Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что делать 4 страница






Поведение родителей тоже играет важную роль в том, какая у ребенка формируется самооценка.

Ребенок, который считает себя неумным, неспособным, – дитя родителей, которые делают все за него, на корню обрубают его активность и любые его попытки делать что-либо самостоятельно.

Ребенка, который считает себя гадким утенком, родители стыдятся в компании друзей, родственников и соседей.

Если родители не заступаются за ребенка, когда его кто-то незаслуженно обидел, то он думает, что он недостоин хорошего к себе отношения.

Поэтому так важно родителям верить в то, что они любят своего малыша, что он – лучший, что он – добрый, смышленый, красивый… и часто говорить ему об этом. Тогда и ребенок в это поверит и будет таким!

Разумеется, для того чтобы повысить самооценку ребенка, понадобится время. Работайте над этим каждый день. Зовите ребенка по имени, хвалите за любые, даже незначительные успехи, особенно в присутствии его сверстников. Только делайте это искренне. Дети очень чуткие, они чувствуют фальшь.

Дома можно повесить специальный стенд, на котором вы будете вывешивать информацию о достижениях малыша (например, за день, за неделю) и читать вслух всем членам семьи.

Среди детей можно организовать игру «Комплименты», в которой каждый должен отмечать хорошие качества друг друга. Таким образом ребенок узнает много приятного о себе от других детей. Это ему, несомненно, понравится, и он будет думать о себе лучше.

…слишком переживает, когда у него что-то не получается

Многие родители оказываются в такой непростой ситуации, когда у ребенка что-то не получается, и он начинает нервничать или безутешно рыдать.

Покажите ребенку, что вы его понимаете: «Я знаю, ты сейчас расстроена и злишься из-за того, что у тебя не получилось». Можете обнять малыша, если он не сопротивляется.

Продолжите: «Я всегда тебя люблю. Не расстраивайся. Эта неудача – временная. Я уверена, у тебя скоро обязательно все получится». Хорошо было бы привести примеры, когда у малыша когда-то что-то не получалось, но он с этим справился, а это значит, что и на этот раз ему все удастся.

Можете рассказать малышу о похожем случае из вашего детства. Ребенок поймет, что его мама или папа тоже были в такой же ситуации, как и он, и это совсем не страшно.

После этого предложите ребенку: «Давай попробуем еще раз!». Слегка помогите малышу. И похвалите его после удачной попытки: «Получилось! Ура! И ты справилась (справился) почти без моей помощи! Какая ты у меня умница! (Какой ты у меня молодец!)»

Ребенок воодушевится и повторит попытку еще раз уже без вашей помощи.

Таким образом, хотя ребенок проиграл, вы настроили его на успех и в то же время помогли ему добиться промежуточных побед.

Учтите следующее:

• Не стоит делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, пусть пока еще и не очень хорошо.

• Не сравнивайте малыша с другими детьми.

• Чаще хвалите ребенка и его «шедевры»: «Мне очень нравится, как ты нарисовала этот домик и поляну с птичками рядом с ним».

• Время от времени во время игр просите ребенка о помощи: «Ой, а я забыла, как это делать. Покажи мне, пожалуйста».


Общение с ребенком 5–7 лет


Что делать, если ребенок…

…не хочет…

…надевать свитер (шапку, пальто и т. д.), который вы ему предложили

Прежде всего выясните, почему ребенок не хочет надевать свитер. Возможно, он колется, или сдавливает ему горло, или он просто не нравится ребенку, или сегодня у него такое настроение, что он предпочел бы надеть что-нибудь другое… Учтите пожелания ребенка.

Не стоит надевать свитер насильно.

Но если свитер, красивый, мягкий и теплый, а ребенок просто капризничает, как же все-таки сделать так, чтобы ребенок сам захотел этого? Попробуйте следующее:

• Скажите: «Мне нравится, как ты выглядишь в этом свитере. И Марине, кстати, тоже» (если Марина – девочка из детского сада, которая ему нравится).

• Поиграйте в игру «Армия». Вы – командир и отдаете приказы, а ребенок– солдат и их выполняет. Вы командуете: «Надеть свитер!» – и он отвечает: «Есть надеть свитер!»

Расскажите сказку об особенной овечке. Все овечки как овечки, а у нее шерсть была розового цвета (или черного в зависимости от того, какого цвета свитер). Эта овечка была очень веселая, озорная. Она пела и танцевала, сочиняла разные смешные истории. И вот однажды всех овечек обстригли, а из их шерсти сделали теплые и красивые свитера. Из шерсти этой чудесной овечки получился только один свитер – и он твой!

…читать

Ваш ребенок уже умеет читать. Но не любит этого делать. Как же сделать так, чтобы ребенок захотел читать?

Запомните: нельзя наказывать чтением и заставлять читать. Также плохо ставить условия: «Вот прочитаешь 20 страниц, тогда пойдешь гулять».

Книги сами по себе должны быть наградой, удовольствием. Вы даже можете говорить так: «Будешь баловаться, вредничать – книги отберу, не разрешу читать». Пусть ребенок боится лишиться этой возможности.

Прежде всего покажите ребенку пример. Если он увидит, что вы читаете, то сделает вывод, что это интересно и полезно. А раз родители этим занимаются, то и ему было бы хорошо поступать так же. Ведь в этом возрасте дети стремятся подражать взрослым.

Книги, которые вы предлагаете ребенку для чтения, должны быть ему интересны. Это могут быть волшебные сказки или рассказы о животных, или приключения детей.

Ребенок должен понять, что, читая книги, можно узнать много полезного и любопытного. И в них можно найти ответы на многие вопросы, которые его волнуют. Не пытайтесь сразу отвечать на них, пусть ребенок поищет их в детских энциклопедиях для почемучек.

Читайте ребенку вслух. Примените одну хитрость: прервитесь на самом интересном месте. Скажите, что вы почитаете ему позже, а сейчас вам нужно приготовить ужин, сходить в магазин, погладить белье… Вряд ли ребенок будет терпеливо ждать, пока вы освободитесь, так как ему будет не терпеться узнать, что же будет дальше… и он возьмет в руки книгу и начнет читать.

Читайте с ребенком по ролям, по очереди. Обсуждайте с ним прочитанное. Интересуйтесь, какой герой ему понравился, а какой – нет, и как бы он поступил на их месте.

… стричь ногти

Случается, что такая необходимая и регулярная процедура, как стрижка ногтей, становится настоящим испытанием как для ребенка, так и для его родителей.

Едва увидев маму с ножничками, он плачет, убегает и прячется. Мама же начинает сердиться, повышает голос. Иногда даже приходится прибегать к насилию, несмотря на протесты и плач. Ведь грязные длинные ногти – рассадник заразы!

В таком случае, прежде чем ругать или стыдить ребенка, важно задуматься: а почему так происходит? Почему ребенок так сильно сопротивляется, когда вы хотите подстричь ему ногти?

Может быть, однажды во время стрижки ногтей вы сделали ему больно? Он запомнил и теперь боится, что это повторится еще раз.

Но большинство детей не имели такого опыта, а стричь ногти все равно боятся.

Дело в том, что дети бессознательно воспринимают удаление ногтей как наказание пальцам, как их укорачивание. Тем более если родители когда-то говорили такие слова, как «Не суй пальцы куда не надо, а то отрежу!». Поэтому они так болезненно реагируют на стрижку ногтей.

Помимо этого, дети боятся колющих и режущих предметов. Этот страх может остро проявляться с 5 до 7 лет. Потом ребенок, как правило, просто «перерастает» этот страх.

Но что же делать сейчас?

Прежде всего, внимательно следите за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. В вашей речи не должно быть никаких угроз, что вы «отрежете что-нибудь» ребенку за его плохое поведение.

Возьмите ребенка с собой в маникюрный кабинет. Пусть он понаблюдает за тем, что мастер делает с вашими ногтями. Пусть мастер объяснит, что он делает, расскажет ребенку, как называются инструменты, зачем они нужны, что чувствуют мамины пальчики во время сеанса. Пусть повосхищается чистотой и красотой маминых ногтей после маникюра. И в заключение пусть подарит малышу пилочку для ногтей (приобретенную вами). Пилочка безопаснее ножниц, и ребенок сможет пользоваться ею сам (лучше все-таки в вашем присутствии). Это будет альтернативой ножницам, если пока ребенок ни в какую не соглашается, чтобы вы ими подстригли ему ногти.

Еще для укорачивания ногтей можно использовать специальные щипчики. Предложите этот вариант своему ребенку. Возможно, щипчики ему понравятся больше, чем ножнички.

Если вы считаете, что удобнее стричь ноготки ножничками, предложите ребенку сходить в магазин и выбрать их вместе. Попросите продавца дать вам ножницы, которые превратят стрижку ногтей в удовольствие и легко справятся с длинными грязными ногтями. Обратите внимание на маленькие ножнички с тупыми закругленными концами. Они выглядят не такими «страшными» для ребенка. Когда ребенок принимает участие в выборе инструмента, он чувствует себя не объектом каких-то пугающих его манипуляций взрослого, а полноправным участником процесса.

Ребенок должен научиться пользоваться ножницами (резать бумагу по прямой, что-то вырезать из нее), тогда он преодолеет страх перед режущими предметами. Дети, которые умеют это делать, не боятся стричь ногти.

Неудачная идея – стричь ребенку ногти, когда он этого не хочет, насильно удерживать его. Лучше постарайтесь сделать эту процедуру приятной. Сделать так, чтобы он сам вас об этом просил.

Например, расскажите дочке сказку про принцессу, у которой были красивые чистые подстриженные ногти. И все хотели с ней дружить – и мальчики, и девочки, и кошечки, и собачки, и птички, и все восхищались ею. Наверняка ваша дочка захочет иметь такие же красивые ноготки, как у героини этой сказки. А если вы еще и пообещаете купить ей колечко, чтобы их украсить, то возражений точно не будет!

Мальчику можно рассказать историю о герое, у которого были чистые подстриженные ногти. В истории также может присутствовать и персонаж, у которого ногти всегда были длиннющие и под ними скапливалась черная грязь. И он всех ими отпугивал.

Дети любят подражать героям сказок.

Договаривайтесь с ребенком. Если он хочет, подстригите ему сегодня правую руку, а левую – завтра.

Попробуйте заинтересовать ребенка каким-нибудь интересным для него делом. Например, скажите ему, что хотели бы разрешить ему поиграть в компьютерную игру (он об этом мечтает), но такими длинными ногтями можно оцарапать клавиатуру, и поэтому, увы, игра отменяется. Но если ногти подстричь, то, пожалуйста, он может поиграть.

…отказывается…

…спать днем

Если ваш ребенок прекрасно спит по ночам, но категорически отказывается от сна днем, что бы вы ни делали, как бы ни уговаривали его, мой совет – не принуждайте ребенка. Значит, ваш ребенок высыпается ночью.

Но все-таки постарайтесь вместо дневного сна организовать «тихий час». Объясните ребенку, что у вас нет столько энергии, сколько у него, и вам необходим отдых. В это время он может поиграть один в своей комнате или почитать или пораскрашивать картинки… Можно разрешить ребенку посмотреть интересный детский фильм.

…поторопиться, когда вы спешите

Представьте: утром вы собираетесь с ребенком в детский сад, а он, как назло, копается и возится.

Естественно, это вызывает у вас раздражение. «Ты– просто как черепаха. Ну, что ты копаешься?

Давай поторапливайся!» – так и хочется сказать ему, причем раздраженным или обвиняющим тоном. Задумайтесь о том, что при этом слышит ваш ребенок. Он чувствует, что вы им недовольны, что он причиняет вам неудобство.

Если вы повторяете такие слова каждый день, то это не приведет ни к чему хорошему. У ребенка может упасть самооценка. Или он начнет бурно выражать свой протест.

Попробуйте действовать по-другому. Постарайтесь сдерживаться. Ваш голос должен звучать спокойно и доброжелательно.

Делайте все одновременно с ребенком – чистите зубы, одевайтесь. При этом чтобы дела шли веселее, можете напевать. Или поставьте какую-нибудь музыку.

Сообщайте ребенку о том, что должно быть сделано, твердо и односложно. Вместо «Иди сейчас же чистить зубы. Сколько раз тебе можно повторять?» скажите: «Зубы!» Постарайтесь найти пару минут для того, чтобы ласково обнять ребенка, спеть его любимую песенку.

Скажите ребенку: «Если мы не выйдем из дома через 10 минут, то опоздаем на завтрак. А на завтрак сегодня будет твоя любимая запеканка и какао». Можете поставить будильник так, чтобы ребенок его видел, пока собирается.

Пообещайте малышу: «Как только мы выйдем из дома, по дороге в детский сад я расскажу тебе одну интересную историю».

Чтобы ускорить процесс, предлагайте ребенку выбор: «Ты наденешь сегодня синее или красное платье?» Это намного лучше, чем если бы вы спросили: «Что ты хочешь надеть сегодня?»

Возможно, вам иногда стоит помогать ребенку одеваться, даже если он прекрасно это может сделать сам. Ведь данная ситуация, когда вы очень спешите, – не самое подходящее время для того, чтобы учить ребенка самостоятельности. Скажите ребенку: «Давай сотрудничать! Это значит, что я надену носок на твою правую ногу, а ты сам – на левую».

Если вы воспользуетесь этими подсказками, то вам не придется торопить ребенка, и вы все прекрасно начнете день!


Общение в семье (что делать, если ребенок…)

…пытался полить цветы и разлил воду

Представьте: вы заходите на кухню и видите рядом с цветами лужу на подоконнике. «Кто это сделал?» – грозно спрашиваете вы. И ваш сынок или дочка с радостью вам сообщает: «Это я! Посмотри, мамочка, как я полил (а) цветочки!» «Ах ты неряха! Посмотри, что ты натворил (натворила)! Как ты мог (могла)?! Кто тебя просил это делать? Вечно ты лезешь туда, куда тебя не просят!» Стоп! Если вы это скажете, то ребенку будет очень обидно и больно. Ведь он же старался, хотел вас порадовать. А вы это не оценили. Такие ваши слова могут привести к тому, что он больше никогда не захочет не только поливать цветы, но и вообще проявлять инициативу и делать что-то полезное по дому.

Лучше было бы сказать так: «Как хорошо, что ты полил цветы. Они, наверное, очень тебе за это благодарны. И я тоже. Ведь мне некогда было этим заняться. Я вижу, что ты старался (старалась). Но воды оказалось слишком много, и цветочки не смогли столько выпить. Поэтому давай-ка вытрем лужу. Неси тряпку».

…снова потерял варежки

Бесполезно говорить малышу: «Какая (какой) же ты растяпа! Снова потерял варежки. Как ты мог? Вот не буду покупать тебе новые, пусть у тебя руки обморозятся!»

Не только бесполезно, но и вредно. Представьте себе, что при этом чувствует ваш ребенок. Ему и так грустно от того, что он потерял любимые варежки, а тут еще и вы говорите о том, какой он плохой, и к тому же угрожаете не покупать ему новые. А ведь на улице холодно. Страшно, а вдруг и правда я отморожу руки и они отвалятся…

Поэтому постарайтесь таких слов не произносить.

Варежки все равно уже не вернуть. А перед вами стоит ваш любимый ребенок, который сейчас расстроен.

Что было бы разумнее сделать в этой ситуации?

Обнимите ребенка и скажите ему: «Я понимаю, что ты расстроен (а). Мне тоже очень жаль. Но этих варежек уже не вернешь. Давай пойдем и вместе купим тебе новые».

Да, и пришейте новые варежки к резинке (по одной варежке к каждому ее концу), прикрепите середину резинки к вешалке на куртке ребенка и просуньте ее в рукава. Теперь варежки точно останутся с ребенком, и он может быть за них спокоен!

…спрашивает: «Откуда я появился?»

Этим вопросом малыш будет «пытать» вас не один раз. Не стоит смущаться и уходить от ответа, ведь кроха совсем не хочет скомпрометировать вас, ему действительно интересно, откуда он взялся. Ведь недавно он выяснил, что несколько лет назад его мама и папа жили без ребенка.

Пятилетнего ребенка не устроит ответ «Ты вырос у мамы в животике», и он тут же задаст вам следующий вопрос: «А как я попал к маме в животик?»

Для ребенка в этом возрасте очень важно все разложить по полочкам, проникнуть в суть явления, разобраться в связи вещей и событий. И его настойчивые «почему» в этом случае говорят о том, что представление о мире и о своем месте в нем из разрозненных кусочков начинает складываться в целостную картину. Так что теперь вам придется честно все рассказывать – от момента знакомства папы с мамой до факта появления на свет вашего крохи.

Вот что вы можете рассказать своему любознательному ребенку…

Тебя родила мама. Крошечная яйцеклетка в организме мамы соединилась с крошечной клеткой папы – сперматозоидом. Оплодотворенная яйцеклетка начала делиться и видоизменяться, и получился зародыш – это уже был (была) ты. Ты рос (росла) и развивался (развивалась) у мамы в животике, в особой части, которая называется маткой. Внутри матки ты плавал (плавала) словно в мягком сосуде с водой – в особой жидкости, которая согревала и оберегала тебя. Ты оставался (оставалась) в материнской утробе около девяти месяцев. Ты рос (росла), и стенки матки растягивались, чтобы тебе было просторно и уютно. Когда ты уже готов (готова) появиться на свет, отверстие в маминой матке растянулось, чтобы выпустить тебя наружу. Мышцы матки начали сокращаться, продвигая тебя вниз. И наконец, ты появился (появилась) на свет из отверстия между маминых ног, которое называется влагалищем. Вот так и рождается человек. Как только ты родился (родилась), ты сразу сделал (сделала) большой глоток воздуха и начал (начала) дышать.

Загадкой для ребенка останется то, как именно ребенок попадает в живот женщины. Эту тайну дети выясняют в конце детства, в восемь – двенадцать лет, и часто без помощи взрослых.

...

Приобретите специализированную литературу. Сегодня для малышей выпускаются книжки с картинками, в которых простым языком говорится о «сложных вещах».

…хочет все время смотреть телевизор

Нет смысла полностью запрещать ребенку смотреть телевизор, да и вряд ли это получится.

Поэтому, наверное, лучше сократить время пребывания ребенка перед телевизором. Детям с 5 до 7 лет рекомендуется проводить перед экраном от 25 до 40 минут в день. Объясните малышу, что если он будет проводить больше времени, смотря телевизор, то это может принести ему вред: могут заболеть глазки, ему трудно будет заснуть ночью…

Честно говоря, изначально ребенок не хочет смотреть телевизор часами напролет. Часто в привязанности ребенка к телевизору виноваты родители, которые оставляют его один на один с «теле-няней». Так им удобнее. Ребенок смотрит телевизор, а они в это время занимаются своими делами. Поэтому, если у вас происходит так же, вам срочно стоит пересмотреть свою привычку.

Помните о том, что вы являетесь примером для своего ребенка. Если родители часами сидят перед телевизором, то и ребенок будет стремиться делать то же самое. А это значит, что если вы хотите наладить правильное общение ребенка с телевизором, то вам стоит начать с себя!

Что еще вы можете сделать?

Не стоит использовать телевизор в качестве поощрения.

Уберите телевизор из детской комнаты.

Установите правило и следите за его выполнением. Ребенок должен четко знать, сколько времени ему разрешено смотреть телевизор. Предоставляйте ему возможность выбора: «Ты посмотришь сегодня сказку про Золушку или мультфильм о рыбке?»

Сделайте жизнь малыша насыщенней и интересней. Больше играйте с ним, гуляйте, читайте ему, рассказывайте истории. Не давайте ему скучать в одиночестве.

Если ничего не помогает, то можно временно пойти на крайние меры: отключить телевизор, а ребенку сказать, что он устал и ему нужно время, чтобы отдохнуть.

…дерется с братом или сестрой

Если у ваших детей разные характеры, то они могут довольно часто ссориться друг с другом и драться. Безусловно, вы не можете оставить такое поведение без внимания. Важно правильно вести себя, когда вы становитесь свидетелем драки своих детей.

Для того чтобы успокоить ребятишек, обычно родители начинают кричать, требовать немедленно прекратить драку, угрожать, обвинять, решать проблемы за детей. Все эти действия только усугубляют их противостояние друг другу.

Лучше постараться не вмешиваться (если, конечно, поведение детей серьезно не угрожает их здоровью) и не вставать на чью-то сторону. Только тогда дети научатся самостоятельно разрешать конфликты.

Если же вы посчитаете, что в данной ситуации лучше все же разнять детей, отведите каждого из них в разные места, для того чтобы они остудили свой пыл.

Помните о том, что детские чувства осуждать не стоит. Постарайтесь отнестись к ним с пониманием и сочувствием. Например, если ваш сын говорит: «Я ненавижу Мишу!» – ответьте так: «Я понимаю, что сейчас ты злишься на своего брата». Это лучше, чем сказать: «Как ты можешь?! Разве можно ненавидеть своего брата?! Это очень плохо говорить такие слова!» Если относиться к чувствам с сопереживанием и пониманием, то они потеряют свою разрушительную силу.

Дайте ребенку понять, что он может разозлиться, обидеться, и это нормально, но драться – нет. Ему нужна ваша помощь для того, чтобы понять, из-за чего он злится. Так помогите ему. Дайте ему понять, что он может просто высказать то, что он чувствует, своему брату или своей сестре.

Стоит рассказать детям, что все недоразумения и споры можно разрешать не только с помощью кулаков, но и с помощью переговоров (что гораздо лучше).

Учите детей договариваться мирным путем, так, чтобы каждый из них получил свою выгоду и остался доволен. Внимание: переговоры возможны только тогда, когда дети успокоятся.

Например, объясните младшему ребенку, что если старший играет в одиночестве, то ему так больше нравится, поэтому не стоит ему мешать.

Если ссоры происходят из-за игрушек, научите детей меняться ими.

Полезно вселить в детей уверенность, что они способны сами прийти к взаимопониманию без драк. Например, вы можете сказать так: «Итак, у нас тут двое мальчиков и одна машинка. Я уверена в том, что вы у меня молодцы и самостоятельно сможете найти выход из этого положения так, чтобы оба остались довольны», и оставьте детей наедине друг с другом. Будьте спокойны, дети справятся!

И еще… постарайтесь сами оставаться спокойными. Если вы будете реагировать негативом на негатив, то только будете усиливать соперничество между детьми.

…берет ваши вещи без разрешения

Если вы заметили, и не раз, что ребенок берет ваши вещи без разрешения, то прежде всего задумайтесь, откуда у него появилась эта привычка.

Помните, что вы для своего малыша – пример для подражания. Если вы в гостях, то спросите разрешения у хозяев перед тем, как вы возьмете и дадите ребенку какую-нибудь вещь. И если вы собираетесь взять что-то, принадлежащее вашему малышу, тоже обязательно спрашивайте его.

Если вы будете относиться к своему ребенку с уважением, то и он будет поступать так же.

Когда ребенок берет чужие вещи, он действует неосознанно, поэтому вряд ли это можно назвать воровством. Но тем не менее оставлять такое поведение без внимания нельзя.

Ругань, угрозы и суровые наказания делу не помогут. Ребенок начнет врать. Он не поймет, почему воровать недопустимо, зато усвоит, что это нужно скрывать, чтобы его не наказали.

Объясните ребенку, что вещи бывают свои, а бывают – чужие. И брать чужое без разрешения нельзя. Скажите ребенку: «Тебе ведь будет неприятно, если кто-то возьмет без спроса твою машинку.

Вот и другим людям тоже это не понравится. Поэтому прежде чем взять чью-то вещь, нужно спросить разрешения».

В разговоре с ребенком избегайте таких слов, как «вор», «безобразник», «преступник».

Ребенок должен знать, что он совершил ошибку, вам не нравится его поведение, но вы считаете его хорошим, нормальным, и он может эту ошибку исправить.

Что еще могут сделать родители, чтобы у ребенка не возникало желания брать чужие вещи без спросу?

• Чем больше малышу будет предоставлено свободы, тем меньше у него будет желание украсть. Поэтому постарайтесь, чтобы у ребенка были свои личные вещи, свое место.

• Предоставьте малышу право самому выбирать игрушки. Порой это кажется странным для взрослых: ребенок предпочитает дорогой машинке или чудо-кукле некрасивую, ничем не примечательную, по вашему мнению, игрушку. Но ему важно иметь именно ее. Купите ее ему. Ребенок, у которого есть свои, только его вещи, те, которые ему нравятся, не будет хотеть завладеть чужими вещами.

• Не вздумайте отбирать вещи малыша за какой-то его проступок. В таком случае вы, по сути, совершите воровство. Что усвоит ребенок? Что за плохое поведение можно отобрать игрушку. Поэтому он вполне может отнять и принести домой Наташину куклу. Ведь Наташа плохо себя вела.

Но случается, что ребенок не может контролировать свои действия. Он берет чужое потому, что не может этого не делать. В таком случае малыш ворует, несмотря на все ваши меры. Постарайтесь выяснить, отдает ли он себе в этом отчет или нет. Спросите: «Что мы должны сделать, чтобы такое больше не повторилось, как ты считаешь? Я могу тебе помочь в этом, хочешь?»

Если ребенок сделал это намеренно, то он, скорее всего, оговорится: «Не надо мне помогать. Я больше так не буду».

Но если ребенок действительно не может контролировать свои действия, то вы заметите, что при этом вашем вопросе он испугается, начнет переживать. Он может сказать примерно такое: «Я не знаю, как это произошло. Помоги мне».

В таком случае это – болезнь, от которой ребенок сам страдает, и его нужно показать психологу, невропатологу или психиатру.

…просит вас завести кошечку или собачку, а вы этого не хотите

Большинство детей просит родителей завести домашнего питомца, но не всегда их желание совпадает с желаниями и возможностями родителей. В таком случае родители задумываются о том, как отказать ребенку так, чтобы он не расстроился и не обиделся.

Твердо и категорично, без объяснений ответить «нет!» в ответ на его просьбу будет неправильно. Ребенок обидится и будет чувствовать себя несчастным. Не только потому, что его желание не было удовлетворено, но и потому, что вы показали, что вам не важно, чего он хочет и что чувствует. Поэтому дайте ребенку понять, что вам важны его чувства и желания.

Прежде всего внимательно выслушайте ребенка, для чего ему понадобилась собачка или кошечка. Постарайтесь понять, чего он желает на самом деле.

Если малыш хочет какую-то маленькую зверушку, это может говорить о том, что ему не хватает заботы, если большого зверя – он не чувствует себя в безопасности и ему необходима защита. А может быть, ребенок на самом деле очень любит животных.

Тогда постарайтесь организовать его общение с ними. Например, он может выгуливать соседскую собачку, если вы договоритесь с ее владельцем, или ухаживать за животными, посещая специальный кружок юных натуралистов.

Иногда ребенок просит подарить ему животное потому, что ему не хватает вашего внимания, он чувствует себя одиноким, не может найти друзей. В таком случае следует помочь ребенку наладить контакт со сверстниками и стараться уделять ему больше внимания. Случается и наоборот: ребенок испытывает переизбыток нежных чувств, и ему нужен кто-то, о ком он может заботиться. А возможно, ребенок надеется, что, заимев животное, вся семья объединится, ухаживая за ним…

Поэтому, если вы не собираетесь заводить домашнее животное, постарайтесь решить эти личностные проблемы ребенка другими способами.

Довольно часто случается, что дети испытывают иллюзии, которые очень скоро испаряются, когда они получают желаемое. И они теряют интерес к животному.

Расскажите малышу, что за питомцем нужно будет постоянно ухаживать – купать его, стричь когти, кормить, убирать за ним, собачку выгуливать два раза в день в любую погоду, следить, чтобы не поцарапал мебель и не ободрал обои, играть с ним. Помимо этого, домашнего питомца нужно будет время от времени водить к ветеринару, делать ему прививки, лечить, если заболеет.

Готов ли ребенок делать все это сам, ведь родители не могут, так как они проводят весь день на работе. Животное будет очень скучать по нему, пока он будет в детском саду или школе, и по его родителям, пока они будут на работе. И уехать куда-нибудь надолго у вас не получится, так как вы не сможете взять животное с собой, а оставить его не с кем. Скажите, что щенки и котята быстро растут и, когда они станут взрослыми, уже не будут такими безобидными – могут и укусить, и оцарапать. Только не переусердствуйте в «страшилках», иначе ребенок будет бояться даже подходить к домашним кошкам и собакам.

Если у кого-то из вас или близких – аллергия на шерсть животных, скажите ребенку: «Я знаю, что ты очень хочешь собаку и что ты будешь ее любить. Но бабушку ты тоже очень любишь. А если в доме будет жить собака, то бабушка будет сильно болеть – чихать и кашлять». Будьте уверены: как бы сильно малыш ни хотел собаку, бабушку он любит сильнее.

Это важно – объяснить, почему вы не можете завести зверюшку. Именно «не можете», а не «не хотите».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.