Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активный или агрессивный?






 

Когда мы говорим о мальчиках и жестокости, важно различать агрессивное поведение и активное поведение. Хотя большинство мальчиков не агрессивны, она часто любят интенсивные физически занятия, активные игры, громкие и грубые игры. По большей части, однако, эта любовь к действию не переходит в жестокость. Большинство игровых потасовок прекращается сразу, как только кто-то из участников травмирован - ударился головой, вывихнул руку, получил удар локтем в живот - и не переходит в драку. Большинство поддразниваний и шуточек не приводят к физической агрессии. Большинство энергозатратных занятий, например, спортивных, заканчивается тем, что участники утомлены, а игроки жмут друг другу руки, а не начинают драться. На самом деле, спорт, как я уже обращал ваше внимание, по большей части делает мальчиков ближе друг другу.

Так что же отличает активного мальчика от агрессивного? По моему мнению, тут практически всегда вступают в игру важные психологические факторы. В редких случаях естественная потребность мальчика в действии находит выход в неестественной жестокости. В случае Бена, булли Чарли, родители мальчика недавно пережили непростой бракоразводный процесс. Бен чувствовал себя чужим своим родителям, семье, частью которой он был, своим друзьям, своему окружению. Кроме того, у Бена были проблемы с обучением. Он испытывал стыд за свою негодность. Он к тому же недавно переехал в этот город и мало кого тут знал. Он был одинок, беспомощен и оттого еще сильнее ощущал свою чуждость. Из-за того, что отца теперь не было рядом, а мать вынуждена была работать полный день, Бену некому было помочь пережить эти сложные эмоции. Оставшись один, он пытался быть стойким, и все свои страхи обратил в злость и направил ее против своих одноклассников. Интересно, однако, что Чарли был необычайно проницательным ребенком, Бен ему нравился, когда не был в состоянии булли, и он даже принял его приглашение прийти в гости, чтобы поиграть вместе. Возможно, таким образом Бен искал дружбы и сочувствия и увидел в Чарли мальчика, который сможет ему дать это. Как уже объяснялось выше, в некоторых случаях мальчики вроде Бена идут на жестокость не потому, что хотят причинить боль другим, а потому что думают, что это каким-то образом поможем им снискать дружбу и одобрение окружающих. И порой человек, приязнь которого он мечтает заслужить, отнюдь не сообщник его, а жертва.

Разумеется, гораздо вероятнее то, что булли ожидает отторжение со стороны жертвы, нежели дружба. Гордон, семилетний афроамериканец, во втором классе был частой мишенью для нападок Леонарда. " Леонард цепляется ко всем, - рассказал Гордон, - он дергает девочек за волосы, бьет мальчиков, плюет на всех. Я ненавижу его! "

После того, как на уроке ребята узнали об истории афроамериканцев, Леонард решил добавить к своей травле дополнительное оскорбление. Когда они с Гордоном встречались на площадке, он начал называть его " раб". " Сначала я хотел стукнуть его, - рассказал мне Гордон, - но я боялся, что у меня возникнут проблемы. Я хотел рассказать про него, но испугался, что после этого он придумает что-то еще хуже".

Гордон не ударил Леонарда и не пошел жаловаться учительнице, он терпел оскорбления несколько дней - " как мужчина - и потом решил поделиться с мамой. Они выслушала его, в душе ее росла ярость, и она дала ему свой совет. " Я сказала Гордону, что можно поколотить Леонарда, - рассказывает она. - Есть вещи, которые нельзя сносить".

Поэтому, когда в следующий раз Леонард назвал его рабом, Гордон ударил его. Обоих мальчиков тут же привели в кабинет директора, который посоветовал Гордону " решать проблемы без помощи кулаков". Родителей Леонарда вызвали в школу. После долгого разговора мальчиков отправили по домам.

На следующий день Леонард сбавил обороты. " Он по-прежнему цепляется ко мне и к другим, - сказал Гордон, - он он больше не называет меня рабом". Еще Гордон подчеркнул, что вдобавок у него было полдня отдыха от школы!

Мамин совет сработал, но он не помог решить саму по себе проблему булли и жертвы. Кроме того, Гордон получил два противоречащих друг другу совета. С одной стороны, директор убеждал его, что насилие не является ни приемлемым, ни тем более " лучшим" способом решения проблем. С другой стороны, Гордон получил весомое эмпирическое доказательство того, что, на самом деле, хороший удар в правильный момент может порой дать кратковременное решение проблемы.

Один глубокий исследователь мужской и женской злости Джин Бейкер Миллер, считает, что такого рода агрессивное поведение проистекает из страха. Мальчики " страшатся не быть агрессивными, - пишет она, - с тем, чтобы их не сочли нуждающимися, побитыми или (хуже всего) похожими на девочек. Все это угрожает глубинной части мужского чувства идентичности - тому, что принято называть мужественностью". Феномен, о котором говорит Миллер, по моему мнению, воздействует на мальчиков, по меньшей мере, в двух важных аспектах. Ito-первых, увеличивает вероятность того, что потенциальный зачинщик приступит к действиям. Не дожидаясь возможных оскорблений своей чести или урона своей " мужской" самооценке, мальчик защищает себя агрессивным поведением, нападая на других. Во-вторых, та же самая хрупкость - боязнь испытать стыд, страх, что тебя сочтут недостаточно " мужчиной", - заставляет жертву чужой жестокости молча сносить оскорбления или даже улыбаться и отмахиваться от них. Поэтому если он все скрывает и не отвечает (как поступил, к примеру, Гордон), он может попытаться тихо терпеть насилие, скрывая все признаки того, что он жертва, что он слишком напуган, чтобы дать отпор булли. За годы работы с мужчинами я понял, что многие взрослые мужчины предпочтут стыду смерть. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мальчики переживают похожие чувства.

Мне думается, что сегодняшний булли, вероятно, хотя и не обязательно, завтрашний взрослый преступник. Бывает и так, что старшеклассник-булли, взрослея, учится контролировать свою злость, и бывшие одноклассники, встречаясь с ним двадцать лет спустя, настороженно здороваются с ним, а потом с удивлением обнаруживают, что юный мучитель превратился в обаятельного и очаровательного взрослого. С другой стороны, порой бессловесная жертва, тихий одиночка или опасающийся неприятностей свидетель в будущем (в поздней юности или будучи уже взрослыми) становятся жестоким и склонным к неожиданным вспышкам ярости. Этим можно объяснить историю, когда скромный четырнадцатилетний старшеклассник из Кентукки в 1997 г. застрелил трех одноклассников из винтовки, а его родители, учителя и одноклассники не могли в это поверить. У всех на устах был вопрос: " Почему? " Этот мальчик никогда не вел себя агрессивно, он не был булли. Но что-то ведь привело к срыву, такие жестокие поступки не случаются " просто так". Я.думаю, что среди прочих причин, стыд приводит таких мальчиков к срыву. Когда внутри накопилось много стыда - когда он чувствует себя отверженным, непопулярным, не " мужественным", возможно, даже ненавидимым - мальчик пытается справиться со своими чувствами и воссоединиться с другими посредством насилия.

Хорошая новость: мы довольно много знаем о том, как стыд питает злость, что превращает его в ярость и жестокость, знаем, как воспринимать поведение мальчиков и как вести себя с ними, чтобы они были более уверенными в себе и могли переключиться со злости и насилия на занятия определенно " мальчишеские" и сохраняющие необходимые им качества - активное действие, продуктивность, индивидуальное дерзновение, эмпатию, - все то, что мы находим в групповой игре и командном спорте.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.