Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии на 7 главу






Пророчество седьмой главы не преследовало цель показать отношение народа Божьего к неустойчивости политических событий, но чтобы народ мог понять свое отношение и участие в Божественном плане во все века. Это пророчество срывает маску с завуалированного лица великой борьбы между Христом и сатаной.

Попытки великого врага человечества уничтожить святой народ разоблачены и открыты, а народу Божьему обещана окончательная победа (Библ.ком. АСД 4 т., стр. 820).

Понятие о святости воскресенья среди христиан появилось впервые при их старании избежать всего того, что делало их похожими на иудеев, и следовательно, влекло за собой преследования и гонения. Церковь в Риме начала отдавать предпочтение воскресному дню. Роль первой христианской церкви в увеличении важности и значения воскресенья ценой снижения важности субботы, создали самые благоприятные условия для постепенного роста могущества Рима, т.е. папства (Библ.ком. АСД 4 т., стр. 831).

Но народ Божий не должен опускать знамени. Они не должны изменить своего отношения к заповедям Божьим только ради того, чтобы иметь удобную жизнь и пойти вместе со всеми по пути зла.

Господь дает силу и мужество всем тем, кто будет искать Его всем сердцем. Он посылает им Своего Св. Духа как проявление Своего присутствия и милости. Но те, кто оставит Его ради спасения своей жизни, будут оставлены Им. Спасая свою жизнь ценой измены истине, они потеряют вечную жизнь (Свидетельства для церкви. Т9, стр. 230).

1. В первый год Валтасара. Следует отметить, что Даниил не следовал строгому хронологическому порядку в изложении материала. События пятой и шестой главы произошли после всего записанного в 7-й главе.

Видел сон. Во сне красочными описаниями Господь открыл Даниилу будущее истории мира.

Пророчество 7-й главы охватывает тот же период истории, что и сон 2-й главы, Начиная со дней пророка и до времени установления царства Божия. Навуходоносор видел все это в виде огромного металлического истукана. Даниилу это же самое было представлено в виде зверей и рогов. Он видел также отдельные аспекты истории, относящейся к переживаниям народа Божия и исполнению Его планов. Во второй главе были освещены преимущественно политические вопросы. Навуходоносору это все было показано с целью, чтобы он понял свое место в Божественных планах (2: 1). Это пророчество не преследовало цель показать отношение народа Божия к неустойчивости политических событий. Пророчество 7-й главы было дано специально народу Божьему, чтобы он мог понять свое участие в Божественных планах во все века. Оно срывает маску с завуалированного лица великой борьбы между Христом и сатаной. Попытки и старания врага человечества «уничтожить святой народ” разоблачены и раскрыты для всей вселенной, а народу Божьему была обещана окончательная победа.

Он записал. Записано для того, чтобы все это могло сохраниться для будущих поколений.

2. Ветры. Это выражение имеет разные значения. В книге Иова 19: 17 переводится как «дыхание”, в Пс.50: 12 — «Дух Божий”, Исх.10: 13 – «ветер”. Пророк Иеремия (5: 13) придает слову метафорическую форму, подчеркивая тщетность и пустоту. Но употребленное в данном случае выражение «ветер” указывает на активность и энергичное действие. Так, к примеру, слово «ветер” в книге пророка Иезекииля, пробудивший сухие кости, представляет собой Божественную энергию, вызвавшую к жизни израильский народ (37: 9-14). «Ветры” книги Даниила, боровшиеся на великом море и заставившие выйти из моря четырех зверей, или царей, представляют те особенные движения, дипломатические и политические события, которые сформировали историю определенного периода времени.

Четыре ветра. Несомненно указывают на политическую активность в четырех частях мира (Иер.49: 36, сравни Дан.8: 8, 11: 4, Зах.2: 6, 6: 5).

Боролись. Это говорит о постоянном действии, кипучей деятельности.

Великом море. Здесь явно не идет речь о каких-либо водоемах. Море в данном случае, является символом народов мира, человечества по всему лицу Земли (См. Отк. 17: 15, сравни Ис 17: 12, Иер. 46: 7).

3. Четыре зверя. Настоящее значение этого символа однозначно, поскольку в 17 стихе открывается его значение – это четыре царя. Согласно другим переводам «четыре царя” означают «четыре царства”. Четвертый зверь специально назван «четвертым царством”. Согласно общему мнению, четыре зверя представляют из себя четыре мировые державы, которые символически поданы в виде частей истукана во 2-й главе.

Вышли. Данные царства не появились одновременно, но следуют друг за другом.

4. Лев, но у него крылья орлиные. Очень характерная символика Вавилона. Крылатого льва часто изображали в вавилонских произведениях искусства. Сочетание льва с орлом являлось главной темой изображений, иногда с когтями и клювом. Крылатый лев часто был изображен вместе с Мардуком – главным богом Вавилона.

Другие пророки ссылаются на Навуходоносора в подобной же символике (Иер. 4: 7; 52: 17, 44; Плач Иер.4: 19; Иез. 17: 3, 12; Аввакума 1: 8). Лев – это царь в животном мире, Орел – царь среди птиц. Все это метко характеризует Вавилон на вершине его славы. Лев обычно славится своей силой, орел – своей силой и высотой полета. Могущество Навуходоносора ощущалось не только в Вавилоне, но даже от Средиземного моря – до Персидского залива. А также от Малой Азии – до Египта. Понятно, что лев с орлиными крыльями как нельзя лучше символизирует собой могущество и обширность правления вавилонского царства.

Вырваны. Лев потерял возможность налетать на добычу, как орел. Это указывает на время, когда последовавшие за Навуходоносором цари уже не могли придать Вавилону былой славы и величия. Некоторые видят в этом ссылку на последний период жизни Навуходоносора, когда он в течении семи лет вынужден был питаться травой, как вол.

Поднят. Положение льва, стоящего прямо, как человек говорит об утрате достоинств присущих льву.

Сердце человеческое. Короля Ричарда называли – «Львиное сердце”, за его необыкновенную смелость и мужество. В противоположность этому, «человеческое сердце” льва должно говорить о трусости и робости. Вавилон истощенный и обессиленный непомерной роскошью двора, стал легкой добычей мидо-персии.

Некоторые видят в этом гуманность Навуходоносора и это приемлемо, однако последние годы вавилонского царства не могли претендовать на подобную характеристику.

5. Похожий на медведя. Персия или мидо-персидское царство соответствует серебру в пророчестве 2-й главы (2: 39). Подобно тому, как серебро по достоинству стоит ниже золота, занимая второе место, так и положение медведя среди зверей, ниже по достоинству, чем у льва. Тем не менее, медведь – это свирепый и прожорливый зверь, что вполне соответствует характеру мидян (Ис 13: 17, 18).

С одной стороны. Толкователь из 16 стиха ничего не сказал по этому поводу. Однако при чтении 8: 3, 20 видно, что царство было разделено на две части. Персия занимала доминирующее положение над Мидией.

Три клыка. Толкователь из 17-27 ст. не дает никакого объяснения по поводу этих клыков, но многие комментаторы считают их символом трех государств, покоренных Мидо-персией: Лидия, Вавилон, Египет (См. Ис.41: 6).

6. Как барс. Жестокое плотоядное животное, отличающееся быстротой и ловкостью при нападении на добычу (См. Авв. 1: 8, ср. с Ос. 13: 7).

На смену персидскому царству пришло Греческое (см. 8: 27). Эту Грецию не следует путать с Грецией классического периода. Греция, описываемая Даниилом – это греко-македонская империя Александра Великого. В 336 году Александр взошел на македонский престол и вскоре поставил перед собой задачу покорить Персию. Спустя короткое время он сделал это. Вскоре, после покорения Персии, он двинулся победоносным походом на север и восток. К 329 году он покорил Самарканд. Спустя два года он вторгся на северо-запад Индии, но войска перейдя индийскую реку, отказались идти дальше. Поэтому он вынужден был вернуться обратно. Возвративший в Персию и Мессопотамию, Александр столкнулся с целым рядом организационных и территориальных проблем. В 323 году он обосновал свою столицу в Вавилоне. Это был город, который все еще продолжал сохранять в себе остатки былой славы Навуходоносора. В том же году, Александр напившись, заболел болотной лихорадкой (древний аналог малярии) и умер.

Четыре птичьих крыла. Хотя леопард является самым быстрым хищником, все же его природная ловкость недостаточна для описания быстроты завоеваний Александра. Символическое животное получило даже не два, как обычно бывает, а четыре крыла, чтобы символизировать фантастическую быстроту армии Александра. Менее, чем за десятилетие македонская армия стала обладать величайшей империей, не имевшей себе равных. С древних времен история не знала таких быстрых и масштабных завоеваний.

Четыре головы. В течении какого-то времени генералы Александра старались поддерживать единство в управлении империей. Александр Великий умер, не оставив после себя назначенного царя. Вначале, его полоумный брат Филипп, а затем родившийся после его смерти сын Александр правили страной, разделенной на множество областей, во главе которых стояли сатрапы. Спустя 12 лет, после внутренней борьбы за власть, были убиты вышеупомянутые номинальные цари. Потом восстал некий Антигонус, который в 306 году объявил себя царем всей империи, невзирая на яростное сопротивление со стороны четырех могущественных лидеров. И эта длительная кровопролитная борьба за сохранение единства империи была разрешена страшной битвой. В 301 г. до р.Хр. Антигонус был убит и вся империя была разделена генералами на четыре части. Египет, Палестина и часть Сирии отошла генералу Птолемею, Македония отошла Кассандру, Фракия и большая часть Малой Азии – Лизимаху, Северная Сирия, часть персидской империи в Малой Азии и восточная часть владений – Селевку.

7. Зверь четвертый. Ср. с 19 стихом. Этот зверь был особенным, не имеющим никаких аналогов в природе.

Как мы уже знаем из истории, четвертой мировой империей был Рим. Тем не менее, формирование ее было постепенным. Невозможно этот процесс отметить каким-либо значительным событием. Как уже было отмечено, империя Александра после 301 г. была разделена на четыре части и установление Римской империи вместо этого разделенного царства было постепенным процессом.

К 200 г. до р.Хр. Карфаген уже перестал быть соперником. Рим владычествовал на западе Средиземного моря и уже начал налаживать отношения с востоком. В 117 г. Рим покорил Македонию и Грецию. В 190 году Антиох III потерпел поражение и Сирия покорилась Риму.

Если признать владычество Рима на востоке с момента устранения монархов этих царств, то 168 год нужно считать первым шагом в продвижении римской власти к вершине своего могущества. Почему некоторые историки считают именно 168 год этой датой? Потому что Рим в то время покорил Македонию и спас Египет от сирийцев, помешав продвижению Антиоха IV, тем самым спасая от него Египет. Это свидетельствует о том, что Рим неусыпно контролировал эти царства, даже завоевав при этом только некоторые из них.

Большие железные зубы. Эти большие железные зубы говорят о силе и жестокости. Подобно тому, как зверь разрывает зубами свою жертву и сокрушает ее кости, так и Рим «пожирал” народы и нации в своих победоносных шествиях. Иногда огню предавались целые города, как к примеру Коринф в 246 г. до р.Хр., а такие государства, как Македония и Сирия были раздроблены на отдельные провинции.

Остатки попирает ногами. Когда Рим оставлял людей живыми, то превращал их в рабов, или продавал в рабство. В своей сокрушающей силе Рим превзошел все царства мира.

Десять рогов. Если «четыре царя” из 17 стиха указывают на царства (см. 3 ст.) то параллельно четырем царствам из 2-й главы, вполне логично понимать «десять царей” как царства. Также 4 рога козла являются четырьмя царствами. История свидетельствует об успешном вторжении германских племен на территорию римской империи и на разделение ее на царства: остготы, вестготы, франки, вандалы, аллеманы, англосаксы, герулы, лангобарды, бургунды, свевы. Это были времена смятения, больших перемен, замешательств и волнений.

8. Небольшой рог. Он был самым маленьким среди всех, но представлен, как больший среди остальных. Этот «небольшой рог” является продолжением римской силы и власти в римской церкви.

Из руин политического Рима возникла другая духовная империя в форме гигантской римской церкви (A. C. Flick, The Rise of the Medieval Church [1900], p. 150). (A. C. Flick, The Rise of the Medieval Church [1900], p. 150).

Во времена владычества римской империи папы были запрещены светской властью. Но когда римская империя разделилась, вместо нее возникли варварские царства, тогда римо-католическая церковь стала независимой в своих религиозных делах и приобрела светскую власть. При таких правителях, как Карл Великий (768-814г.), Отто Великий (936-73г.), Генрих III (1039-56г.) государственная власть еще контролировала церковь в какой-то степени, но при феодальном строе, централизованный целеустремленный церковный аппарат во главе с папой был не только независимым в своих церковных делах, но контролировал и государственные дела. (Карл Конради «Папство и мировая политика”) (Carl Conrad Eckhardt, The Papacy and World-Affairs [1937], p. 1).

Три из прежних рогов. «Маленький рог” является символом папского Рима. Исторжение трех рогов означает падение трех варварских царств. Среди основных преград, мешавших росту политической власти папства были герулы, вандалы и остготы, бывшие ярыми сторонниками арианства и самыми главными противниками папства.

Герулы были одними из первых варварских племен, господствовавшим над Римом. Их правители были арианцами. Хотя некоторые из них терпимо относились к римскому понтифексу, но при такой системе правления это не давало никакой надежды на успех…

Тем временем, вандалы под предводительством Гейзериха обосновались на севере Африки и в 439 году взяли Карфаген. Будучи фанатично настроенными арианцами, они составляли серьезную угрозу господству католической церкви на Западе. Для того, чтобы помочь католикам на Западе, император Юстиниан, который управлял восточной частью римской империи в Константинополе, послал своего самого опытного генерала Белисариуса, который в 534 году полностью разбил вандалов.

Эта победа оставляла остготов в Италии как единственную арианскую силу, препятствующую росту папства на Западе. Разбив вандалов, Белисариус начал в 534 году поход против остготов в Италии. Хотя этот поход и длился около 20 лет, он завершился полной победой. Остготы, изгнанные из Рима, вновь вернулись и осадили его в 537 году. Осада длилась целый год. В 538 году Юстиниан направил свою армию в Италию и остготы вынуждены были снять свою осаду. В 540 году они вновь вернулись к Риму, но уже ненадолго. В 538 году начался конец власти остготов. Таким путем был «исторгнут” третий рог, стоявший на пути «маленького рога”.

Юстиниан известен не только своими успехами в воссоединении Италии и разрозненных частей Запада с половиной Востока, принадлежащей Римской империи, но и упорядочением существовавших тогда законов империи, включая и изданные им эдикты. В одном из таких эдиктов он называет епископа Рима «Главой всех святых церквей” и «Главой всех священнослужителей Божьих”.

В своих дальнейших посланиях он также считает папу правомочным «исправлять и наставлять еретиков”.

Хотя все это и было законным признанием власти папы, но царский указ не мог войти в силу, пока арианцы остготы управляли Римом и большей частью Италии. Пока власть остготов существовала, папство не могло получить надлежащей силы и возможностей. В 538 году остготское владычество получило смертельную рану. Вот почему 538 год является более значительным, чем 633 год.

Итоги:

1.) Папа получил всеобщее признание, как верховный епископ церквей запада, пользовался определенным политическим влиянием, хотя и под покровительством западных императоров.

2.) В 533 году Юстиниан признал духовную власть папы как «главы всех святых церквей”. Как на востоке, так и на Западе это признание было положено в царский кодекс законов 534 г.).

3.) В 538 году папство было освобождено от арианского владычества. С тех пор папство начало укрепляться и возрастать в сфере своего влияния. Постепенно католицизм распространился и на другие государства. Поскольку восточные императоры из-за своей удаленности не могли поддерживать бдительный контроль над Италией, то ведущей фигурой на Западе оставался папа. Постепенно папство набирало силу, пока наконец, не достигло наивысшей точки политической власти в Европе. Хотя папское господство обычно относят к более позднему периоду времени, но все же исходной точкой его начала следует считать период царствования Юстиниана.

Папы все более и более становились государственными лицами, и менее – церковными. Часто они бывали даже представителями государства. (Чарльз Пьемонт «Европа в средние века”).

В этом роге. Так как 10 рогов представляют собой разрозненное состояние римской империи, то маленький рог должен был выйти из их среды и занять свое определенное место.

Глаза. В общем представлении глаза символизируют разум. В оттличие от невежественного варварства, власть представленная маленьким рогом отличается мышлением, предвидением и проницательностью.

Говорящие высокомерно. – См. 25 стих.

9. Ветхий днями. Выражение имеет описательный характер и не имеет отношения к титулу.

Одеяние на Нем. Следует соблюдать осторожность при истолковании символических видений. «Бога не видел никто никогда” (Ин. 1: 18). Даниил видел лишь образ Божества. В какой степени Образ отображал действительность, трудно сказать. В видениях Божество представляется разными образами, но в этом видении представляет из себя поучительную часть. В видении о втором пришествии Иоанн видел Иисуса сидящем на белом коне и облеченным в одежду, обагренную кровью, из уст Его исходил острый меч (Отк. 19: 11-15). Конечно, мы не ожидаем увидеть нашего грядущего Искупителя в таком виде, но каждая из этих деталей имеет поучительное значение. В данном видении Даниила, мы можем увидеть в белых одеяниях символ чистоты, в белых волосах – признак времени… Говорить о внешнем виде Того «Кто обитает в неприступном свете”, означает пытаться проникнуть в область недозволенного. В том, что Бог является личностью, сомнений нет. «Бог есть Дух”. Тем не менее – Он личность, потому что человек был сотворен по Его образу. «Пусть никто не пытается рассуждать о Его природе. В данном случае, молчание – красноречие” (Свидетельства для церкви, 8 т., стр. 273).

10. Тысячи тысяч. Выражение имеет в виду небесных ангелов, находящихся перед Его лицом и всегда готовых во всем исполнять Его волю. Ангелы выполняют важную часть работы на земле. Они являются как служители и свидетели (Великая борьба, стр. 479).

Судьи сели. Даниилу была показана сцена суда. Окончательного суда в его следственном процессе и исполнительном.

На следственном суде будут исследованы дела всех, кто однажды принадлежал Христу. Следствие предназначено не для того, чтобы Бог познакомился с делами всех, но ради всей Вселенной, пред лицом которой Бог должен быть показан справедливым и правым в вынесении того, или иного приговора. Сатана заявляет свои претензии на всех людей, как на свою добычу и собственность. Тех, за кого Иисус ходатайствует на суде, сатана обвиняет перед Богом. Но Иисус отстаивает их право на раскаяние и веру. По окончании суда будут утверждены списки всех граждан будущего царства Христа. Сюда будут внесены имена мужчин и женщин из каждого колена, языка и племени. Иоанн говорит об искупленных новой земли, как о спасенных народах (Отк. 21: 24).

И раскрылись книги. Сравни с Отк. 20: 12.

  1. Книга жизни. Там записаны имена всех тех, кто служил Богу.
  2. Памятная книга. Туда внесены все добрые дела святых.
  3. Отчеты о грехах людей.

В исполнительной части суда в конце 1000 лет будут фигурировать следующие книги.

  1. Книга жизни. Содержит добрые дела святых.
  2. Книга смерти. Содержит плохие дела нераскаявшихся грешников.
  3. Книга уставов. Библия, согласно которой люди будут судимы.

11. Видел я. В пророческом видении Даниил видел, как одно событие быстро следовало за другим. Обратите внимание на частые повторения выражений: я видел, мне было показано. Эти выражения как бы являются переходными ступенями от одной сцены – к другой.

Изречение высокомерных слов. См 25 стих.

Был убит. Это говорит о конце системы власти, или организации, символизировавшейся рогом. Павел говорил о той же власти, называя ее «человеком греха”, «сыном погибели” и говорил о ее уничтожении во время второго пришествия Христа (2 Фес. 2: 3-8). Сравни с Отк. 19: 19-21.

12. Отнята власть их. Территория Вавилона перешла во власть Персии, но подданные Вавилона продолжали жить на прежнем месте. Равным образом, как Македония покорила Персию, также когда Рим покорил Македонию, жители этих стран не были уничтожены. При окончательном уничтожении власти маленького рога земля будет опустошена (см. 11 стих).

13. Как бы Сын человеческий. Бог счел нужным представить в этом пророческом видении Своего Сына, как человека.

В Своем перевоплощении Сын Божий взял на Себя человеческую плоть (Ин. 1: 1-4, 12, 14; Фил. 2: 7; Евр. 2: 14) и стал Сыном человеческим (Мк. 2: 10), объединяя таким путем Бога с человеком неразрывными узами. Таким образом, кающийся грешник имеет своего представителя, подобного себе, перед Отцом, Который был искушен во всем, как и он сам, Который глубоко понимает и тронут его немощами и недостатками (Евр. 4: 15).

Дошел до Ветхого днями. Это не может указывать на второе пришествие Христа на Землю, поскольку Христос подошел в «Ветхому днями”. Здесь идет речь о входе Христа во святое святых для очищения святилища (Великая борьба. Стр. 426, 480).

14. И Ему дана власть. В Лк. 19: 12-15 Христос представлен как «человек высокого рода” отправившийся в далекую страну за получением царства и возвратившийся обратно. После окончания первосвященнического служения во святилище, которое происходит на небе, Христос получает царство от Своего Отца и тогда возвращается на Землю за своими святыми. (См. Великая борьба, стр. 428. Опыты и видения, стр. 55, 280).

16. К одному из предстоящих. «Предстоящий” – больше о нем ничего не сказано. Даниил еще находился в созерцании видения и тот, к кому он обращается, возможно один из присутствующих на суде. Когда мы искренно, от всего сердца обращаемся к Богу и просим Его о духовном просвещении, Господь посылает нам такую помощь через Своих служебных ангелов. Ангелы с большой готовностью рады сообщить людям истину. Они – служебные духи (Евр. 1: 14), посылаемые Богом на Землю с небесными вестями (Деяния 7: 53; Евр. 2: 2; Откр. 1: 1).

17. Четыре царя. Смотри 3-7 стихи.

18. Примут царство. Все земные цари и правительства прейдут, но царство Всевышнего будет стоять вечно. Владычеству сатаны будет положен конец. Тогда вся Земля будет возвращена своему законному Владыке, Который и передаст ее святым. Те, кто столько времени были ненавидимы и гонимы, будут скоро прославлены и возвеличены самим Богом.

Вовек и вовеки веков. Повторение этих слов усиливает и подчеркивает идею о вечности. Никаких изменений во владении святой Землей больше не будет. Святые будут жить в полной безопасности. «Они не будут садить, чтобы другие ели от их плодов” и «избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих…” (Ис. 65: 22).

19. Точного объяснения. Сравни с 7 стихом. Даниил повторяет ранее написанное. Он особенно интересуется четвертым зверем, который во всем отличается от остальных. Его вопрос драматическим образом обращает внимание на великую силу преследований в истории (См. 24, 25).

20. Стал больше прочих. Вначале это был небольшой рог, но постепенно он разросся и стал больше остальных. Этот рог приобретает власть над всеми остальными земными силами. Дальнейшие комментарии см. в 24, 25 стихах.

21. Вел брань со святыми. То есть, воевал со святыми. Этот «небольшой рог” символизирующий собой преследующую власть, особым образом ведет борьбу против народа Божия (см 25 стих).

Превозмогал их. В течение долгих столетий казалось, что святые были совершенно бессильны против этой разрушительной силы.

22. Доколе не пришел Ветхий днями. Даниил излагает события точно таким же образом, как они и были показаны. Под приходом Ветхого днями он имеет в виду появление Ветхого на пророческом экране в связи с значениями этих событий.

Суд был дан. Суд будет не только в пользу святых, но как говорит апостол Павел (1 Кор. 6: 2, 3) и Иоанн (Откр. 20: 4), святые будут принимать участие в судебном разбирательстве в течении 1000 лет (См. Великая борьба, стр. 661).

23. Пожирать. Смотри 7 стих.

24. Десять рогов. Относительно разделения римской империи – смотри 7 стих.

От прежних. То есть, политических властей. Власть представленная символом этого необычного рога, по своей природе была религиозно-политической. Папство было церковным государством во главе с понтифексом. Другие царства были политическими и управлялись царями.

25. Против. Маленький рог борясь со Всевышним, поставил себя наравне с Богом (См. 2 Фес. 2: 4, сравни Ис. 14: 12-14).

Церковная литература насыщена высокопарными самоуверенными выражениями папства. Типичным примером могут служить извлечения из энциклопедии, посвященной трудам о римо-католической церкви: «Папа настолько велик и возвышен, что это не человек, но Бог, наместник Бога…”

«Папа увенчан тройной короной, как царь неба, земли и преисподней… Папа является Богом на земле, единственно верховной властью, дарованной ему Христом и которому Всесильный Бог передал правление не только на земле, но и в небесном царстве…”

«Папа настолько велик в своем авторитете и силе, что он может изменять, объяснять даже божественные законы… Папа может изменить божественный закон, так как власть его не от человека, но от Бога и он действует как наместник Бога на земле с полной властью над вверенными ему овцами…То, что делает Сам Господь Бог и Искупитель, то делает и их наместник и он ничего не делает вопреки вере” (translated from Lucius Ferraris, Papa II, Prompta Bibliotheca, Vol. VI, pp. 25 29) (Перевод с Луция Феррари, «Папа II”, Церковная библиотека, Том. VI, стр. 25 29).

Угнетать. Это выражение говорит о продолжительном и беспощадном преследовании. Папство считает, что поступая таким образом, оно отстаивает и защищает законную власть и право, переданное ему Христом. В папской булле (1252) Иннокентий IV говорит: «Когда уличенные в ереси отдаются в руки гражданских властей епископом, то магистр города должен в течение пяти дней применить против таковых существующие законы. А что это были за меры, то они очень ясно и определенно изложены в папской конституции, которой пользовались многие папы. Гражданская власть таким путем сотрудничала заодно с церковной в уничтожении еретиков и в исполнении приговоров” (Иосиф Блотзер, «Инквизиция” 8 т., стр. 34) (Joseph Blіtzer, art. Inquisition, Vol. VIII, p. 34).

Возмечтает. Арамейское sebar. Будет пытаться, бороться, действовать. Имеется в виду преднамеренность.

Времена. Арамейское zimnin (единственное, Земан), термин, обозначающий определенное время, как в гл. 3: 7, 8; 4: 36; 6: 10, 13, или период времени, как и в гл. 2: 16; 7: 12 (где Земан переводится сезон). Даниил говорит, что только Бог может изменять времена. Что Он держит в Своих руках участь народов. Этот Он, Который «устраняет царей и ставит других” (2: 21). «Во всех человеческих стремлениях, орудия Всемогущего бесшумно и молчаливо исполняют Его личную волю” (Воспитание, стр 173).

Это Бог, который определяет время, когда святые будут владеть царством (7: 22). Попытки маленького рога изменить времена указывают на преднамеренное действие папства внести свои изменения в предначертанный и определенный Богом курс в течение человеческой истории.

Закон. Арамейском dath, используемый как человеческий (2: 9 гл., 13, 15; 6: 8, 12, 15) и божественный (7: 12 Ездра, 14, 21, 25, 26) закон.

Разумеется, речь идет об изменении только Божественного закона, поскольку пророчество вряд ли стало говорить о человеческих законах и постановлениях. Вопрос заключается в том, не стремилось ли папство внести свои коррективы в Божественный закон. Ответ мы находим в большом отступлении современной церкви от раннехристианской. Были введены многочисленные доктрины и обычаи, противоречащие воле Божией, как об этом и предупреждает Писание. Одним из самых дерзких поползновений, предпринятых против Закона, было введение воскресного дня покоя, вместо субботы. Падшая церковь смело заявила о своих полномочиях совершить такое. В одном из катехизисов говорится: «Церковь Божия (падшая церковь) в своей мудрости решила празднование субботы перенести на «день Господен” (Катехизис Тридентского собора, Донован перевод, 1829-е изд., стр. 358). Этот катехизис был издан по решению Святейшего Совета и опубликован под контролем папы Пия V.

На протяжении всех новозаветних времен христиане соблюдали седьмой день недели – субботу (См. Деяния апостолов 17: 2). Переход от субботы — к воскресенью был постепенным и начался спустя 150 лет после смерти Христа и продолжался около 300 лет. Самые ранние исторические ссылки на соблюдение христианами воскресенья встречаются в «Послании Варнавы”, в 15 главе и в «Оправдательной записке” мученика Юстиниана. Оба документа датированы 150 годом по р.Хр. Они отвергают субботу и настаивают на воскресении. Первые достоверные ссылки на воскресенье, как «день Господен” обнаружены в апостольском «Евангелии Петра”, относящемся к концу второго столетия.

До восстания иудеев под предводительством Бар-Кочеба (132-135г. по р.Хр.) римская империя признала иудаизм законной религией, а христианство – иудейской сектой. Но в результате последовавшего мятежа иудеи и иудаизм были дискредитированы. Чтобы избежать гонений и преследований, христиане всеми средствами старались доказать, что они не были иудеями. Неоднократные ссылки христианских писателей последующих трех столетий о соблюдении субботы как признак «иудействующих”, вместе с фактом на отсутствие исторических ссылок о соблюдении христианами воскресенья, как святого дня, до восстания иудеев относятся к периоду 135-150 гг. по р.Хр., как времени, когда христиане начали предписывать субботе святость первого дня недели.

Соблюдение воскресенья, тем не менее, не сразу заняло место субботы, но сопровождало и дополняло этот новый день. В течение нескольких столетий христиане соблюдали два дня. В начале третьего столетия, к примеру, Тертуллиан отмечал, что Христос не отменил субботы. Немного позже апокрифическая «Апостольская конституция” наставляла христиан соблюдать субботу и праздновать «день Господен”.

Но к началу четвертого столетия воскресенье взяло официальный перевес над субботой. В своем комментарии на 91-й псалом Евсевий, известный церковный историк того времени писал: «Все то, что должно быть сделано в субботу, мы должны перенести на Господен день, как более подходящий для того, как соответствующий и более предпочтительный и чтимый, чем иудейская суббота”.

Первый официальный шаг, предпринятый католической церковью в отдаче преимущества воскресенью, вместо субботы был предпринят на Лаодикийском Совете в четвертом веке. Канон 29 этого совета провозглашает, что христиане не являются иудеями и не должны отдыхать в субботу, но работать в этот день, а день Господен они должны особенным образом почитать, и как христиане, по возможности, не работать в этот день. Если же кто-то будет найден иудействующим, тот будет отлучен от Христа. Этот совет оговорил в какой-то степени, субботу как праздник, но и вместе с тем свел этот праздник к рабочему дню. Интересно отметить, что первый церковный закон, поощряющий соблюдение воскресенья, указывает на «иудействование” как на причину для уклонения от соблюдения субботы. Кроме того, строгий запрет соблюдения субботы как раз является доказательством того, что многие еще продолжали «иудействовать”. Действительно, писатели четвертого и пятого столетий неоднократно предостерегали своих собратьев христиан против этого обычая. Примерно в 400 году Златоуст отмечает, что многие христиане все еще продолжают соблюдать субботу как иудеи, и таким образом «иудействуют”.

Документы тех времен говорят о том, что церкви Александрии и Рима несли на себе главную ответственность за содействие в соблюдении воскресенья. Примерно в 440 году по р.Хр. церковный историк Сократ писал, что «хотя почти все церкви по всему миру празднуют священные таинства субботы каждую неделю, тем не менее, христиане Александрии и Рима, по причине некоторых древних традиций, перестали делать это” (Церковная история, 22 Т). Примерно в то же время Созомен писал, что «люди в Константинополе собираются по субботам, а также и в первый день недели, тогда как ни в Риме, ни Александрии этому обычаю не следовали”.

Из всего вышесказанного проистекает следующее:

1.) Понятие о святости воскресенья среди христиан впервые появилось при их старании избежать всего того, что делало их похожими на иудеев, и следовательно, влекло за собой преследования и гонения.

2.) Церковь в Риме первой начала отдавать предпочтение воскресному дню. Она стала инициатором в увеличении важности и значения воскресенья, ценой умаления значения субботы, создала самые благоприятные условия для постепенного, но верного роста могущества Рима.

3.) Наконец, влияние Рима сделало соблюдение воскресенья вопросом церковного закона, как это было и с многими другими обрядами, как поклонение деве Марии, почитание святых и ангелов, молитвы за умерших и т.д… Святость воскресного дня основывается на тех же принципах, что и остальные небиблейские обычаи, введенные понтифексом Рима.

До времени и времен и полувремени. Согласно масоретскому переводу «времен” означает «два времени”. Поэтому это следует читать, как «два времени”, «время” и «полувремя”.

В другом параллельном пророчестве книги Откровения (12: 14) мы встречаем формулировку «времени, времен и полвремени”. Здесь идет речь о том же периоде времени, что означает «1260 дней” (Отк. 12: 6). В Отк. 11: 2, 3 выражение 1260 дней приравнивается к 42 месяцам. Следовательно, вышеозначенный период в три с половиной времени равняется 42 месяцам, или 1260 пророческих дней. Потому что «время” означает 12 месяцев, или 360 дней. Пророческий год в 360 дней нельзя смешивать ни с иудейским годовым календарем, который имел лунный год разной продолжительности (29 и 30-дневный месяц), ни с солнечным годом из 365 дней. Пророческий год равен 360 дням, но пророческий день берется из солнечного года.

Это различие можно объяснить следующим образом. Пророческий год состоящий из 360 дней – это не буквальный год, а символический. Отсюда следует, что 360 дней также являются пророческими. Этот принцип «год за день” изображен в Чис. 14: 34 и Иез. 4: 6, где символический день равен буквальному году. Таким образом, пророческий год («время”) равняется 360 буквальным годам. Подобно тому, периоды 1260, или 2300, а также другие пророческие дни означают буквальные годы. Хотя число дней в каждом лунном году было различным, иудейский календарь уравнивался добавлением одного месяца, так что для библейских писателей, а также и для нас вереница лет всегда равнялась одинаковому числу естественных лет.

Пророческий период «малого рога” начался в 538 году по р.Хр., когда остготы сняли осаду с Рима и епископ Рима освободился из-под опеки арианского господства и стал осуществлять эдикт Юстиниана 533 года, чтобы повысить авторитет Святейшего Престола.

Ровно через 1260 лет (1789 г.) победоносная армия Наполеона в Италии захватила папу и отдала на милость правительства Французской революции, которая и объявила папе, что римская религия всегда была непримиримым врагом Республики. Единственное, что может папа сделать для достижения интересов народа – это уничтожить центр единства Римской церкви, а что касается его лично (папы), то он, в котором таким замечательным образом сочетались способности генерала и мудрого политика, осуществит эту цель, если считает ее практичной.

По приказу Наполеона, генерал Бертье с французской армией вошел в Рим и объявил конец политической власти папства и взял папу в плен, отвез его во Францию, где он и умер в изгнании.

С ниспровержением папства в 1798 году завершается длинная цепь событий, связанных с его неуклонным падением, а также завершением пророческого периода 1260 лет.

26. Воссядут судьи. См. 8-11 стихи. Суд вынесет приговор над папством. Эта сила будет продолжать вести борьбу со святыми Всевышнего до последнего момента. Но придет конец и этой силе.

27. Дано будет. Над будущим народа Божия слегка приподымается завеса. Дано твердое обетование. Какая блаженная мысль! Христос скоро придет, чтобы забрать Своих детей к Себе и дать им вечное царство.

Во всей поднебесной. На обновленной Земле среди праведных не будет звучать ни одной фальшивой ноты. Во всей Вселенной будет биться один пульс согласия. Все спасенные будут от всего сердца служить Богу и вечно пребывать в Его блаженном присутствии.

28. Смущали. То есть, беспокоили. Пророк был очень изумлен и опечален открытием будущей истории святых.

Дополнение к 7-й главе книги Даниила.

Развитие великого отступления, вылившегося в папство, было постепенным процессом, длившемся на протяжении нескольких веков. Тот же принцип остается и для его разрушения.

Что касается будущего, Иисус предостерегал Своих учеников: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие лжепророки восстанут и прельстят многих”. (Мф. 24: 4, 11, 24).

Павел говорит, что «будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собою”. Он говорил об открытии «человека греха”, «тайны беззакония”, которая будет бороться с истиной, превозноситься над Богом. И эта сила будет совершать великие чудеса и знамения. Но только люди утвержденные в истине поймут ее коварство и лукавство.

В конце первого столетия ап. Иоанн писал: «Многие лжепророки пришли в мир”. А спустя некоторое время он писал, что «в мире появилось много обманщиков”. «Это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и уже теперь он есть в мире” (1 Ин. 4: 1).

В апостольские времена каждое местное собрание избирало для себя служителей и таким путем регулировало дела всей общины. Но церковь при этом была «одним телом”, руководимым Святым Духом и апостолами, таким образом, все верующие повсюду объединялись в «одном Господе, одной вере, одном крещении” (См. ефес. 4: 3-6). Руководители местных церквей должны были быть людьми, «исполненными Св.Духом” (См. Деян. 6: 3) и рукоположенными церковью (Деян. 13: 3).

Когда церковь «оставила свою первую любовь” (Отк. 2: 4), она утратила чистоту доктрины, высокие нравственные стандарты, невидимые узы единства Св.Духа. В служении вместо простоты появился формализм. В избрании служителей главную роль играла популярность и личное влияние, которое вначале распространялось в местной церкви, а потом стремилось завоевать себе позиции и в остальных церквях.

Служение каждой местной церкви, руководимой Св. Духом, постепенно перешло в руки духовного наставника и каждый член церкви почувствовал себя подчиненным ему и через него видел единственный путь ко спасению. И руководители были охвачены одной идеей: как управлять церковью, а не служить ей. Служители уже не были людьми, которые были слугами всех. Таким образом постепенно развивалось понятие о церковной иерархии, которая встала стеной между христианством и Богом.

Киприан (258 г.) считается основателем церковной римской иерархии. Он выдвигает теорию, что существует только одна истинная церковь, и что за ее пределами нет спасения. Он выдвинул мысль, что Петр является основателем церкви в Риме, что епископ Рима является главой всех церквей, и его авторитет является наивысшим.

Росту папской власти способствовали следующие факторы:

1.) Рим как столица цивилизованного мира был самым подходящим местом для того, чтобы стать центром мировой церкви.

2.) Церковь в Риме – единственная на западе, которая могла претендовать на апостольское происхождение. Это в то время было естественным и делало епископа Рима главой над другими епископами церкви. Рим всегда занимал высокое положение.

3.) Перевод Константином политического центра из Рима в Константинополь фактически освобождал римского епископа от императорского контроля.

4.) Частично, император Юстиниан оказал сильную поддержку римскому епископу изданным эдиктом, признающим его верховную власть над церквями востока и запада.

5.) Римская церковь успешно боролась с различными еретическими движениями и это возвысило ее авторитет.

6.) Различные богословские споры, раздиравшие и ослаблявшие церковь на востоке, дали возможность Риму свободно посвятить себя практическим проблемам и воспользоваться преимуществами для расширения своего авторитета.

7.) С обращение Кловиса (496г.), царя франков папство нашло в нем для себя сильную руку в обращении других варварских племен.

Внешнее обращение Константина в христианство (37 г.) соединило церковь с государством, точнее, подчинило церковь государству, превратив ее в орудие государственной политики. В 343 году Синод Сардика утвердил епископа Рима как архиепископа. Папа Иннокентий – I (417 г.) стал главой над всем христианским миром.

Августин, один из великих отцов церкви и основателей средневековой теологии считал Рим главой всех церквей. В своем труде «Город Божий” он смело выдвинул католический идеал об универсальной церкви, что создавало теоретическую базу для папства в средние века.

Лев-I был первым епископом Рима, который провозгласил Петра первым папой, с указанием, что он получил это право от Иисуса Христа и передал его папству. Он первым заявил, что папские решения имеют силу закона. При помощи императора он поставил себя главой над всеми советами церквей с правом определения учения и вынесения решений.

Обращение Кловиса, царя франков в римскую веру в 496 году (в то время, как большая часть варварских племен были арианцами) помогло папе создать сильный политический союз, готовый сражаться за идеалы римской церкви. В течение 12 столетий меч Франции – «старшего сына” папства, был сильнейшим средством в обращении людей в католическую веру и поддержании папского авторитета.

Понтификат папы Григория-I, первого среди средневековых прелатов церкви отмечает переход от античных времен к средневековым. Григорий-I смело вступил в права императора запада. Он заложил основы папской власти для всего средневековья.

Когда спустя столетие, лангобарды начали угрожать Италии, папа обратился за помощью к Пипину – королю Франков. Пипин ответил согласием и отдал в распоряжение папы завоеванную территорию. Этим событием отмечается начало светской власти папы.

От седьмого и до одиннадцатого столетия папская власть постепенно угасала. Следующий великий папа Григорий-VII (умер 1085г.) заявил о непогрешимости римской церкви, что ей невозможно ошибаться. Также заявил, что папа является наивысшим судьей и что никто не имеет права судить его, оспаривать его решения, ему единственному принадлежит поклонение всех царей, что только он может смещать царей и императоров.

В течении двух столетий шла жестокая борьба между папством и императорами за верховную власть. Временами она переходила от одной стороны – к другой. Когда к власти пришел Иннокентий-III, папство к тому времени достигло своего наивысшего расцвета и последующем столетии все еще находилось в зените своего могущества. Называя себя наместником Христа, Иннокентий-III пользовался неограниченной властью. Спустя столетие после Иннокентия – идеала папы времен средневековья, Бонифаций-VIII (умер 1303) безуспешно пытался также сосредоточить в своих руках власть, как и его блестящий предшественник. Он был одним из последних пап, который делал попытки проявить неограниченную власть, учрежденную папой Григорием-VII и поддерживаемую Иннокентием-III. Тем не менее, папская власть и ее влияние все падало и падал, и нашедшее свое историческое разрешение в так называемом «вавилонском” пленении (1309-1377), когда Франция устранила папу в Риме и выслала его в Авиньон. Но вскоре после своего возвращения в Рим, определилось несколько пап соперников, между которыми шла постоянная борьба. Все это, безусловно, только способствовало падению папского престижа в Европе. Еще задолго до Реформации, внутри и извне католической церкви поднимались голоса возмущения многими злоупотреблениями, имевшими место в светской и церковной власти пап. С началом эпохи прогресса и изобретений, таких как печатание и прочее, влияние папства резко пошло на убыль. Ко времени Мартина Лютера уже была готова почва для ниспровержения авторитета папства.

Реформация, начавшаяся в 1517 году, когда были прибиты к стене 95 тезисов, стала решающим фактором для окончательного ниспровержения папского могущества по всей северной Европе.

Борьба папства против Реформации приобрела такие уродливые формы, как инквизиция, иезуитские ордены. В течении трех столетий папство мужественно, но совершенно безуспешно боролось с Реформацией и с теми, кто отстаивал религиозную и гражданскую свободу.

В конечном итоге, во время Французской революции, католическая церковь была окончательно развенчана в стране, которая первой когда-то оказала ей поддержку, которая в течение 12 столетий защищала ее права и требования. Франция в сражениях завоевывала честь и славу папскому престолу. Именно в ней папские принципы достигли своего наивысшего расцвета. Теперь же эта страна отвернула свое лицо от католической церкви и проявило правосудие.

В 1798 году французское правительство послало в Италию генерала Бертье арестовать папу. Хотя позже, папство и приобрело некоторое положение, но уже никогда к нему не вернулась та былая сила и могущество, как в средние века.

В 1870 году папские штаты были объединены в одно государство – Италию. Светская власть папства, которой оно пользовалось около тысячи лет, закончилась и папа стал добровольным «пленником” Ватикана.

Как видно из краткого обзора, рост папской власти происходил постепенно, охватывая многие столетия. То же самое относится и к его угасанию. Его рост начался с 100 по 756 год. Упадок – с 1303 по 1780 год. Высшей точки расцвета папство достигло во время Григория-VII (1073-85) до Бонифация VIII (1294-1303).

Невозможно указать более конкретную дату упадка и расцвета. Одно только можно сказать, что оба эти процесса были весьма длительными и постепенными.

К 538 году папство окончательно сформировалось и действовало во всех своих фазах, а к 1798 году постепенно утратило все, что было накоплено и приобретено за период 1260 лет. Святое Писание отвело 1260 лет папству, чтобы оно показало свои принципы, политику и цели. Эти две даты, как начальная, так и последняя считаются началом и концом пророческого периода папской власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.