Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные навыки и умения, отрабатываемые в ходе первой части тренинга 2 страница






Время. По десять минут на каждого участника.

Тема. «Какя контролирую свои эмоции: гнев, тревогу, ненависть и др.».


200 Глава 4. Программа тренинга

Содержание. Группа делится на пары. Один из участников пары -клиент рассказывает консультанту в свободной форме о том: П какие эмоции он испытывает чаще всего; О с какими эмоциями ему легко справляться, а с какими трудно; О как он контролирует себя тогда, когда необходимо сдерживать

свои эмоции;

О насколько это ему удается;

П какие навыки он бы хотел приобрести, чтобы лучше контролировать свои отрицательные эмоции.

Консультант использует нерефлексивное и рефлексивное слушание и задает уточняющие вопросы. Когда до окончания сессии останется 2-3 минуты, он предупреждает клиента об этом и делает резюмирование. По сигналу тренера участники меняются местами (консультант садится лицом к часам) и ролями.

Обсуждение. После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся трудностями, которые возникли у них в процессе совместной работы, а также рассказывают об удачных моментах сессии.

Мини-лекция «Фокус на эмоциях клиента (техники самораскрытия, нормализации)»

Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых в работе с эмоциями клиента.

Содержание. Тренер знакомит участников с основными моментами следующего этапа сессии: «Фокус на эмоциях клиента», подчеркивая его важность и делая акцент на том, как преодолеть основные трудности, с которыми обычно встречается начинающий консультант, работая с чувствами клиента, что делать, если клиент начинает плакать или проявлять свой гнев. Далее тренер рассказывает о техниках нормализации и самораскрытия и о том, как использовать техники постановки вопросов эмоционального характера.

Материал для данной мини-лекции можно найти в разделах: «Фокус на эмоциях клиента», «Техника нормализации», «Самораскрытие», «Вопросы эмоционального характера».


Часть II. «Структура сессии» 201

Упражнение «Самораскрытие»

Цель. Отработка навыков использования техники самораскрытия, закрепление знаний, полученных в ходе мини-лекции.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов.

Этап 1. Тренер зачитывает участникам вариант из сессии начинающего консультанта, который попытался использовать самораскрытие, и просит участников сначала прокомментировать действия консультанта, а затем дать обратную связь по типу «сэндвича». Отрывок из сессии для данного упражнения и примерные комментарии к нему находятся в приложении 14.

Этап 2. Тренер просит группу разделиться на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с отрывком из сессии и четыре варианта самораскрытия. Участникам необходимо внимательно прочитать свой отрывок и выбрать приемлемые и неприемлемые варианты самораскрытия консультанта, прокомментировав каждый вариант. Образцы карточек даны в приложении 15.

Затем подгруппы возвращаются в круг (третий этап) и по очереди зачитывают свои отрывки из сессии и комментарии к ним, которые были сделаны в ходе групповой работы. В это время остальные участники слушают и делятся своими мнениями.

Обсуждение. В процессе обсуждения тренер просит участников поделиться тем опытом, который они приобрели в ходе данного упражнения. Сделали ли они какие-либо выводы для себя о том, насколько данная техника сочетается с их персональным стилем ведения консультации, насколько она подходит каждому из них? Как часто и в каких ситуациях они могут использовать эту технику?

Комментарии для тренера. Критикуя неудачные варианты примеров, не следует забывать и о положительных моментах. На любых этапах обучения, а особенно на начальных, очень просто допускать неточности. Мы рекомендуем с уважением относиться к любым ошибкам начинающих консультантов, давая конструктивную критику, без сарказма и насмешек. Только в этом случае участники тренинга будут чувствовать себя защищенными от насмешек других. Именно поэтому мы советуем давать обратную связь по типу «сэндвича».


202 Глава 4. Программа тренинга

Упражнение «Нормализация и самораскрытие»

Цель. Отработка техник «Самораскрытие» и «Нормализация» на практике.

Содержание. Перед началом упражнения каждый участник вспоминает и кратко записывает на листе бумаги следующее:

П какую-либо ситуацию или явление, которое вызывает у него

сильные отрицательные эмоции;

О желание или стремление, которое у него иногда возникает, но кажется ему не совсем этичным.

Например:

— «Я прихожу в ярость, когда в метро кто-либо начинает гром
ко смеяться прямо у меня под ухом».

— «Я очень расстраиваюсь, если утром приходится долго ждать
автобуса».

— «У меня портится настроение, когда мой муж критикует
блюдо, которое я ему приготовила. Мне обычно хочется сказать:
" Не нравится — готовь сам"!»

— «Часто после беседы с моим начальником я ловлю себя на
мысли, что мне хочется плюнуть ему в лицо».

Затем группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа играет роль консультантов, другая — роль клиентов. Консультанты, организуя пространство для себя и своего клиента, ставят два стула, как для консультирования, и садятся на один из них. Каждый клиент находит себе консультанта и рассказывает ему одну из приготовленных им историй. После того как он закончит, консультант использует в ответ одну из техник: либо нормализации, либо самораскрытия в зависимости от его личного опыта.

Например:

Клиент. Когда подростки курят на улице или распивают спиртные напитки — это вызывает у меня отвращение и негодование. Почему родители не знают об этом и не могут их остановить? Не знаю, не знаю... Может, я отстала от жизни, но мне кажется, что это дико...


Часть II. «Структура сессии»



Консультант. Чувства, которые возникают у вас, — по-моему, совершенно нормальная реакция на подобные явления... (Техника нормализации.)

Или (если консультант испытывает подобные чувства):

Консультант. Распущенность современных подростков у меня тоже вызывает негодование... (Самораскрытие.)

Далее клиент находит себе нового консультанта и снова рассказывает одну (любую) из двух подготовленных им историй и так несколько раз.

По команде тренера консультанты и клиенты меняются ролями. Консультанты садятся на стулья и приглашают к себе клиентов.

Обсуждение. Обсуждение проходит по кругу, участники делятся своими находками и трудностями, с которыми они встретились при использовании новых техник.

Комментарии для тренера. В процессе выполнения упражнения мы рекомендуем тренеру наблюдать за участниками и при необходимости оказывать консультантам помощь. Если тренер заметит, что большинство участников не совсем поняли, как использовать данные техники, упражнение можно прервать, разобрать отдельные примеры и продолжить его выполнение после того, как консультанты лучше осознают свою роль.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Развитие навыков работы с эмоциями клиента. Время. По 15 минут на каждую сессию (12 минут говорит клиент, 3 минуты отводится на обратную связь супервизора). Темы для консультирования: П ситуация, в которой я плакал; П случай, который сильно расстроил меня; О случай, когда я сильно разозлился.

(Ситуация или случай могут быть как реальными, так и выдуманными или происшедшими с кем-либо.)

Содержание. Группа делится на тройки — консультант, клиент, супервизор. Каждая тройка разыгрывает первую встречу.


204 Глава 4. Программа тренинга

Консультант кратко напоминает клиенту об условиях контракта, приглашает клиента к разговору, внимательно слушает его, используя техники активного слушания, технику нормализации и самораскрытия (если предоставляется возможность для их использования), демонстрирует эмпатическое понимание, задает вопросы эмоционального характера, предупреждает клиента об окончании сессии за три минуты, затем отвечает на вопросы клиента (если таковые имеются) и делает резюмирование.

Клиент слушает условия контракта, при необходимости задает вопросы, но так, чтобы на это не уходило много времени. После того как консультант пригласит его к разговору, начинает свой рассказ, максимально проявляя эмоции в зависимости от выбранной темы.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает ему обратную связь, обращая особое внимание на то, как консультант работал с эмоциями клиента.

Обсуждение. Проходит в круге в свободной форме. Участники делятся своими трудностями и тем, что им удалось, при необходимости задают вопросы тренеру.

Обратная связь

,

По аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 12

«Фокус на мыслях клиента

(уточнение проблемы)»

План

1. Обратная связь.

2. Упражнение «Микромимика» (модификация упражнения
С. В. Гиппиуса).

3. Практикум по консультированию (работа в парах).

4. Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента. Умение наблюдать».

5. Упражнение «Повторяющееся слово».

6. Практикум по консультированию (работа в тройках).

7. Обратная связь.


Часть 11. «Структура сессии» 205

Обратная связь

Тренер просит участников кратко осветить наиболее значимые события, которые произошли с ними с момента последней встречи, и при этом сделать акцент на мыслях, которые посещали их:

О на том, о чем они задумывались иногда, что планировали сделать

в будущем;

П что хотели бы делать по-другому;

П что бы хотели изменить в будущем в связи с происходящими событиями и т. д.

Например:

«Сегодня я опоздала на электричку и чувствовала себя отвратительно, потоку что боялась, что всем придется меня ждать. Я думаю, что мне стоит быть более организованной и научиться контролировать время».

Упражнение «Микромимика»

(модификация упражнения С. В. Гиппиуса [2001])

Цель. Развитие профессиональной интуиции и умения эффективно использовать невербальные средства общения в процессе консультирования (микромимику), умения наблюдать за клиентом.

Содержание. Перед началом упражнения тренер объясняет участникам, что такое микромимика.

После краткого вступления тренера группа делится на две подгруппы. Участники первой подгруппы — консультанты, участники второй подгруппы — клиенты. Каждый клиент прикрепляет к одежде бейдж со своим именем, причем имена не должны повторяться. Если в подгруппе несколько участников с одинаковым именем, они по общей договоренности могут либо приписать к своему имени первую букву фамилии, либо придумать псевдоним. После этого клиенты пишут это же имя на небольшом листе бумаги, сворачивают его и кладут в коробку. Консультанты подходят к коробке, и каждый из них вытаскивает один сложенный лист бумаги. Имя, которое в нем значится, должно быть сохранено в тайне от всех остальных участников. Это имя того


206 Глава 4. Программа тренинга

клиента, которого консультант как будто бы выбрал для бесплатного консультирования.

Участники выстраиваются в две линии лицом друг к другу. Первая линия состоит только из консультантов, вторая — только из клиентов. На протяжении всего упражнения консультанты стоят на месте, а клиенты медленно передвигаются вправо, останавливаясь на 2—3 секунды перед каждым консультантом и встречаясь с ним взглядом. Клиент, который стоял правее всех и в процессе движения оказался без пары, встает назад (напротив консультанта, который тоже оказался без пары) и продолжает движение и т. д. Таким образом, каждый клиент должен остановиться напротив каждого консультанта и посмотреть ему в глаза.

Консультант, глядя в глаза клиентам и не произнося ни слова, дает понять каждому клиенту, выбрал ли он его или нет.

Выполняя данную процедуру, запрещается:

П улыбаться клиентам;

П подмигивать;

П двигать бровями;

П выполнять любые движения руками и корпусом;

П издавать любые звуки.

Разрешается:

П смотреть в глаза;

общаться с помощью микромимики.

После того как каждый консультант встретится взглядом с каждым клиентом, клиенты отходят в сторону, тренер считает до «трех», и на счет «три» каждый клиент подходит к тому консультанту, который, по его мнению, его выбрал. После этого проходит обсуждение.

Обсуждение. Проводится по кругу. Каждый участник делится своими эмоциями. Каждый консультант рассказывает о том, как он использовал свою микромимику, чтобы показать клиенту свое намерение, и насколько ему это удалось. Каждый клиент рассказывает о том, насколько легко или трудно было понимать консультантов. Что они чувствовали при выполнении данного упражнения?

Комментарии для тренера. После проведения обсуждения, по желанию группы, упражнение можно повторить снова, при этом участники меняются ролями. Обсуждение проходит по той же схеме. В про-


Часть II. «Структура сессии» 207

цессе обсуждения группа часто приходит к выводу о том, насколько важно консультанту быть конгруэнтным в процессе беседы с клиентом, так как малейшие движения мышц могут выдать его истинное состояние, которое может находиться в противоречии с желаемым. Однако в минуты, когда клиенту нужны одобрение или поддержка, он не всегда может «прочитать» их по выражению лица специалиста или считывает ложную информацию.

Данное упражнение включено в середину тренинга, чтобы еще раз напомнить участникам о том, насколько важно продолжать работу по самосовершенствованию.

При подготовке данного упражнения тренер может обратиться к разделу «Умение эффективно использовать невербальные средства общения».

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков слушания и умения наблюдать за невербальными проявлениями клиента.

Время. По десять минут на каждого участника.

Тема. «Советы, которые мне давали».

Содержание. Группа делится на пары.

Клиент рассказывает консультанту в свободной форме о том:

П кто чаще всего дает ему советы;

О как он чаще всего воспринимает советы близких, знакомых и малознакомых людей;

П насколько часто он следует советам, которые дают ему другие люди;

П были ли в его жизни такие советы, которые помогли ему;

П были ли в его жизни образцы отрицательных советов, которые бы не следовало давать другим людям;

П в каком случае, по мнению клиента, советы могут быть полезными, а в каком — нет.

Консультант внимательно слушает, демонстрирует эмпатическое понимание клиента и весь арсенал навыков, которыми он овладел в процессе тренинга, а также наблюдает за невербальными паттернами клиента. Когда до окончания сессии останется 2-3 минуты, он напо-


208 Глава 4. Программа тренинга

минает клиенту о завершающем этапе сессии и делает резюмирование. После окончания рассказа клиента консультант в краткой форме дает ему обратную связь о том, какие невербальные паттерны были использованы и как они соотносились с содержанием его рассказа. Например:

Консультант. Я заметила, что во время рассказа ты в основном сидела неподвижно, откинувшись на спинку стула. Когда ты начинала говорить о своем друге, ты чаще всего жестикулировала правой рукой. В конце рассказа ты направила корпус тела немного вперед и начала улыбаться.

По сигналу тренера участники меняются местами и ролями.

Обсуждение. После проведения практикума в парах участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями, которые возникли у них в процессе сессий, а также рассказывают о своих трудностях и удачных моментах в процессе совместной работы. Участники также могут высказать свою философскую точку зрения о том, насколько советы других людей мешают или помогают нам жить, кто вправе давать нам советы, а кто — нет.

Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы). Умение наблюдать»

Цель. Подготовка участников к овладению практическими навыками, необходимыми на этапе уточнения проблемы клиента.

Содержание. В ходе мини-лекции тренер знакомит участников с задачами, которые стоят перед консультантом, и с основными навыками, необходимыми для успешной работы на данном этапе сессии. Это активное слушание, резюмирование, умение давать обратную связь и умение наблюдать за клиентом. Фокусируя внимание на основной проблеме клиента, консультант задает ему уточняющие вопросы, помогает ему продвигаться от разговора об абстрактном к разговору о конкретном, от разговора о других к разговору о себе.

Тренер также может познакомить участников с техникой конфронтации. Но отработку данной техники мы рекомендуем проводить толь-


Часть II. «Структура сессии» 209

ко в том случае, если участники хорошо владеют навыками наблюдения, подачи обратной связи клиенту и активного слушания.

Материалы к мини-лекции можно взять из разделов: «Умение наблюдать», «Уточняющие вопросы», «Фокус на мыслях клиента (уточнение проблемы)», «Конфронтация».

Упражнение «Повторяющееся слово»

Цель. Отработка навыков активного слушания и техники постановки уточняющих вопросов; развитие внимания в слуховой модальности.

Содержание. Группа делится на пары, организуя пространство как для психологического консультирования. Один участник пары — клиент — получает карточку с каким-либо словом. (Образцы карточек к упражнению даны в приложении 16.) В процессе консультирования он должен придумать историю на тему «Сон, который мне приснился» и при этом включить в свой рассказ слово, обозначенное в карточке не менее трех раз.

В процессе повествования клиент вкладывает в данное слово определенный эмоциональный смысл:

П агрессию;

П раздражение;

П ненависть;

П благодарность;

П признательность;

О обиду;

D разочарование и т. д.

Рассказ продолжается в течение трех минут. Консультант внимательно слушает, используя нерефлексивное и рефлексивное слушание и эмпатическое понимание, стараясь выявить повторяющееся слово. При этом не разрешается задавать вопросы и называть это слово раньше времени. Через три минуты, когда клиент закончит свою историю, консультант спрашивает его о том, какой смысл он вкладывает в это слово.

Сначала консультант называет клиенту повторяющееся слово, используя одно из следующих выражений:


210 Глава 4. Программа тренинга

— «В своем рассказе вы несколько раз произнесли слово...»

— «Вы несколько раз упомянули...»

Затем он задает вопрос:

— «Какие эмоции вызывает у вас (повторяющееся слово)?»

— «Какой личностный смысл вы вкладываете в понятие (в
слово)...?»

— «Что значит для вас...?»
И т. д.

Клиент дает свой ответ, а затем обратную связь консультанту о том, как тот его слушал, и о том, что он чувствовал в тот момент, когда услышал вопрос о «повторяющемся слове». После этого участники пары меняются ролями и упражнение продолжается по той же схеме.

Для того чтобы участники лучше поняли ход упражнения, тренер может привести следующий или любой другой пример. Предположим, он достает карточку со словом «Магазины». Тренер называет это слово и говорит участникам, что данное понятие будет вызывать у него раздражение. Потому что оно связано для него с очередями, ссорами, пустой тратой времени и т. д.

Рассказ во время сессии может быть примерно таким: «Вчера мне приснился сон, который меня заставил задуматься. Мне приснилось, что я хочу купить себе новые туфли. Я пошла в магазин " Гостиный двор", а там народу видимо-невидимо, даже не подойти к двери. Я спрашиваю какого-то мужчину: " В чем дело? ", а он мне отвечает: " Все остальные магазины сегодня закрыты, только " Гостиный двор" работает, а у меня в холодильнике нет продуктов". Я ничего не поняла... сегодня будний день... почему все магазины закрыты? Ну, так как это был сон, я встала в очередь, хотя сама не знаю за чем, и отстояла три часа. Когда я подошла к прилавку, продавщица сказала мне, что туфли сегодня не продают, потому что много народа. Я очень расстроилась и пошла искать другой магазин». После этого тренер просит участников задать вопрос в соответствии с предложенной схемой. Консультант может сказать в ответ следующее: «В своем рассказе вы несколько раз упомянули слово " Магазин, магазины". Что значит для вас сходить в магазин?» Ответ клиента: «Ну, обычно это для меня неприятные эмоции, раздражение...» и т. д.


Часть II. «Структура сессии»



Обсуждение. Проходит в свободной форме.

Комментарии для тренера. При желании данное упражнение можно повторить еще раз, попросив участников поменять своих партнеров.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Развитие навыков, необходимых на этапе уточнения проблемы клиента.

Время. По 15 минут на каждую сессию (12 минут говорит клиент, 3 минуты — супервизор).

Темы для консультирования:

П «Ссоры с соседями».

О «Ссоры с друзьями».

П «Ссоры с родителями».

П «Конфликты на работе».

(Ситуация может быть либо полностью смоделированной, либо частично, но в учебных целях желательно не затрагивать реальных серьезных конфликтов участников, исполняющих роль клиента.)

Содержание. Группа делится на тройки — консультант, клиент, супервизор. Разыгрывается первая встреча, середина сессии.

Консультант приглашает клиента к разговору, внимательно слушает его, работает с его эмоциями, приглашает клиента перейти к фазе уточнения проблемы, наблюдает за невербальными и вербальными паттернами клиента, направляет клиента от разговора о других к разговору о себе, задает уточняющие вопросы, делает резюмирование, предупреждает клиента об окончании сессии за три минуты, затем отвечает на вопросы клиента (если таковые имеются) и снова делает резюмирование.

Клиент пришел на сессию под впечатлением недавней ссоры и делится с консультантом своими эмоциями. После того как он почувствовал облегчение, он начинает рассказывать о людях, с которыми поссорился (друге, соседях, родственниках, коллегах). Клиент во всем обвиняет других. Но его реальная проблема состоит в том, что он легко втягивается в любой конфликт. При удачном проведении сессии клиент осознает это.


212 Глава 4. Программа тренинга

Обсуждение. Проходит в кругу в свободной форме. Участники рассказывают о том, как им удалось поработать с эмоциями клиента, с какими трудностями они столкнулись и как их преодолели, удалось ли осуществить плавный переход к следующей фазе консультирования и помочь клиенту сконцентрировать внимание на его проблеме. Что мешало и помогало быть успешным в процессе консультирования?

Обратная связь

По аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 13

«Новый взгляд на проблему»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Упражнение «Вся сила в том...».

4. Упражнение «Советы тети Клавы и дяди Коли».

5. Мини-лекция «Фокус на мыслях клиента (новый взгляд на про
блему)».

6. Практикум по консультированию (работа в тройках).

7. Обратная связь.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами. В дополнение к этому тренер просит участников вспомнить ситуации, которые произошли с ними недавно и в которых они сумели преодолеть какие-либо трудности. Что помогло в этом? Какие внутренние силы, привычки, манеры поведения и т. д. использовали и активизировали они, чтобы справиться с ситуацией, преодолеть трудности?

Например:

«В пятницу мой начальник снова попросил меня задержаться на работе на пару часов. Я обычно соглашаюсь, но при этом злюсь и нервничаю, потому что дома ждут семья и ребенок. В этот раз я


Часть II. «Структура сессии» 213

попыталась быть конгруэнтной и сказала, что мне было бы удобнее сделать эту работу дома или в другой день, а не накануне выходных. И он согласился. Я думаю, что разрешить ситуацию мне помогло мое умение быть в одно и то же время вежливой и конгруэнтной. Да, и еще мой невербальный язык демонстрировал желание помочь ему».

Комментарии для тренера. Если в ходе рассказа участник не упоминает о своих положительных привычках, паттернах поведения и т. д., тренеру следует задать ему вопрос, например: «Какие твои положительные качества помогли тебе преодолеть трудности?» или «Можешь ли ты добавить что-нибудь еще?» и др. Эти сведения необходимы участникам для упражнения: «Вся сила в том...».

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Отработка навыков, необходимых на стадиях «Фокус на эмоциях клиента» и «Уточнение проблемы клиента».

Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по две минуты на обратную связь клиента консультанту.

Тема.

О «Недавний случай, который меня возмутил».

П «Недавний случай, который меня разозлил».

П «Недавний случай, который меня огорчил».

Содержание. Клиент выбирает одну из предложенных тем и в свободной форме начинает свой рассказ. Для данного практикума мы рекомендуем использовать реальные ситуации, которые произошли с клиентом, но если клиент не чувствует себя в полной безопасности, ведя разговор о своих истинных чувствах, он вправе смоделировать ситуацию.

Консультант внимательно слушает, а затем начинает работать с эмоциями клиента, задавая вопросы, обеспечивая обратную связь, используя техники нормализации и самораскрытия (если предоставляется такая возможность), затем осуществляет переход к следующей фазе. За две минуты он предупреждает клиента об окончании сессии и делает резюмирование.


214 Глава 4. Программа тренинга

Клиент дает консультанту обратную связь о том, какие чувства у него возникали на протяжении сессии. По истечении времени консультант и клиент меняются ролями.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своим опытом, приобретенным в ходе практикума.

Упражнение: «Вся сила в том...»

Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков, необходимых на стадии «Новый взгляд на проблему», развитие избирательности внимания участников.

Содержание. Тренер выдает каждому участнику по листу бумаги формата А4 и просит сверху листа написать свое имя и фамилию, затем оставить этот лист на стуле, а самому передвинуться на два стула влево и взять в руки лист, лежащий на этом стуле. После того как будет проделана данная процедура, тренер объясняет участникам условия проведения упражнения.

Каждый участник держит в руках лист одного из своих коллег. Его задача состоит в том, чтобы вспомнить какие-либо позитивные паттерны поведения, черты характера, привычки и т. д. своего коллеги, о которых он упоминал либо во время обратной связи, либо в любой другой день, и записать на листе бумаги одну или две из них. Ничего не добавлять от своего имени. Написать только то, что когда-либо говорил о себе коллега. И все это должно носить положительную окраску.

Например:

— «Лариса умеет быть конгруэнтной в трудных ситуациях».

— «Лариса — вежливый человек».

Затем каждый участник встает с места, оставляя лист на стуле. В течение нескольких минут участники подходят к другим стульям, читают то, что уже написано, и добавляют что-либо от себя (если, конечно, есть что добавить).

Например:

— «Лариса умеет эффективно использовать невербальные сред
ства общения».


Часть IL «Структура сессии» 215

Во время упражнения запрещается разговаривать друг с другом и писать что-либо на собственном листе.

По истечении отведенного времени каждый участник возвращается на свой стул и читает то, что написано о нем самом. Затем по кругу каждый делает краткий обзор написанного со своими комментариями: насколько точно участники передали то, что он говорил о себе самом, действительно ли это отражает список его положительных привычек, паттернов поведения и т. д.; есть ли что-то важное, о чем он говорил, но что осталось забытым; какие чувства у него возникли после прочтения записей коллег.

Обсуждение. Если у участников есть необходимость сделать какие-либо выводы после проведения упражнения или поделиться своими впечатлениями, тренер предоставляет такую возможность всем желающим.

Комментарии для тренера. Иногда кто-то из участников возвращается почти к чистому листу бумаги. В отдельных ситуациях это может быть воспринято болезненно. Чтобы избежать травмирующих ситуаций, тренеру следует подготовиться к данному упражнению заранее, делая пометки в своем блокноте каждый раз, когда кто-то из участников говорит о себе что-то положительное. Накопив такую информацию в течение нескольких встреч, тренер может использовать ее в ходе данного упражнения, делая записи на листах тех участников, которые вызывают определенную трудность у остальных. В конце упражнения тренер также может сказать, что если на чьих-то листах мало записей, это может говорить о том, что по каким-либо причинам участник сообщил о себе не слишком много положительного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.