Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления комплексной поддержки молодой семьи






На современном этапе развития российского общества реа­лизация социально-биологических функций молодой семьи как социального института во многом зависит от ее статуса в госу­дарстве и от партнерских взаимоотношений с государственными органами. В отношениях молодой семьи с государством можно

констатировать стремление не к социальному иждивенчеству, а к самостоятельности, поскольку более половины молодых семей выражают желание получить кредиты на получение об­разования, приобретение жилья, земли и средств производства. В услугах по уходу и присмотру за детьми нуждается незначи­тельная часть молодых супругов, что также свидетельствует о стремлении воспитывать детей самостоятельно.

Нормативно-правовой основой реализации комплексной поддержки молодой семьи являются:

Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 " Об основных направлениях государственной семейной политики";

Концепция реализации государственной семейной поли­тики по становлению и стабилизации молодой семьи, утверж­денная распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике от 28 марта 2000 г. № 21;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 " О подпрограмме " Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой про­граммы " Жилище", рассчитанной на 2002-2010 гг.

В настоящее время отношения государства и молодых семей в той или иной степени слабо определены нормативно. Именно поэтому подавляющее большинство молодых семей выражают мнение о необходимости принятия специальных законов, направ­ленных на поддержку молодой семьи. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса молодой семьи, повысит ее социальную значимость в российском обществе, что положительно скажется на повыше­нии рождаемости и уровне благополучия значительной части молодых семей.

Государство призвано создавать молодой семье условия для достижения уровня социального благосостояния, закреп­ленного в Конституции РФ, необходимого для самостоятельного существования семьи и реализации ее основных функций. Важно гарантировать институциональные права и интересы, обеспечи­вающие суверенитет молодой семьи как субъекта социальных отношений, поддержку особо нуждающихся семей.

Решение обозначенных задач, в свою очередь, связано с необходимостью:

общей стабилизации рождаемости и укрепления семьи, в том числе путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

всестороннего укрепления института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нор­мальной социализации в обществе;

социальной защиты и поддержки семей в выхаживании, воспитании и развитии детей;

создания условий для активной самореализации молоде­жи, в том числе и в демографическом поведении.

Значительный потенциал современных молодых семей очевиден, но для его реализации в полной мере требуется су­щественная активизация действий по комплексной поддержке таких семей в решении жизненно важных для них проблем, стимулированию репродуктивного поведения молодых и помощи в воспитании детей.

Основные направления социальной поддержки молодой семьи отражены в Концепции реализации государственной се­мейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи. Они включают адресную поддержку и гарантии в сфере занятос­ти членов молодых семей, оказание социально-экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказа­ние социально-психологической помощи молодым родителям.

Осуществляя комплексную поддержку молодой семьи, важно направлять усилия на реализацию принципа диффе­ренцированного подхода к различным типам семей, учитывать особенности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации и их социокультурные тради­ции, определяющие специфические потребности молодых семей в данных регионах, а также структуру семей и образ жизни, источники доходов и разновидности потребностей, возможности реализации интересов молодых семей.

Реализация государственной комплексной программы по становлению и стабилизации молодой семьи основывается на принципе единого социально-экономического, образовательно- воспитательного и правового пространства в Российской Феде­рации, что предполагает единые социальные гарантии, юриди­ческую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России.

В качестве ориентира для становления молодой семьи сле­дует принять тип благополучной семьи, которая сама в состоянии решать возникающие перед ней проблемы и в полной мере вы­полнять свои социальные функции. В этом реализуются принцип субъектности, самодостаточности молодой семьи как самостоя­тельного элемента социальной структуры российского общества и принцип паритета во взаимоотношениях с государством. Семья сама должна выступать субъектом социальной жизни, проявлять активность при решении всех своих проблем, а государство при­звано создавать необходимые условия, в которых молодая семья может проявлять свою самостоятельность и активность. Прин­цип субъектности, предполагающий саморазвитие и самообес­печение, активное проявление жизненного потенциала семьи, должен выступать в качестве исходного и основополагающего в идеологии молодежной семейной политики.

Одним из направлений поддержки молодых семей явля­ется помощь в области занятости, которая предусматрива­ет: установление гарантий занятости на рынке труда путем стимулирования создания рабочих мест, осуществление (при необходимости) профессиональной подготовки или переподго­товки молодых супругов; оказание государственной поддержки развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермерства и других видов предпри­нимательства; создание условий для фактического равенства прав и возможностей на рынке труда для мужчин и женщин, оплаты мужского и женского труда; совершенствование нало­говой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного раз­вития, коммунального хозяйства. Кроме того, в рамках данного направления необходимы совершенствование системы выплаты пособий для молодых семей, имеющих несовершеннолетних де­тей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрас­те до полутора лет; кредитование и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготности получения жилья для много­детных семей и семей с детьми-инвалидами.

Важно обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи независи­мо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы; расширять сеть учреждений социального обслу­живания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи.

В настоящее время одним из направлений работы с моло­дыми семьями является оказание адресной поддержки в первую очередь таким категориям молодых семей, как неполные семьи, состоящие из отцов или матерей-одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми; семьи военнослужащих с мало­летними детьми; многодетные семьи; студенческие семьи с деть­ми; семьи с детьми-инвалидами.

Важным направлением комплексной поддержки является развитие системы охраны репродуктивного здоровья, сани­тарного просвещения по вопросам безопасного материнства и профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Не­обходимы оказание помощи молодой семье в воспитании детей путем издания и распространения литературы по воспитанию

детой и проблемам семейных отношений при государственной поддержке нравственно-этического и экологического просвеще­ния; выделение в планах социально-экономического развития регионов раздела " Поддержка молодой семьи"; разработка ре­гиональных программ комплексной поддержки молодой семьи, особенно молодых семей из сельской местности, студенческой среды; оказание содействия молодым семьям в создании и дея­тельности клубов молодой семьи, общественных организаций " Молодая семья"; учет статистических данных, характеризую­щих состояние молодой семьи в Российской Федерации; разра­ботка программы реабилитации молодых семей, члены которых находились или находятся в местах лишения свободы.

Для реализации этих задач требуется усиление координи­рующей роли Департамента государственной молодежной по­литики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России в создании условий для реализации интересов молодой семьи.

Направлениями координации могут стать: совершенствова­ние законодательной и нормативно-правовой базы поддержки молодой семьи; выделение в системе социального обслуживания населения, семей, детей и молодежи отдельного сектора — ока­зания услуг молодой семье; объединение усилий по созданию, материальному, организационному обеспечению и развитию центров и клубов молодой семьи; формирование в обществе и особенно среди молодежи уважительного отношения к семей­ному образу жизни.

Другим направлением поддержки молодых семей является обеспечение их доступным жильем, так как жилищные условия и доходы молодых семей относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Поэтому эта проблема является одной из самых актуаль­ных на сегодняшний день.

По данным на конец 2002 г., число молодых семей, состо­явших на официальном учете по улучшению жилищных усло­вий, в целом по Российской Федерации составляло 254 675. Из указанного числа 34 564 молодых семей участвовали в 2008 г. в региональных и муниципальных программах обеспечения их жильем.

К тому же особенности современного этапа социально- экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов основной части молодежи и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодых семей не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.

Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов общества в целом.

Общий объем финансирования подпрограммы в 2003-2010 гг. составляет 216, 05 млрд рублей. На I этапе реализации подпро­граммы (2003-2005 гг.) общий объем финансирования составил 51, 05 млрд рублей. На II этапе реализации подпрограммы (2006-2010 гг.) общий объем финансирования составит 165 млрд рублей.

Суть подпрограммы заключается в том, что предусмотрен­ные в федеральном бюджете финансовые средства направ­ляются государственным заказчиком в субъекты Российской Федерации для оказания адресной помощи молодым семьям, которые участвуют в региональных программах улучшения своих жилищных условий.

Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей является предо­ставление им при рождении ребенка субсидии (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Фе­дерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

В Федеральном Законе от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ " О фе­деральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на реализацию подпрограммы " Обеспечение жи-льем молодых семей" запланировано 165 млрд рублей, что существенно превышает лимиты, ранее предусмотренные на эти цели в федеральной целевой программе " Жилище". Про­гнозные показатели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — 43, 0 млрд руб.; личные средства молодых семей — 4, 237 млрд рублей, средства предприятий и других внебюджетных источников — 4, 895 млрд рублей.

Условия участия молодых семей в федеральной програм­ме определены Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям — участникам подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей", входя­щей в состав федеральной целевой программы " Жилище" на 2002-2010 гг., в случае рождения (усыновления) ребенка (при­ложение к приказу Минобразования России от 10 июля 2003 г. № 2975).

В результате молодые семьи получат реальную финансовую помощь при строительстве или приобретении жилья: до 40% его стоимости будет оплачиваться за счет средств областного бюджета в виде безвозмездных целевых субсидий.

Кроме того, они получат возможность стать участниками федеральной программы: при рождении (усыновлении) ребенка получить субсидию за счет средств федерального бюджета на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья. В денежной форме размер предостав­ляемой субсидии в среднем будет равен стоимости 18 кв. м общей площади жилья.

Таким образом, подпрограмма " Обеспечение жильем мо­лодых семей" предполагает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий, обеспечивающей развитие и закрепление положи­тельных демографических тенденций, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности в обществе.

Одним из направлений работы с молодой семьей является оказание социально-психологической помощи молодым родите­лям в воспитании детей. Основными задачами для специалистов по реализации данного направления являются:

 

Просвещение молодых родителей в области возрастной психологии и психологии воспитания (методическое обеспече­ние).

Психологическое сопровождение молодых родителей (ин­дивидуальное консультирование, психологические тренинги).

Социальная поддержка молодых родителей (помощь в организации совместного досуга родителей и детей).

В плане методического обеспечения программы комплексной поддержки молодой семьи определенную помощь могут оказать буклеты серии " Мир вашему дому" (рекомендации психолога молодым родителям), методические пособия серии " Школа для родителей", разработанные Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России.

В реализации комплексной поддержки молодой семьи важную роль играют различные социальные службы помощи молодой семье, такие как центры социальной поддержки, цен­тры помощи семье и детям, кризисные центры для женщин и мужчин, центры планирования семьи и репродукции, однако многие не знают о деятельности этих служб либо не обраща­лись в них за помощью. Это свидетельствует о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб в регионах.

Учитывая это, важно наладить работу по ознакомлению населения с работой этих служб. Необходимо повышать уровень информированности граждан, их юридическую грамотность.

Большую помощь в реализации основных направлений поддержки молодых семей оказывают региональные программы " Поддержка молодой семьи", основанные на имеющемся в реги­оне ресурсном обеспечении: организационно-управленческом, информационно-аналитическом, кадровом и финансовом.

В деятельности муниципальных органов по делам молоде­жи финансируются в основном защищенные статьи бюджета, тем самым средств на развитие материально-технической базы практически не остается. К сожалению, из-за дефицита

 

финансовых средств в ряде регионов программа " Обеспечение жильем молодых семей" недостаточно профинансирована либо отсутствует вообще.

Целью комплексной поддержки молодой семьи является обеспечение государством необходимых условий для реали­зации ее функций и повышение качества жизни. Основными направлениями комплексной поддержки таких семей являются: осуществление адресной поддержки, оказание социально-эко­номической помощи, совершенствование системы охраны реп­родуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально-психологической помощи молодым родителям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.