Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окончание таблицы. Консультирование — это Консультирование — это не Искренность консультанта и его умение оставаться самим собой Умение






 

Консультирование — это... Консультирование — это не...
Искренность консультанта и его умение оставаться самим собой Умение консультанта быть хорошим артистом, с тем чтобы скрывать свои истинные чувства
Предоставление клиенту возможности самому принимать решения Отношение к клиенту как к больному, которого надо обязательно вылечить
  Правосудие и направление клиента на «истинный» путь
  Интервьюирование клиента, с тем чтобы выявить все его текущие проблемы и узнать о нем как можно больше
  Убеждение клиента поступать определенным образом

Игра «Яков-кот...»

(модификация детской английской игры)

Цель. Развитие наблюдательности и внимания участников тренинга в слуховой модальности.

Содержание. Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Подгруппы садятся так, чтобы образовался круг, но между подгруппами было свободное пространство, как показано на рисунке ниже.

Тренер, начиная игру, оповещает участников о том, что речь пойдет о коте, о его особенностях, которые будут называться в зависимости от определенных правил. О каждом из этих правил будет знать только один человек — ведущий (или подгруппа участников, на которую будет возложена роль ведущих). Остальным участникам предстоит разгадать правило, и та подгруппа, которая сделает это первой, становится ведущей. Правила записываются на карточках. Отгадывая признаки Якова-кота, участники используют следующую формулу: «Яков-кот... (и называют два признака в зависимости от задания, указанного в карточке)».

Чтобы наглядно объяснить, как играть в игру, тренер показывает участникам обратную сторону карточки с первым правилом, которое он читает молча, и после этого начинает игру. Например, на карточке



242 Глава 4. Программа тренинга

написано: «Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет». Тренер громко произносит: «Яков-кот белый и коричневый», затем слово передается первой подгруппе. Кто-либо из участников, пытаясь отгадать правило, говорит: «Яков-кот смешной и полосатый». Тренер: «Нет, вы не угадали. Я повторю еще раз другими словами: " Яков-кот серый и зеленый" и передает слово второй подгруппе. Кто-либо из участников второй подгруппы произносит: «Яков-кот грустный и задумчивый» Тренер: «Нет. Послушайте еще раз. Яков-кот коричневый и синий». Кто-либо из участников следующей по очереди подгруппы говорит: «Яков-кот фиолетовый и желтый». Тренер: «Правильно! Кто из представителей данной команды может назвать правило для определения признаков Якова-кота?» Кто-либо из участников данной команды называет правило: «Все признаки указывают на цвет кота». Тренер: «Верно! Ваша команда становится ведущей. Я передаю вам следующую карточку с признаками Якова-кота. После того как вы молча прочитаете ее, представитель вашей команды назовет для всех следующие признаки. Если команда, сидящая рядом с вами, не разгадает их, вы можете повторить снова, но другими словами и так до тех пор, пока кто-либо не разгадает ваш замысел», и игра продолжается.

Обсуждение. Сначала участники делятся своими впечатлениями в свободной форме, после этого тренер может предложить им ответить


Часть II. «Структура сессии»



 


на вопросы: что помогало и что мешало им быть успешными в этой игре; чему они научились?

Комментарии для тренера. Игру следует начинать с более простых заданий и можно закончить в любой момент, как только тренер почувствовал, что участники устали либо начали терять интерес.

Легкие задания

П Все признаки Якова-кота должны указывать на его цвет.

П Признаки Якова-кота должны быть противоположными по смыслу. Например: «Яков-кот глупый и умный», «Яков-кот белый и черный», «Яков-кот тихий и шумный» и т. д.

П Признаки Якова-кота указывают на его характер. Например: «Яков-кот веселый и дружелюбный», «Яков-кот злой и ворчливый», «Яков-кот сердитый и ласковый» и т. д.

П Признаки Якова-кота начинаются на гласную букву. Например: «Яков-кот активный и энергичный», «Яков-кот умный и организованный», «Яков-кот яркий и инициативный», «Яков-кот оранжевый и остроумный» и т. д.

Усложненные задания

П Признаки Якова-кота указывают на цвет одежды говорящего. Например: участник в белой блузке и синей юбке говорит: «Яков-кот белый и синий», участник в черном платье с фиолетовым рисунком продолжает: «Яков-кот черный и фиолетовый» и т. д.

П Все признаки Якова-кота произносятся в алфавитном порядке. Например, первый участник произносит признаки, начинающиеся на две первые буквы алфавита А и Б: «Яков-кот агрессивный и быстрый», второй участник должен произнести признаки на следующие две буквы В и Г: «Яков-кот высокий и гладкий», следующий участник: «Яков-кот дерзкий и ершистый», далее: «Яков-кот жизнерадостный и злой», «Яков-кот игривый и красивый», «Яков-кот ленивый и медлительный», «Яков-кот наивный и опрятный», «Яков-кот приятный и рассудительный», «Яков-кот синеглазый и таинственный» и т. д.

П Все признаки Якова-кота начинаются на букву имени участника, который называет эти признаки. Например, Таня может назвать следующие признаки: «Яков-кот таинственный и тихий»,


244 Глава 4. Программа тренинга

Марина может сказать: «Яков-кот маленький и малиновый», Оля: «Яков-кот оливковый и обманчивый», Сергей: «Яков-кот серый и синеглазый» и т. д.

Упражнение «Позвольте вас спросить»

Цель. Отработка техники постановки различных типов вопросов.

Содержание. Каждый участник получает по карточке с перечнем основных типов специальных вопросов. Данный перечень записан дважды в разных колонках. Затем группа разбивается на две подгруппы. Одна из подгрупп получает какой-либо опознавательный знак -повязка на руке определенного цвета, бейдж и т. д. Эта подгруппа будет исполнять роль консультантов. Участники другой подгруппы -клиенты.

По команде тренера подгруппы начинают передвигаться по аудитории в свободном направлении. Время от времени каждый клиент находит себе пару из противоположной подгруппы — консультанта и рассказывает ему короткую историю, состоящую из 1—2 предложений. Например: «Вчера мой сын разбил хрустальную вазу. Я была очень расстроена». После этого консультант задает ему один из вопросов и отмечает в своей карточке тип вопроса, который он сумел задать. Например: «И что вы чувствуете сейчас?» (ставит любой значок в строчке «Вопросы эмоционального характера»). Клиент может не отвечать на вопрос, но он также отмечает в своей карточке тип заданного ему вопроса. При желании клиент и консультант могут совещаться между собой при определении типа вопроса.

После этого клиент находит новую пару и рассказывает своему партнеру либо то же самое, либо что-либо другое, по своему усмотрению. Например: «Я с ужасом думаю о том, что сегодня я обязательно должна приготовить на обед котлеты с макаронами. Мой муж сказал, что он больше ничего не хочет есть». Консультант может спросить: «Что произойдет, если вы приготовите что-либо другое?» (клиент и консультант ставят значок в графе «Гипотетические вопросы») и т. д. После смены 4—5 пар подгруппы меняются ролями и упражнение продолжается. На этот раз участники ставят пометки в другой колонке. Бланк с таблицей к упражнению приводится ниже.


Часть II. «Структура сессии»



Обсуждение. После того как участники снова вернутся в круг, тренер просит каждого из них просмотреть свои записи и выделить типы вопросов:

П которые они сумели задать свои клиентам;

П которые они не сумели задать;

П которые задали им, когда они находились в роли клиентов.

Затем участники по очереди делятся приобретенным опытом, анализируя свои пометки в карточках. Каждый из участников отмечает для себя типы вопросов, которые он или она усвоили хорошо, и те, которые ему или ей следует еще отработать на практике.

Комментарии для тренера. Если участники устанут долго ходить в процессе упражнения, пары при желании могут присесть на стулья.

Данное упражнение также можно проводить и в парах (по аналогии с проведением практикума по консультированию), но при этом оно менее эффективно, поскольку не происходит смены клиентов.

Бланк к упражнению «Позвольте вас спросить»

 

Типы вопросов, которые я задал Пометки участника Типы вопросов, которые задали мне Пометки участника
Вопросы эмоционального характера   Вопросы эмоционального характера  
Переломные вопросы   Переломные вопросы  
Уточняющие вопросы   Уточняющие вопросы  
Поисковые вопросы   Поисковые вопросы  
Гипотетические вопросы   Гипотетические вопросы  

Упражнение «Мои откровения»


 


Цель. Расширение скрытой зоны модели «Окно Джохари» для каждого участника тренинга, развитие умения безусловного принятия клиента, подготовка участников к овладению техникой самораскрытия.

Содержание. Перед началом упражнения участники вспоминают модель «Окно Джохари». Затем тренер объявляет, что данное упражнение направлено на расширение скрытой зоны «окна Джохари». Ка-


246 Глава 4. Программа тренинга

ждому участнику будет необходимо поделиться своими откровениями — мыслями и чувствами, связанными с тем, что происходит на тренинге. Все высказывания должны начинаться со следующих слов: «Я никогда не говорил об этом раньше, но я скажу об этом сейчас...»

Каждый участник должен придерживаться следующих правил: откровение должно касаться его/ее мыслей, чувств и эмоций, связанных с ситуацией данного тренинга. Оно не должно быть обращено персонально к одному человеку, а в случае, если оно обращено к группе людей, то их имена не должны называться. Нельзя перебивать друг друга и задавать вопросы, поэтому говорить будет только тот, кто держит в руках мяч. Все остальные в это время внимательно слушают, используя нерефлексивное слушание. Желательно, чтобы все участники высказали свои «откровения», так как это поможет каждому из них получить определенный опыт, необходимый в практической деятельности.

Например:

Тренер. Я никогда не говорила об этом раньше, но я скажу это сейчас. Перед каждым моим новым тренингом я волнуюсь так, как будто бы я иду сдавать государственный экзамен. Иногда я даже не могу долго уснуть. Это мое откровение. Кто хочет продолжить? Я передам мяч.

Участник 1. Я никогда не говорила об этом раньше, но я скажу это сейчас. Когда я вошла в аудиторию в первый день тренинга и все сидели на своих местах, я подумала: какие неинтересные люди. Сейчас, конечно, я думаю по-другому.

Тренер. Спасибо, Катя. Кто желает продолжить?

Участник 2. Я никогда не говорил об этом раньше, но я скажу об этом сейчас. Меня раздражает, когда некоторые участники приходят в аудиторию позже, а потом отнимают у всех драгоценное время, задавая вопросы.

Обсуждение. После того как участники в свободной форме поделятся своими впечатлениями от упражнения, тренер просит их подумать над тем, возможно ли использование приема самораскрытия в психологическом консультировании и если да, то с какой целью.

Комментарии для тренера. Во время высказывания «откровений» тренер следит за тем, чтобы остальные участники не делали никаких


Часть II. «Структура сессии» 247

комментариев, а просто внимательно слушали. Это очень важно, так как в противном случае упражнение может превратиться в дискуссию. В процессе обсуждения также важно говорить о содержании упражнения, а не о содержании отдельных высказываний. Если группа не готова к серьезной работе, связанной с самосовершенствованием, данное упражнение лучше заменить на какое-то другое или исключить из тренинга.

Упражнение «Конфронтация или...»

Цель. Отработка техники конфронтации.

Содержание. Группа делится на подгруппы по четыре человека: один клиент, два консультанта и один супервизор.

Клиент довольно агрессивен и ведет себя вызывающе. Его невербальные сигналы противоречат вербальным, и к тому же он постоянно противоречит сам себе. Оба консультанта это заметили. Первый консультант после реплики клиента использует технику конфронтации, второй консультант либо использует технику обратной связи, либо задает вопрос, чтобы выяснить несоответствия клиента. Клиент отвечает одному из консультантов по своему выбору.

После этого супервизор дает обратную связь консультантам. Клиент сообщает обоим консультантам о том, какие чувства у него возникли при получении ответа на его реплику и с чем связан его выбор консультанта.

Например:

Клиент. Я уважаю только Марью Васильевну, она неплохая женщина (при этом клиент невербально демонстрирует полное неприятие Марьи Васильевнысжимает руки в кулаки, скрещивает ноги, делает напряженное выражение лица, закрывает рот рукой и т. д.).

Первый консультант. Вы сказали, что хорошо относитесь к Марье Васильевне, но я заметила, что при этом ваши жесты и поза стали закрытыми, а на лице появилось напряжение. Не могли бы вы пояснить, с чем это связано?

В то рой консультант. Не могли бы вы рассказать о том, как вы проявляете ваше уважение?


248 Глава 4. Программа тренинга

Клиент (второму консультанту). Ну я иногда здороваюсь с ней, а иногда — нет... Когда она в плохом настроении.

Супервизор. Мне показалось, что реплика Марины (второго консультанта) звучит мягче и в большей степени демонстрирует клиенту его безусловное принятие...

Клиент. Да, я согласна. Мне почему-то не очень захотелось отвечать Дарье. Я почувствовала, что она мне не доверяет, а голос Марины звучал более дружелюбно. Но, если бы я ответила Дарье, я бы все ей рассказала о том, какая Марья Васильевна подлая женщина.

Затем участники меняются ролями и упражнение продолжается. После того как каждый участник побывал в роли клиента, супервизора и консультантов (в одном случае используя технику конфронтации, в другом — вопрос или обратную связь), группа возвращается в круг.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам обсудить возможности техники конфронтации, задавая следующие вопросы:

О В чем преимущества и недостатки техники конфронтации?

П Насколько легко или трудно использовать ее в практике консультирования?

П Насколько эта техника может быть эффективной?

Комментарии для тренера. Проводя это упражнение, тренер должен быть уверен в том, что участники поняли, что им следует делать. Для этого приведенный пример желательно разобрать в кругу, выслушать все вопросы участников. Если тренер чувствует, что участники не готовы работать в подгруппах, можно разобрать еще один пример. Варианты ситуаций для упражнения, которые клиент может развивать в любом направлении, приводятся ниже.

Варианты ситуаций для упражнения

Клиентка. Я ненавижу этого человека, я проклинаю его... он испортил мне всю жизнь. Он постоянно обещал развестись с женой и жениться на мне... и до сих пор все обещает и обещает... Но вот уже прошло три года, а воз и ныне там... (клиентка говорит без всякой злобы в голосе и при этом улыбается).

Клиентка. Я никогда в жизни никому не врала, и я не знаю, почему мне никто не доверяет на работе. Если я обещаю что-то


. «Структура сессии» 249

сделать, все думают, что я шучу, ну после этого у меня, конечно, пропадает желание делать людям добро. Может быть, вы подскажете, как завоевать доверие в коллективе (закрывает лицо руками, прячет взгляд, отворачивается от консультанта, говорит очень неуверенно и т. д.).

Клиент. Все... я ухожу с этой работы и ищу себе другое место. Завтра же я скажу начальнику, что это мой последний день в его фирме. Работа-то неплохая, но я не могу больше работать за гроши... Я бы уже давно ушел, но только нигде больше не платят, никто не хочет платить за мой труд...

Клиент. У нас собака вчера убежала... (посмеивается). Да, жалко собачонку, хоть и хлопот с ней много, но все-таки жалко, привыкли к ней... (посмеивается). Дочка плачет... Теперь в семье не до смеха...

Клиентка. Я могу сказать, что я счастлива, я сама стремилась к такой жизни... к независимости....Это блаженство — чувствовать себя независимой женщиной... (вытирает слезы руками).

Клиентка. Мне все нравятся на работе... сотрудники все замечательные. Все прекрасно понимают, что я жена директора, и все стараются угодить мне... Наташка, правда, иногда сплетничает и Екатерина Серафимовна всегда с «дежурной улыбкой». Честно говоря, это немного раздражает... а так все хорошо...

Упражнение «Что мне нравится в тебе»

Цель. Отработка навыка подачи положительной обратной связи.

Содержание. Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа ставит стулья (по числу человек в подгруппе) в круг на некотором расстоянии друг к другу. В это время вторая подгруппа убирает лишние стулья. Участники первой подгруппы садятся на свои стулья спиной в круг и закрывают глаза. Каждый участник второй подгруппы находит себе пару среди сидящих на стульях и встает рядом, при этом образуется внешний круг.,

Когда все готовы, по команде тренера каждый участник второй подгруппы говорит своему напарнику о его положительных качествах, которые тот реализует в ходе консультирования. Все высказывания произносятся по следующей схеме: называется имя участника и то


250 Глава 4. Программа тренинга

качество, которое нравится говорящему. Например: «Оля, мне нравится твой спокойный, мягкий тембр голоса, который ты используешь в общении с клиентом», или «Александр, мне нравится, как ты используешь эхо-технику в процессе консультирования», или «Даша, мне нравится, как ты слушаешь клиента» и т. д. Сказав это, каждый участник внешнего круга перемещается на один стул вправо и говорит следующему сидящему на стуле то, что ему нравится в его работе.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник из внешнего круга не выскажет свое утверждение каждому участнику, сидящему на стуле. После этого участники меняются местами -участники, сидящие на стульях, встают и образуют внешний круг, а участники из внешнего круга садятся на стулья, и упражнение продолжается от начала до конца.

Обсуждение. После этого участники возвращаются в один большой круг, и тренер спрашивает их о том, есть ли необходимость обсуждать данное упражнение. Если кто-то из участников хочет высказаться, тренер предоставляет ему слово.

Комментарии для тренера. При выполнении данного упражнения тренер может предложить и другую формулу для подачи обратной связи своим коллегам. Так, например, если группа не выполняла упражнение «Чему я научился от тебя», можно использовать следующую формулу: «(Имя), я научился от тебя...» и т. д.

Чтобы усилить эмоциональный эффект упражнения, можно включить негромкую спокойную классическую музыку без слов.

Упражнение «Техники, которые я знаю»

Цель. Повторение техник, тактик и стратегий, пройденных во время тренинга.

Содержание. Как отмечалось выше, отработка техник психологического консультирования не входит в число первоочередных задач данного тренинга, тем не менее, если группа способна продвигаться в довольно быстром темпе и хорошо освоила базовые навыки и умения, можно предложить участникам упражнение по отработке техник консультирования.

Перед началом упражнения группа делится на подгруппы по 3—6 человек. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых даны


Часть II. «Структура сессии»



 


реплики консультанта. Участникам каждой подгруппы необходимо прочитать каждую реплику и определить, какую технику или стратегию использовал консультант. После этого следует разложить карточки по группам в зависимости от используемых техник. Обсуждая каждую технику, участники также должны сказать, для чего, по их мнению, консультант использовал ту или иную технику и что могло происходить на сессии до того, как консультант использовал соответствующую технику.

Когда участники закончат работу, группа собирается в круге. Тренер зачитывает реплики консультанта, а участники называют технику, которая была использована, и свои домыслы о том, с какой целью она была использована и что могло происходить на тренинге до того, как консультант сделал это выказывание. При этом, если есть необходимость, участники могут отстаивать свою точку зрения и спорить друг с другом. Последнее слово остается за тренером, который разрешает все споры (если они возникают).

Например, тренер зачитывает реплику:

Консультант. Должен признаться, я тоже люблю носить старую обувь, если она, конечно, достаточно мягкая и удобная.

Участник. Консультант использовал технику самораскрытия. Возможно, он сделал это потому, что клиент чувствует неловкость оттого, что любит носить старые ботинки. Может быть, его начальник или жена сказали ему что-то обидное по этому поводу и клиент чувствует смущение или обиду. Консультант поддержал его в этом случае.

Образцы карточек приводятся ниже (после описания упражнения). Названия техник, тактик и стратегий даны перед репликами консультанта. При подготовке раздаточного материала реплики следует давать без названия техник, тактик и стратегий. Откопированные реплики вырезаются и тщательно перемешиваются перед началом упражнения.

Обсуждение. Проходит по обычной схеме, если тренер или участники видят в этом необходимость.

Комментарии для тренера. Данное упражнение можно проводить по-разному. Если тренер считает, что участникам стоит поработать в одной большой группе, его можно проводить по аналогии с «Большим контейнером». Тренер раскладывает на полу или на столах названия


252 Глава 4. Программа тренинга

техник и просит участников классифицировать все карточки с репликами консультанта в зависимости от использованной техники. В этом случае необходимо увеличить количество карточек с репликами консультанта примерно вдвое, а после проведения упражнения, скорее всего, понадобится обсуждение.

Другой вариант проведения упражнения. Тренер зачитывает реплики консультанта, а участники, сидя в кругу, называют техники и стратегии без предварительного обсуждения в подгруппах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.