Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 5-9550-0247-2 3 страница






— Как бы вы поступили, если бы я свалился замертво прямо посреди игры? — спросил Мастер.

— А как бы ты хотел, чтобы мы поступили?

— Вы должны сделать вот что. Во-первых, оттащить тело куда-нибудь в сторону.

— А во-вторых?

— А во-вторых, продолжать игру.

116


Де

— Почему ты пришел к Мастеру?

— Потому что жизнь завела меня в тупик и я уже не ждал от нее ничего хорошего.

— И куда же она ведет тебя сейчас?

— Никуда.

— И что ты^от нее сейчас ждешь?

— Ничего.

— Так в чем же разница?

— Сейчас я никуда не иду, ибо идти некуда. И ничего от жизни не жду, ибо желать мне нечего.

117


Gt; до

Человеку, потратившему долгие годы на изучение Закона своей религии, Мастер сказал:

— Любовь — вот ключ к достойной жизни, а не религия или закон.

Затем он рассказал о двух учениках воскресной школы, которым так надоели религиозные предписания, что один из них предложил бежать.

— Убежать... Но нас поймают родители и так нам накостыляют!

— А мы будем драться!

— Что? Ударить своего отца? Ты сошел с ума! Ты что, забыл, что Бог велит нам почитать отца с матерью?

— Верно... Тогда давай я стукну твоего отца, а ты — моего.

118


До

Мастер говорил, что абсурдно называть себя индийцем, китайцем, африканцем, американцем, индуистом, христианином или мусульманином: это всего лишь ярлыки.

Ученику, который заявлял, что он прежде всего иудей, а потом все остальное, Мастер мягко сказал:

— Это не твоя сущность, это обусловленность у тебя иудейская.

— А что есть моя сущность?

— Пустота.

— Ты хочешь сказать, что я — вакуум, пустое место? — недоверчиво переспросил ученик.

— Ты — то, на что нельзя наклеить ярлык.

119


До

На праздновании дня рождения Мастера ученик несколько нарочито отказался от предложенного ему бокала с вином.

Походя по комнате, он столкнулся с Мастером, который подмигнул ему и прошептал:

— Тебе еще нужно многому научиться.

— Чему, например?

— Ну, например, вот этому: можно залить свой молитвенный коврик вином, и он все равно останется божественным.

120


 

Мастер был противником аскетизма и во всем проповедовал умеренность. Он говорил, что, если наслаждаться жизнью, автоматически обретаешь умеренность.

На вопрос, почему он выступает против практик самоограничения, Мастер ответил:

— Потому что они порождают тех, кто ненавидит удовольствие, а такие люди всегда становятся человеконенавистниками.

— Но ведь и многие любители удовольствий — это упрямые и жестокие люди.

— Не совсем так. Они любят не удовольствие, которому следует полностью отдаться. Им нравится наказание, которое они наносят своему телу через чрезмерные удовольствия.

121


^**

Мастер учил в основном притчами и рассказами. Кто-то спросил ученика, у кого он их заимствует.

— У Бога, — ответил тот. — Когда Бог делает тебя целителем, Он посылает тебе пациентов; когда Он делает тебя учителем, Он посылает тебе учеников; когда Бог считает, что твое предназначение — быть Мастером, Он посылает тебе притчи.

122


 

ДО

Мастера попросили прокомментировать слова Иисуса о том, что нужно отречься от своих родителей. Он ответил:

— Вряд вы ли найдете большего врага, чем ваши родители.

И он рассказал, что как-то у супермаркета заговорил с женщиной, катившей в коляске двух малышей.

— Какие милые у вас мальчики. Сколько им лет?

— Врачу — три, а юристу — пять, — ответила дама.

123


До

Ученикам, которые наивно полагали, что могут всего добиться, стоит им только захотеть, Мастер говорил:

— Лучшее, что есть в жизни, не зависит от нашей воли и желания.

По желанию мы можем взять в рот пищу, но чувство голода приходит не по нашей воле.

По желанию мы можем лечь в постель, но заставить себя уснуть не в наших силах.

По желанию мы можем сделать комплимент, но не в нашей воле вызвать восхищение.

По желанию мы можем рассказать секрет, но желание не поможет нам получить доверие.

По желанию мы можем оказать кому-либо услугу, но никаким усилием воли не добиться любви.

Щ


f«Ј

— Всякий раз, пытаясь изменить кого-либо, — сказал Мастер, — задайте себе один вопрос: кому это нужно — моей гордости, моему удовольствию или моему кошельку?

И он рассказал следующую притчу:

Человек собирался спрыгнуть с моста, когда к нему подбежал полицейский и крикнул:

— Постой! Прошу тебя, не прыгай! Ты еще так молод, у тебя вся жизнь впереди. Зачем тебе это?

— Мне опротивела жизнь.

— Подожди, выслушай меня. Если ты прыгнешь в воду, мне тоже придется прыгать, чтобы спасти тебя. Понимаешь? Вода сегодня ледяная, а я недавно перенес двустороннее воспаление легких. Ты понимаешь, чем это мне грозит? Я просто не выживу, а у меня дома жена и четверо детей. Ты не сможешь жить с таким грузом на совести! Нет, так нельзя. Послушай меня. Ну, будь хорошим парнем. Покайся, и Бог простит тебя. Возвращайся домой. И там вешайся, сколько твоей душе угодно!

125


 

Одного европейского философа раздражали парадоксальные высказывания Мастера.

— Я слышал, — сказал философ, — что к востоку от Суэцкого канала два противоречащих друг другу утверждения могут быть одновременно истинными.

Мастер оценил высказывание.

— К востоку от Суэца и на сантиметр вглубь Реальности, — сказал он. — Вот почему Реальность остается необъяснимой загадкой.

126


Фч*

В монастыре не было часов. Когда один бизнесмен пожаловался Мастеру на отсутствие пунктуальности, тот сказал:

— Мы проявляем космическую, а не деловую пунктуальность.

Бизнесмен ничего не понял, поэтому Мастеру пришлось добавить:

— Все зависит от личной точки зрения. Какое значение имеет для леса падение листа с дерева? А что за дело Вселенной до нарушения твоего делового распорядка?

127


— Почему большинство людей остаются непросветленными?

— Потому что они ищут не Истину, а удобство для себя, — сказал Мастер.

В качестве примера он рассказал одну суфийскую

историю:

Ковровщик очень нуждался в деньгах и вынес на продажу груботканый ковер. Один покупатель увидел ковер и сказал:

— Это жесткий и сильно потертый ковер. И дал за него совсем немного денег. Минутой позже новый владелец ковра говорил случайному прохожему:

— Посмотрите, какой прекрасный ковер, сэр, — он мягкий, как шелк. Вы такого больше нигде не найдете.

Суфий, наблюдавший за происходящим, сказал:

— Будь добр, помести меня в свой волшебный ларец, который превращает грубый ковер в нежнейший шелк, а булыжник — в драгоценный камень.

— Волшебный ларец, конечно же, зовется корыстолюбием, — подвел черту Мастер. — Это самый эффективный инструмент для превращения правды в ложь.

128


До

— Я полагала, что духовность не имеет ничего общего с политикой, — сказала слегка обескураженная ученица, узнав о политической деятельности Мастера.

— Ты просто не имеешь ни малейшего представления о том, что такое духовность, — ответил ей на это Мастер.

На другой день он позвонил ей и сказал:

— Ты также не имеешь ни малейшего понятия о том, что такое политика.

5-5699

129


W

— Существует ли самоотверженная любовь?

Вместо ответа Мастер рассказал следующее:

Мистер Делайдобро с волнением ожидал, пока ангелы в раю разбирались в его бумагах. Наконец Ангел-писарь поднял голову, посмотрел на него и воскликнул:

— Просто невероятно! Неслыханно! За всю жизнь ты не совершил ни одного, даже маленького промаха... ну совсем никакого, ни единого малюсенького грешка за целую жизнь! Сплошь благотворительные поступки! К какой же категории отнести тебя в раю? Ангелов? Но ты — не ангел. Людей? Но у тебя нет ни единого проступка. Придется отправить тебя на день-другой обратно на землю, чтобы дать возможность совершить хотя бы один грех, — после этого возвращайся к нам человеком!

Бедный Мистер Делайдобро вновь очутился на углу улицы своего родного города. Он был несчастен и сбит с толку, но твердо решил сделать хотя бы один шажок в сторону с прямого и узкого пути. Прошел час, другой, третий, но Мистер

130


Делайдобро продолжал беспомощно стоять на том же месте, пытаясь сообразить, что ему теперь делать. Поэтому, когда одна дородная дама подмигнула ему, он с готовностью отозвался. Дама эта не отличалась ни молодостью, ни красотой, но она была его пропуском в рай — и он согласился провести с ней ночь. Когда рассвело, М-р Делайдобро взглянул на часы. Нужно было спешить. Через полчаса он вновь вознесется на небеса. Одеваясь, он вдруг замер, услышав, как с постели женщина крикнула ему:

— Милый, милый Мистер Делайдобро, знали бы вы, " какой великий благотворительный акт вы совершили сегодня ночью!..

131


W

Искусствовед читал лекцию в монастыре.

— Искусству место в музее, — сказал он, — а вот красота есть повсюду: в воздухе, на земле — везде; она доступна всем — без имен и определений.

— Совсем как духовность, — говорил Мастер на следующий день, оставшись наедине с учениками. — Символы духовности можно встретить в музее, который мы называем храмом, но ее сущность есть повсюду — доступная всем, неопознаваемая, без имен и определений.

132


V

Несмотря на то что последние достижения техники приводили Мастера в восторг, он отказывался называть их прогрессом.

Истинным прогрессом для него был «прогресс сердца, счастья», но никак не «прогресс ума» или «прогресс техники».

— Что вы думаете о современной цивилизации? — спросил Мастера журналист.

— Думаю, это очень неплохая идея, — прозвучало в ответ.

133


 

Когда разговор зашел о современном прогрессе, Мастер рассказал о двух посетителях из развивающейся страны.

Он спросил об уровне благосостояния их народа. Один из гостей обиделся:

— Господи, мы же цивилизованный народ: у нас даже есть два оружейных завода!

134


Мастер сказал социальному работнику:

— Боюсь, вы делаете больше зла, чем добра.

— Почему?

— Из двух условий справедливости вы выделяете лишь одно.

— Какое же?

— Бедные имеют право на хлеб.

— А второе?

— Бедные имеют право на красоту.

135


W

Мастер выражал недовольство по поводу того, что деятели социальной сферы выступают за реформы, а не за революцию.

— Жил-был однажды очень умный и добрый король, — рассказывал Мастер. — Однажды он узнал, что в тюрьме его государства томится немало безвинно осужденных людей. Поэтому король издал приказ о строительстве для невиновных более комфортабельной тюрьмы.

136


V

Ученик боготворил Мастера и считал его истинным воплощением Господа.

— Скажи мне, мой Учитель, — спросил он, — зачем ты пришел в этот мир?

— Чтобы научить таких дураков, как ты, не тратить попусту время, поклоняясь Мастерам.

137


Де

Когда кто-нибудь хвалился достижениями своей страны в экономике и культуре, Мастер казался безучастным.

— Вызвали ли все эти достижения хоть какие-нибудь перемены в сердцах ваших соотечественников? — спросил он.

И рассказал историю о белом человеке, захваченном людоедами. Перед тем как зажарить его живьем на костре, каннибалы привели его к старейшине. Вообразите удивление пленника, когда он услышал, что у вождя идеальное гарвардское произношение.

— Неужели годы, проведенные в Гарварде, никак на вас не повлияли? — спросил белый человек.

— Повлияли, конечно. Они приобщили меня к цивилизации. После того как тебя изжарят, я надену праздничный костюм и съем тебя с помощью ножа и вилки.

138


FV

— Твоя ошибка в том, что ты ищешь Бога вне себя, — сказал Мастер.

— Следует ли мне искать его внутри себя?

— Неужели ты не понимаешь, что твое «внутри» находится вне тебя?

139


До

Мастер постоянно напоминал о том, что люди живут как роботы:

— Как можно называть человеком того, кто мыслит, чувствует и действует машинально, того, чьей жизнью управляют привычки, а не он сам?

— Можно ли как-то покончить с подобной обусловленностью и стать свободным?

— Можно. С помощью осознанности. Подумав немного, Мастер добавил:

— И катастрофы.

— Катастрофы?

— Конечно. Один «очень английский англичанин» однажды рассказал мне, что, когда его корабль затонул посреди моря, он целый час плыл рядом с другим англичанином и в конце концов смог побороть свои предубеждения и заговорить с незнакомцем!

— И что же он сказал?

— Он сказал: «Извините, что обращаюсь к вам, не будучи представленным, но не подскажете ли мне, в какой стороне Саутгемптон?»

140


 

Мастер предупреждал, что всегда существует опасность замены Реальности какой-нибудь концепцией или определением.

Один ученый спросил Мастера:

— Говоря о БЫТИИ, сэр, вы имеете в виду вечное, трансцендентальное бытие или преходящее, случайное?

В задумчивости Мастер закрыл глаза. Затем он открыл их и обезоружил своим ответом:

-Да!

Позже он пояснил:

— Как только вы даете Реальности определение, она перестает быть Реальностью.

— Даже когда вы называете ее «Реальность»? — спросил дотошный ученик.

— Даже тогда. Даже когда ты называешь ее «она».

141


V

Мастер упорно разрушал любую доктрину, любую веру, любую концепцию о Боге, ибо, первоначально задуманные как знаки на пути, они превращались в определения.

Он любил цитировать восточную поговорку:

«Когда мудрец указывает на Луну, идиот видит только его палец».

142


До

Мастер никогда ни с кем не спорил, ибо знал, что спорщики лишь стремятся доказать свою правоту, но не найти Истину.

Однажды он продемонстрировал «ценность» спора:

— Бутерброд падает маслом вверх или вниз?

— Конечно, вниз.

— Нет, вверх!

— А давай проверим!

Намазали хлеб маслом и подбросили его в воздух. Он упал маслом верх!

— Я выиграл!

— Лишь потому, что я допустил ошибку.

— Какую ошибку?

— Намазал маслом не ту сторону.

143


 

— Религиозная вера, — говорил Мастер, — это не утверждение Действительности, а намек, подсказка к некой тайне, находящейся за пределами человеческого понимания. Вкратце, религиозная вера — это палец, указывающий на Луну.

Некоторые верующие никогда не продвигаются дальше изучения пальца.

Другие занимаются тем, что сосут его.

Третьи используют этот палец для того, чтобы выдавить себе глаза. Это слепые приверженцы религии.

И совсем немногие способны абстрагироваться от пальца и увидеть то, на что он указывает, — эти выходят за пределы веры и приобретают славу богохульников.

144


Lt;? V

Как-то вечером Мастер вывел своих учеников в открытое поле, над которым распростерлось усыпанное звездами небо. Указав на звезды, Мастер сказал ученикам:

— А теперь все сконцентрируйте свое внимание на моем пальце.

Они его поняли.

145


1V

Обеспокоенный стремлением Мастера разрушить любое религиозное утверждение, ученик воскликнул:

— У меня не остается ничего, за что я смог бы зацепиться.

— Так говорит оперившийся птенец, когда его выталкивают из гнезда!

Позже Мастер добавил:

— Ты думаешь, что сможешь взлететь, беспечно расположившись в гнезде своих верований? Это не взлет. Это бессмысленное трепыхание крыльями!

146


^*

— Смирение — это не просто самоотречение, — сказал Мастер. — Это осознание, что усилием воли ты можешь добиться лишь изменения своего поведения — но не себя самого.

— Значит, истинного изменения усилием не достичь?

— Именно.

— Как же оно тогда происходит?

— Через пробуждение.

— А что нужно сделать, чтобы стать пробужденным?

— А что нужно делать, чтобы пробудить спящего ото сна?

— Выходит, на свете нет истинной добродетели, достойной гордости?

В ответ Мастер рассказал подслушанный им диалог:

— Какой голос у нашего Мастера; как божественно он поет!

— Хм! Если бы у меня был его голос, я пел бы не хуже!

147


До

Намерение правителя соседнего королевства посетить монастырь вызвало переполох среди монахов. Лишь Мастер, как обычно, хранил спокойствие.

Войдя в комнату Мастера, король отвесил ему низкий поклон и сказал:

— Знаю, что ты посвящен в тайну бытия, поэтому я приехал, чтобы просить тебя раскрыть ее мне.

— Зачем тебе это? — спросил Мастер.

— Хочу разобраться в тайне жизни, чтобы иметь возможность контролировать свою жизнь, жизни своих подчиненных и привести свою страну к процветанию.

— Хорошо, но должен предупредить: когда ты глубоко погрузишься в проблему, ты осознаешь, что гармония достигается не контролем, а уступками.

148


 

W

— Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? — самодовольно спросил священник.

— Считать других грешниками, — ответил Мастер.

149


До

— Действительно, существует два типа людей: фарисеи и мытари, — сказал Мастер, прочитав притчу об Иисусе.

— А как отличить фарисеев?

— Очень просто. Это те, кто делит людей на сословия!

150


До

— Все люди приблизительно одинаковы — и добрые, и плохие, — сказал Мастер, который терпеть не мог, когда клеят ярлыки.

— Но разве можно ставить на одну доску святого и грешника? — недоуменно спросил ученик.

— Все мы находимся на одинаковом расстоянии от солнца. Думаешь, расстояние сократится, если ты влезешь на крышу небоскреба?

151


»**

Мастер считал: то, что весь мир принимает за истину, на самом деле — ложь; поэтому первооткрыватель всегда одинок.

— Ты думаешь, что Истина — это формула, которую можно обнаружить в книге. Истина продается по цене одиночества. Если хочешь познать Истину, нужно научиться идти одному.

152


До

— Ради истины я готов отправиться в любой путь, — пылко сказал ученик.

Мастер был приятно удивлен.

— Когда выступаешь? — спросил он.

— Как только ты скажешь мне, куда идти.

— Думаю, тебе нужно идти туда, куда указывает твой нос.

— Хм. А где остановиться?

— Где хочешь.

— И что, я найду там истину?

— Ну да. Она будет стоять прямо перед твоим носом и заглядывать в твои невидящие глаза.

153


1V

— Трудно ли достичь просветления?

— Так же трудно, как увидеть то, что находится прямо перед тобой.

— Разве трудно увидеть то, что находится прямо перед тобой?

В ответ Мастер рассказал анекдот:

Девушка спрашивает у своего парня:

— Заметил у меня что-то новенькое?

— Новое платье?

— Нет.

— Туфли?

— Нет. Что-то другое.

— Я сдаюсь.

— Я надела противогаз.

154


До

— Что такое ум Будды? — спросил ученик-буддист.

— Почему ты не спрашиваешь о своем собственном уме или о своей сущности, а интересуешься чужим?

— Ну, хорошо. Мастер, что такое моя сущность?

— Для ответа на этот вопрос тебе нужно познать то, что называется «секретным действием».

— А что это за действие?

— А вот что, — ответил Мастер, закрыв свои глаза и вновь открыв их.

155


*

Мастер объяснял ученикам, что они смогут достичь Просветления, если будут смотреть на мир незатума-ненным взором.

Те спросили, что значит «незатуманенный взор».

Мастер рассказал притчу:

Два землекопа-католика работали неподалеку от публичного дома, когда увидели, что в дом терпимости незаметно юркнул раввин.

— А чего от него еще можно ожидать! — переглянулись рабочие.

Некоторое время спустя туда, крадучись, вошел и пастор. Это их уже не удивило.

— А чего еще от него можно ожидать!

Чуть позже, высоко подняв воротник, в дом прошмыгнул католический священник.

— Какой ужас! Должно быть, одной из девочек стало плохо.

156


Ученик спросил как-то Мастера, как ему ступить на Тропу.

— Слышишь журчание ручейка, бегущего вдоль монастыря?

-Да.

— Вот превосходный способ ступить на Тропу.

157


^*

Мастер любил рассказывать историю о своем первенце:

Как-то он вошел в детскую и увидел, что его жена склонилась над кроваткой с младенцем. Он молча наблюдал за тем, как нежно смотрела она на спящего малютку. На ее лице он читал изумление, неверие, радость и восхищение. Растроганный до слез, Мастер на цыпочках подошел к ней, обнял ее за талию и прошептал:

— Мне понятны твои чувства, любимая. Вздрогнув от неожиданности, жена выпалила:

— Да. Никак не могу понять, как можно сделать такую чудную кроватку всего лишь за двадцать баксов!

158


W

Когда бы разговор ни заходил о Боге, Мастер настойчиво утверждал, что Бог находится вне пределов человеческого понимания, что это Тайна; поэтому все сказанное о Боге истинно — но только не в отношении Самого Бога, а относительно того образа Бога, который создал наш ум.

Ученики так и не поняли до конца, что значат эти слова, но однажды Мастер объяснил им подробнее.

— Неверно было бы утверждать, что Бог создал мир, что Бог любит нас, что Бог — велик, ибо сказать о Боге нельзя ничего. Поэтому, чтобы быть предельно точным, нужно говорить так: Наш Бог-образ создал мир, наш Бог-образ любит нас, наш Бог-образ — велик.

— Правильно ли отказаться от всех образов и представлений о божественном?

— Не было бы нужды отказываться от своих идолов, если бы ты сначала не создал их.

159


^«*

Ученики никак не могли понять, почему Мастеру было совершенно все равно — верит человек в Бога или нет.

Однажды он процитировал им одну фразу, которая впоследствии стала его любимым изречением. Это была выдержка из дневника Секретаря Объединенных Наций генерала Дага Хаммарскджолда:

«Бог не умирает в тот день, когда мы перестаем верить в Него; это мы умираем тогда, когда нашу жизнь перестает озарять возобновляющееся с каждым новым днем таинственное ощущение чуда, источник которого непостижим».

160


 

Однажды Мастер увидел у монастыря большую толпу. Пришедшие распевали гимны в его честь и держали транспарант с надписью: «ХРИСТОС — ВОТ ВСЕМУ ОТВЕТ».

Мастер подошел к угрюмого вида человеку, держащему плакат, и спросил:

— Хорошо, но в чем вопрос?

Человек был захвачен врасплох, но очень скоро нашелся с ответом:

— Христос — это ответ не на вопрос, а на наши проблемы.

— В таком случае, в чем проблема? Позже он обратился к ученикам:

— Если Христос действительно является ответом, тогда Он значит четкое понимание того, кто создает проблему и как.

6-5699

161


^«*

— Что мне сделать, чтобы стать просветленным? — спросил нетерпеливый ученик.

— Воспринимай действительность такой, как она есть, — ответил Мастер.

— А что нужно делать, чтобы воспринимать действительность такой, как она есть?

Мастер улыбнулся и произнес:

— У меня для тебя две новости, друг мой, — хорошая и плохая.

— Какая плохая?

— Научиться видеть невозможно, умение видеть — это дар.

— А хорошая?

— Научиться видеть невозможно, умение видеть — это дар.

162


Lt; до

— Прогресс не решает, а усугубляет проблемы человека, — сказал один профсоюзный деятель, который повел Мастера посмотреть, как роют траншею с помощью современной техники.

— Эта машина отняла работу у нескольких десятков людей, — сказал реформатор. — Ее нужно уничтожить и предоставить работу сотне землекопов с лопатами.

— Правильно, — отреагировал Мастер, — а еще лучше пригнать сюда тысячу человек с чайными ложками.

163


До

Проповедник пришел к Мастеру с твердым намерением получить от него четкие заверения, что тот верит в Бога.

— Ты веришь, что Бог существует?

— Разумеется, верю, — ответил Мастер.

— Ты веришь в то, что все создал Он?

— Да, да. Конечно, верю.

— А кто создал Бога?

Ты.

Проповедник пришел в ужас от таких слов.

— Ты серьезно хочешь сказать, что это я сотворил Бога?

— Того Бога, о котором ты постоянно думаешь и говоришъ\ — спокойно ответил Мастер.

164


Мастер не признавал идеологов по той простой причине, что их теории звучат убедительно, но никогда не подтверждаются действительностью.

Он рассказал об одном идеологе, который как-то сказал:

— Мы живем в сумасшедшем мире. Имущие пользуются кредитами, хотя у них много денег. Неимущие, не имея ни гроша, вынуждены платить наличными.

— И что же вы предлагаете? — спросил его кто-то.

— Сделать все наоборот. Заставить богачей платить наличными, а бедным давать кредиты.

— Но если владелец магазина будет давать кредиты бедным, то он разорится.

— Ну что ж! — воскликнул идеолог. — Тогда он также сможет покупать в кредит!

165


Lt; до

Мастера утомляли беседы с людьми, готовыми до конца своих дней отстаивать существование Бога или спорить о Его происхождении, игнорируя при этом важнейшую задачу развития самосознания, способного освободить человека и открыть его для любви.

Группе посетителей, просивших Мастера рассказать им о Боге, Мастер сказал:

— К сожалению, вы больше стремитесь говорить о Боге, чем видеть Его. И вы видите Его таким, каким Его рисует ваше воображение, а не таким, каков Он есть в действительности. Но Бог виден для всех, он не прячется. Зачем же пустословить? Откройте глаза и смотрите.

Позже он добавил:

— Видеть Бога — самая простая вещь в мире. Нужно всего лишь освободиться от своих представлений о Нем.

166


 

Ученик спросил у Мастера:

— Как избавиться от необходимости одеваться и есть?

— Мы едим. Мы одеваемся.

— Не понимаю.

— Если не понимаешь — оденься и поешь. Позже Мастер добавил:

— Ты никогда не возвысишься над тем, чего избегаешь.

И еще позже:

— Тот, кто стремится возвыситься над хорошо приготовленным блюдом и хорошо сшитым платьем, не может быть духовным.

167


 

Мастер утверждал, что самая банальная причина страданий заключается в том, что человек сознательно хочет быть несчастным. Вот почему в абсолютно одинаковых ситуациях один будет счастлив, а другой нет.

Мастер рассказал о своей маленькой дочери, которой очень не хотелось отправляться в летний лагерь. Чтобы развеять ее дурное настроение, он дал ребенку несколько почтовых открыток, предварительно адресовав их себе.

— Каждый день просто пиши на открытке «У меня все хорошо» и опускай ее в почтовый ящик.

Девочка подумала немного и спросила:

— А как пишется слово «плохо»?

168


^«*

Мастер высоко ценил исторические исследования. Тем не менее он был недоволен тем, что студенты исторических факультетов как правило упускают самые ценные уроки, которые преподносит нам история.

— Например? — спросил его один студент.

— Например, некогда значимые вопросы истории превратились сегодня не более чем в пустые абстракции в учебнике. Некогда всемогущие исторические личности сегодня представляются не более чем марионетками, находившимися в трогательном неведении того, что сегодня так очевидно для нас!

169


< 9V

«To, что вы называете дружбой, на самом деле — просто сделка: если ты соответствуешь моим ожиданиям, даешь мне то, что я хочу, то я люблю тебя. Как только ты отказываешь мне, моя любовь превращается в возмущение и равнодушие», — говорил Мастер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.