Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов






 

Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

 

1. В результате произошедшей административной реформы изменилась система федеральных органов исполнительной власти. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ *(33) внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, в том числе в федеральные законы " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", " О качестве и безопасности пищевых продуктов", " О ветеринарии". Поправки касаются изменений наименования федеральных уполномоченных органов государственной власти, сокращены полномочий органов государственной власти субъектов федерации. В Законе " О качестве и безопасности пищевых продуктов" исключены полномочия субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере качества и безопасности пищевых продуктов.

2. Разработка и проведение единой государственной политики - это прежде всего прогностическое определение официальной идеологии, общегосударственных и социальных приоритетов в определенной сфере. В современных условиях все большее значение приобретают такие разновидности нормативных правовых актов как доктрины, стратегии, концепции, федеральные и региональные целевые программы. Они направлены на закрепление в обобщенном виде мер государственной политики и являются направляющей основой законотворчества и деятельности органов государственной власти.

С 1998 г. в России действует Концепция государственной политики в области здорового питания. *(34) Концепция является отражением планов российского государства по обеспечению населения рациональным, здоровым питанием. Так, на первом этапе реализации Концепции (1998-1999) были поставлены задачи: увеличение доли (на 20-30%) продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами; расширение применения БАД; приведение в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (ВТО, ВОЗ и ФАО); в научной сфере - дальнейшее проведение фундаментальных, комплексных и междисциплинарных исследований в области науки о питании. На втором этапе (2000-2002 гг.) планировалось разработать систему экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья, пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. На третьем этапе (2003-2005 гг.) предусматривалось совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов. Наиглавнейший руководящий принцип Концепции в том, что питание, в частности, призвано способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды. Предусматриваются к реализации следующие меры: создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем; проведение исследований в области трансгенных форм растений и животных; создание на их основе новых сортов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды; образование экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов; использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животных; осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно зависимых заболеваний.

Указаны средства реализации поставленных задач: государственный контроль за качеством продукции на всех этапах ее производства и оборота; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; опережающее развитие фундаментальных исследований; совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств; развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Одобряя Концепцию, Правительство РФ постановило - учитывать положения документа при разработке и реализации социально-экономической политики.

3. В Российской Федерации приняты и реализуются: Федеральная целевая программа - " Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 гг."; " Концепция Биологической безопасности России на период до 2012 года", " Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". *(35) Согласно Концепции источниками биологических угроз являются патогенные микроорганизмы, вирусы и бактерии, " новые патогены", возникающие из непатогенных и патогенных штаммов микроорганизмов в результате мутагенеза; продукты жизнедеятельности микроорганизмов (токсины, ферменты, прионы, цитокины, сперантигены, миниантитела, генетически измененные организмы и генетические конструкции (вирусные векторы, двуспиральные РНК, онкогены, гены, кодирующие белки-токсины); патогены, устойчивые к современным антибактериальным препаратам; экопатогены, повреждающие физические объекты окружающей среды. В Концепции определены цели и задачи государственной политики по обеспечению биологической безопасности, механизмы ее реализации.

4. Полномочиями Российской Федерации являются: государственное нормирование, регистрация, лицензирование видов деятельности, организация и проведение государственного надзора и контроля в области безопасности и качества пищевых продуктов, материалов и изделий. Характер этих правовых средств подробно изложен в комментарии к главе III Закона.

Обязательная сертификация отдельных видов продукции, материалов и изделий - это одна из форм обязательного подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия производится в случаях, установленных техническими регламентами, а до их принятия - по перечню продукции, в отношении которой подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации. Подробнее о технических регламентах, стандартах, подтверждении соответствия читайте в комментарии к ст. 9 Закона.

5. Российская Федерация в лице ГУ Институт питания РАМН, как наблюдатель и полноценный участник, задействована в работе ведущих международных организаций в области охраны окружающей среды - ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). ГУ Институт питания РАМН принимает участие в рабочих совещаниях Комиссии " Кодекс Алиментариус". Указанная структура является специализированной комиссией при ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары и занимается вопросами рассмотрения и утверждения уровня пищевых добавок для конкретных продуктов питания.

Минздравсоцразвития России в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, представляет интересы Российской Федерации во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); в Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца; международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Международной ассоциации социального обеспечения, европейском центре по политике и исследованиям в области социального благосостояния, в международных спортивных и туристических организациях. В России предпринимаются меры и обсуждается перспектива вступления страны во всемирную торговую организацию (ВТО).

 

Статья 7. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

 

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 7 настоящего Закона признана недействующей

В ст. 7 Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации были, в частности, отнесены: организация и проведение контроля за качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых и находящихся в обороте на территориях РФ; нормотворчество, исполнение федеральных законов, разработка и реализация целевых программ.

Прекращение таких полномочий означает, что субъекты федерации теперь не вправе проводить мероприятия по контролю и надзору за качеством и безопасностью пищевых товаров, налагать административные наказания, то есть взимать штрафы, изымать продукцию, конфисковывать средства совершения правонарушений. Также проводимая административная реформа ведет к сокращению регионального правотворчества.

 

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

 

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 8 настоящего Закона признана не действующей

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.