, существует.

— Как бы ты описал его?

— Свобода от необходимости принадлежать толпе, — сказал Мастер.

182


V

— Друг мой, — обратился Мастер к борцу за свободу, навестив того в тюрьме, — ты героически встретишь день своей казни. Но есть нечто, что мешает тебе принять смерть с улыбкой.

— Что же это?

— Мечта о том, чтобы люди никогда не забыли твои подвиги.

— А что в этом плохого? — удивился осужденный.

— Разве ты не понимаешь, что потомки будут связывать твои поступки не с тобой, а с твоим ИМЕНЕМ?

— А разве это не одно и то же?

— Нет, мой друг! Имя — лишь звук, на который ты откликаешься. Твоя этикетка. Но не истинный ТЫ!

Этих слов было достаточно, чтобы принять смерть спокойно — еще до расстрела на рассвете дня.

183


^«*

О разговоре Мастера с осужденным стало известно ученикам.

— Имя человека, несомненно, больше, чем просто набор звуков, — говорили они.

В ответ Мастер рассказал им об уличном торговце, ставшем миллионером. Поскольку торговец был безграмотным, то вместо подписи на чеках он ставил два крестика.

Но однажды банкир очень удивился, увидев на чеке сразу три крестика.

— Это все моя жена, — объяснил миллионер, — она очень честолюбива. «+» посередине обозначает мое второе имя.

184


TV

Ученики сидели с Мастером на берегу реки.

— Если я упаду с этого берега, утону ли я? — спросил один из них.

— Нет. Человек тонет не потому, что падает. А потому что оказывается в воде.

185


До

Комментируя высказывание Иисуса о людях, «оцеживающих комара, а верблюда поглощающих», Мастер рассказал, как когда-то, в войну, во время яростной воздушной атаки он укрывал людей в подвале монастыря. Целый день люди просидели в подвале, а вокруг беспрерывно взрывались бомбы. Под вечер двое не выдержали и сказали:

— С нас довольно. Бомбят, не бомбят домой.

мы идем

Они покинули укрытие, но уже через три минуты вернулись обратно.

— Я вижу, вы передумали, — улыбнулся Мастер.

— Да, — раздраженно ответили они, дождь.

там начался

Мф 23: 24. — Прим. ред.

186


До

— Мастер кажется таким счастливым!

— Когда освобождаешься от такого груза, как эго, шагаешь веселее!

187


Lt; frt

Спросили мнение Мастера о современной технике. Он рассказал историю:

Рассеянный профессор опаздывал на лекцию. Он вскочил в такси и крикнул:

— Быстрее! Полный вперед!

Такси мчалось на полной скорости, когда профессор вдруг вспомнил, что не сообщил водителю адрес. Он закричал водителю:

— А вы знаете, куда ехать?

— Нет, сэр, но я еду на максимальной скорости!

188


^«*

Отметить девяностолетний юбилей Мастера пришли многие друзья и бывшие ученики.

Перед началом торжества Мастер поднялся и произнес:

«Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, а их качеством».

189


4*#

Во время многолюдной манифестации против правительственной программы по производству ядерного оружия Мастер и его ученики привлекли внимание общественности.

Громкими аплодисментами толпа встретила прозвучавшие слова: «Оружие убивает людей!»

Мастер покачал головой и проворчал:

— Это неправда. Люди убивают людей!

Осознав, что его слышал стоявший рядом с ним человек, Мастер наклонился к нему и сказал:

— Я поправлюсь: идеи убивают людей.

190


V

Мастер заботился о том, чтобы в монастырской библиотеке были самые разнообразные книги: ПОЛИТИ-

ЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ, книги по АРХИТЕКТУРЕ, АГРОНОМИИ, ПСИХОЛОГИИ, ИСКУССТВУ, а также ПОЭЗИЯ и... ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, к которой чаще всего обращался он сам.

Мастер повторял:

— Упаси нас Бог от людей, которые не ДУМАЮТ, не ДУМАЮТ, не ДУМАЮТ!

Для него не было ничего более неприятного, чем человек с ограниченным умом, фанатик одной-единственной книги.

Это удивляло учеников, ибо противоречило ПОНЯ-

ТИЮ НЕ-ДУМАНИЯ, ВНЕКОНЦЕПТУАЛЬ-НОИ ОСОЗНАННОСТИ, составляющими основу учения Мастера.

На просьбу учеников объяснить Мастер дал не менее загадочный ответ:

«Клин вышибают клином, не правда ли?»

191


 

В монастырской библиотеке Мастер повесил знак, предупреждающий о смертельной опасности: череп со скрещенными костями и подпись: «КНИГИ УБИВАЮТ».

— Почему? — спросил кто-то.

— Потому что книги порождают идеи, а те, застыв, превращаются в убеждения, приводящие к негибкости ума и искаженному восприятию РЕАЛЬНОСТИ.

192


W

Ученик жаловался на то, что Мастер просто уничтожает все его убеждения.

— Я поджигаю храм твоих убеждений. Когда он будет разрушен, ты увидишь огромное, необъятное небо.

193

7-5699


Sfrf.

Мастер встретил очень старого соседа, ковылявшего с палочкой по улице.

— Доброе утро, — громко поздоровался Мастер, — как поживаете?

— Не очень хорошо, — ответил старик слабым голосом. — Обычно я перед завтраком обходил целый квартал. Сейчас я стал настолько слаб, что могу пройти лишь полпути, а затем я вынужден развернуться и идти обратно.

194


До

Мастер утверждал, что осознанность важнее преклонения.

— Но разве мы не должны зависеть от Бога? — спросил кто-то.

— Любящий человек желает добра любимой, а это требует — среди всего прочего — освобождения любимой от Любящего.

Позднее он озвучил воображаемый диалог между Богом и верующим.

Верующий: — Не покидай меня, Господи.

Бог: — Я ухожу, чтобы пришел Святой Дух.

Верующий: — А что такое этот Святой Дух?

Бог: — Бесстрашие и свобода, к которым приводит независимость.

195


До

Однажды Мастер рассказал о своем деревенском соседе, который был одержим желанием приобретать землю.

— Хочу, чтобы у меня было больше земли, — сказал как-то сосед.

— Зачем? — спросил Мастер. — У тебя и так ее достаточно.

— Но если у меня будет больше земли, я смогу держать больше коров.

— А что ты будешь с ними делать?

— Продам и заработаю больше денег.

— Для чего?

— Чтобы купить больше земли и больше коров...

196


До

Проповедник спорил с Мастером о том, зависим ли человек от Бога.

— Бог — наш Отец, — сказал проповедник, — и нам никогда не обойтись без Его помощи.

— Когда отец помогает младенцу, весь мир улыбается. Когда отец помогает взрослому ребенку, весь мир плачет!

197


W

У Мастера был четкий взгляд на планирование семьи. Тем, кто доказывал, что размер семьи — это личное дело родителей или дань традициям, он обычно рассказывал следующую притчу:

В одной стране у каждого жителя была возможность иметь свою собственную ядерную бомбу — маленькую, размером с ручную гранату, но достаточно мощную, чтобы сровнять с землей целый город.

В городской мэрии разгорелся горячий спор о том, имеют ли право горожане обладать подобным оружием. Наконец был найден компромисс: запрещается появляться с ядерной бомбой в общественных местах без особого разрешения властей, но у себя дома люди могут делать что угодно — это их личное дело.

198


До

Кто-то сообщил Мастеру о том, что порнографические издания стали пользоваться небывалой популярностью.

— Очень плохо, — прокомментировал он. — О сексе можно сказать так: чем больше о нем читаешь, тем меньше знаешь.

Позднее он добавил:

— И тем меньше получаешь от него удовольствия.

199


— Современный мир все больше страдает от сексуальной анорексии, — сказал психиатр.

— Что это значит? — спросил Мастер.

— Это означает потерю сексуального желания.

— Как ужасно! А как справиться с этим?

— Мы не знаем. А вы?

— Думаю, что знаю.

— Скажите.

— Вновь сделайте секс фетишем, — проказливо улыбнулся Мастер.


^«*

Мастер не был противником психотерапевтических практик и даже говорил, что некоторым людям они необходимы. Однако он не делал секрета из того, что психотерапевт просто приносит облегчение; он не решает проблему кардинальным способом — он всего лишь подменяет ее другой, более терпимой.

Он вспомнил, как сидел однажды после войны в автобусе и с интересом рассматривал пассажира, державшего на руках что-то тяжелое, завернутое в газету.

— Что это у вас на коленях? — спросил контролер.

— Неразорвавшаяся бомба. Везу ее в полицию.

— Да вы в своем уме? Разве можно такой опасный груз держать на коленях! Поставьте его под сиденье!

201


 

В день выборов Мастер всегда появлялся первым возле кабины для голосования.

Он никак не мог понять, почему некоторые ученики не хотят воспользоваться своим правом избирательного голоса.

— Люди готовы платить налоги и проливать свою кровь за демократию, — говорил он. — Лучше бы они потрудились проголосовать за нее.

202


V*

Мастер рассказывал историю о том, как люди смотрят друг на друга.

Вскоре после женитьбы он жил какое-то время на десятом этаже многоэтажного дома. Однажды его молодая жена вышла из душа, чтобы взять полотенце, и замерла на месте. С наружной стороны окна на нее смотрел мойщик стекол. Целую минуту она стояла как вкопанная, не в силах шевельнуться.

Человек за окном прервал ее оцепенение.

— В чем дело, леди? Вы что, никогда не видели мойщика окон?

203


W

Когда у Мастера родился первенец, он не мог оторвать от малыша глаз.

— Кем ты хотел бы видеть его, когда он вырастет? — спросили его.

— Невероятно счастливым человеком!

204


— Поздравь меня!

— С чем?

— Наконец-то я нашел работу с прекрасными перспективами.

Мастер грустно заметил:

— Ты спал наяву вчера, ты спишь наяву сегодня, ты будешь спать наяву, пока не умрешь. Что это за перспективы?

— Я имел в виду карьеру, а не духовный рост.

— Ага, понял. Банковский счет, которым во сне не воспользуешься!

205


До

Мастера спросили, что такое просветление.

— Пробуждение, — ответил он.-----Сейчас ты спишь

и не знаешь о нем.

Тут он рассказал историю об одной женщине, которая недавно вышла замуж и сетовала на то, что ее муж пьет.

— Если ты знала, что он пьет, зачем ты вышла за него? — спросили ее.

— Я и не догадывалась, что он пьет, пока однажды он не пришел домой трезвым!

206

)


^«*

Иисус ставил в пример человеку птиц небесных и полевые цветы. То же самое делал и Мастер. Он часто говорил о письме, которое получил от богатого соседа. В нем говорилось:

«Дорогой сэр,

Речь идет о бассейне для птиц, который я подарил монастырскому саду. Официально заявляю вам, что воробьям в нем купаться запрещается».

207


 

Рассказывая о своей религии, посетитель сказал Мастеру:

— Мы считаем, что Бог сделал нас Своим избранным народом.

— Что это значит?

— Бог выбрал нас среди всех народов, населяющих землю.

— Я думаю, что знаю, кто среди всех народов на земле сделал это открытие, — сухо заметил Мастер.

208

)


Разрешите донести до вас Благие Вести от нашей религии, — сказал проповедник.

Мастер был весь внимание.

— Бог есть любовь. Он любит и одаривает нас, если мы следуем Его заповедям.

— Вы сказали «если»? — переспросил Мастер. — Тогда вести не такие уж и добрые, не правда ли?

209


fV

На почту пришла плохо упакованная посылка с библиями. Когда она разорвалась, на пол посыпались прекрасные книги в кожаном переплете.

Почтальон не смог удержаться от искушения и украл одну из них.

Когда позднее он признался в этом, Мастер спросил его:

— Что же заставило тебя украсть Библию?

— Приверженность религии, — с раскаянием ответил тот.

210


 

Да

— Некоторые говорят, что жизни после смерти нет, — сказал ученик.

— Неужели? — уклончиво спросил Мастер.

— Разве это не ужасно — умереть и никогда больше не видеть, не слышать, не любить, не двигаться...

— Ты находишь это ужасным? Но именно так большинство людей и живет — еще до смерти.

211


^«*

Ученица набралась храбрости и решила спросить Мастера напрямую.

— Ты веришь в жизнь после смерти?

— Странно, что тебя так сильно интересует этот вопрос.

— Почему ты считаешь это странным?

— Посмотри на великолепный апрельский день за окном, — Мастер указал на окно. — Бери пример с ребенка, который отказывается сегодня есть, ибо не знает, что готовит ему день грядущий. Ты умираешь от голода. Ешь свой повседневный хлеб!

212


W

Иногда Мастер потчевал посетителей рассказами о славном Мулле Насреддине.

Однажды Насреддин ворочался в кровати и никак не мог уснуть.

— В чем дело? — спросила его жена. — Ни о чем не думай. Спи!

Мулла признался, что у него нет семи серебряных монет, чтобы вернуть долг соседу Абдулле, а платить нужно уже на следующий день.

Жена быстро вскочила с постели, обвернула плечи шалью, перешла на другую сторону улицы и стала кричать: «Абдулла! Абдулла!» — до тех пор, пока тот не подошел к окну и не спросил, протирая заспанные глаза:

— Ну, чего тебе? Что случилось?

— Слушай, Абдулла, никаких денег ты завтра не получишь, потому что у моего мужа их просто нет.

Она вернулась домой и сказала:

— Спи, Насреддин. Пусть теперь волнуется Абдулла. Мастер подытожил:

— Платить нужно. Но стоит ли беспокоиться?

213


V

Чтобы сохранить урожай, крестьяне истребили огромное количество птиц. Глядя на разбросанные по всему полю мертвые тела, ученик вспомнил слова Иисуса:

«Ни одна из этих птиц не падет на землю без согласия Отца твоего». Он спросил Мастера, имеет ли это высказывание какой-либо смысл.

— Имеет. Но истинный смысл этих слов раскрывается лишь тогда, когда смотришь на птиц, которых разводят миллионами, а затем бьют как паразитов.

Т


η &

— И все-таки, что такое просветление?

— Способность видеть действительность неискаженной.

— А разве мы не видим реальность такой, какая она есть?

— О нет! Многие видят не реальность, а свое представление о ней.

— Велика ли разница?

— Разница такая: одно дело думать, что тонешь в бушующем море, и другое — знать, что не утонешь, ибо в радиусе нескольких километров никакой воды нет.

215


Психиатр пришел к Мастеру.

— Как вы справляетесь с неврозами? — спросил он.

— Я освобождаю от них.

— Но как?

— Вместо того чтобы решать проблемы, я разрушаю эго, которое их порождает.

— А как мне уничтожить свое эго?

— Переберись из тюрьмы своих мыслей в мир ощущений, — ответил Мастер.

216


 

Когда проповедник стал говорить о Добрых Вестях, Мастер перебил его:

— Что это за добрые вести, коль так легко попасть в ад и так трудно — в рай?

217


*w*

Говоря о том, что для описания Бога не существует подходящих символов, Мастер вспомнил, как однажды жена везла его в машине по оживленной улице.

Она врезалась в другую машину, водитель которой опустил окно и закричал:

— Почему вы не включили сигнал, леди, чтобы я понял, что вы хотите сделать?

— Потому что нет такого сигнала, чтобы показать, что я хотела сделать, — дерзко ответила она.

218


FV

Мастер взглянул на сидевшего перед ним проповедника. Тот был ярым приверженцем своей веры и самодовольно полагал, что вершит благие дела.

— Друг мой, иногда я думаю, что, когда придет время умирать, ты умрешь, так и не узнав, что такое жизнь, — как будто жизнь прошла мимо тебя.

Затем он добавил:

— Хуже того: ты шел в одну сторону, а Жизнь — в противоположную.

219


 

Мастер неплохо разбирался в том, что происходит в мире. Однажды его попросили объяснить его любимое изречение:

Хорошо человеку или плохо — решает он сам.

Он ответил:

— То, что люди называют давкой в поезде, в ночном клубе становится атмосферой!

220


^•*

В качестве иллюстрации той же аксиомы он рассказал, что как-то ребенком нечаянно услышал, как его отец — видный политический деятель — резко критиковал одного переметнувшегося к оппозиции члена партии.

— Но, папа, еще вчера ты очень хвалил человека, который ушел из оппозиции и вступил в твою партию.

— Сынок, тебе нужно как можно скорее понять одну простую истину: тот, кто переходит в другую партию, — предал своих. Тот, кто вступает в наши ряды, — поменял свои убеждения.

221


До

— В стране Просветления знания нужны не более, чем дубинки в современной войне. Здесь необходима лишь осознанность, — сказал Мастер.

И он подкрепил свое высказывание рассказом об одной ученице, которая взяла себе в домработницы беженку из Монголии. К своему разочарованию, она обнаружила, что девушка не умеет пользоваться пылесосом, управляться с миксером и стиральной машиной.

— Ты хоть что-нибудь умеешь? — спросила хозяйка в отчаянии.

Лицо девушки озарила гордая улыбка.

— Я умею доить верблюдицу, — ответила она.

222


 

— Сколько времени мне понадобится, чтобы решить свою проблему?

— Ни на секунду больше, чем понять ее, — прозвучало в ответ.

223


До

Проповедник был необычным человеком. Увидев его, люди начинали испытывать дрожь. Он никогда не смеялся и рьяно придерживался аскетических взглядов, ибо верил в действенность причиненной самому себе боли. Говорили, что проповедник часто постился и зимой ходил в легкой одежде.

Однажды он поведал Мастеру о своей душевной боли:

— Я посвятил жизнь самопожертвованию и верности религиозным заповедям. Но все равно я чувствую, что мне чего-то недостает, только не пойму, чего именно. Может, ты скажешь?

Мастер посмотрел на него в упор и сухо сказал:

— Тебе не хватает души.

224


Lt; до

Философу, который очень хотел знать, почему ум становится препятствием на пути к просветлению, Мастер рассказал такую притчу:

На борту самолета было только три пассажира — умник, бойскаут и священник. У самолета отказал двигатель, и пилот крикнул, что нужно прыгать. Он взял себе один из трех имевшихся в наличии парашютов. Остальные должны были решить между собой — кому достанутся два оставшихся парашюта. Умник сказал:

— Я необходим стране, так что, само собой разумеется, спастись должен я.

Он схватил парашют и выпрыгнул из самолета.

Священник посмотрел на бойскаута и сказал:

— Сын мой, я уже достаточно пожил на свете и думаю, что будет справедливо, если спасешься ты. Я уже готов встретиться с Господом.

— В этом нет необходимости, отец. У нас два парашюта. Умник выпрыгнул с моим рюкзаком!

Мастер добавил:

— Ум, как правило, не оставляет места осознанности.

8 - 5699

225


Посетителей всегда поражала медлительность Мастера.

— У меня просто нет времени на спешку, — любил повторять он.

 

226


W

— Разве ты не пожелаешь нам счастливого Рождества?

Мастер взглянул на календарь, увидел, что это был четверг, и сказал:

— Лучше я пожелаю вам счастливого четверга.

Христиане обижались на Мастера до тех пор, пока он не объяснил:

— Миллионы людей радуются не Сегодняшнему дню, а Рождеству, поэтому их радость кратковременна. Для тех же, кто радуется Сегодняшнему дню, каждый день — Рождество.

227


До

Группе общественных активистов, пришедших за его благословением перед забастовкой, Мастер сказал:

— Боюсь, вам нужен свет, а не акция протеста. Позже он объяснил:

— Бороться со злом с помощью забастовки — все равно что бороться кулаками с темнотой. Вам нужен свет, а не борьба.

228


 

Казалось, что Мастера невозможно заставить серьезно отнестись к идее патриотизма и национализма.

Он рассказал об одном англичанине, бранившем родственника за то, что тот стал американским гражданином:

— Что тебе дал твой американский паспорт? — спросил он.

— Знаешь, кое-что он мне все-таки дал. Я победил в американской революции.

229


***

Однажды Мастер выступил с речью на тему: «ОПАС-НОСТЬ РЕЛИГИИ». Он утверждал — среди прочего, — что верующие, не задумываясь, используют имя Бога, чтобы прикрыть свою мелочность и корысть.

Это заявление вызвало резкий протест со стороны религиозных лидеров. Около ста из них издали книгу, в которую вошли написанные ими статьи с опровержением слов Мастера.

Увидев книгу, Мастер улыбнулся.

— Если бы я сказал неправду — хватило бы и одной статьи, — резюмировал он.

230


1*#

Выступив с волнующей политической речью на съезде партии, ученик поинтересовался впечатлением Мастера.

— Если то, о чем ты говоришь, — истинно, то зачем нужно было так кричать?

Позже Мастер сказал ученикам:

— Истина страдает больше от пыла ее защитников, чем от нападок оппонентов.

231


До

Однажды Мастер решил проверить своих учеников.

Он дал каждому лист бумаги и попросил их определить и записать длину зала, в котором они находились.

Почти все привели округленные числа; например, «пятнадцать метров». Двое или трое добавили слово «приблизительно».

— Никто не дал правильного ответа, — сказал Мастер.

— А как нужно было ответить?

— Правильный ответ: «Я НЕ ЗНАЮ».

232


До

Мастер говорил о зле конкуренции.

— Разве конкуренция не выявляет в нас самое лучшее?

— Она выявляет в вас самое худшее, ибо учит ненавидеть.

— Ненавидеть что?

— Себя самого, ибо вы отдаете контроль над своей жизнью не собственным нуждам и устремлениям, а конкуренту. Она также учит ненавидеть других, ибо вы стремитесь вырваться вперед за их счет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.