Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как методология и как учебная дисциплина






МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОГРАММА КУРСА

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

По специальности 030501.65 Юриспруденция

· Учебная программа

· Тематический план

· Планы семинарских занятий

· Вопросы для подготовки к экзамену

 

 

Москва 2009


 

 

Чухвичев Д. В.

Программа курса « Законодательная техника». –
М.: МГЭИ, 2009. – 40 с.

 

Одобрено кафедрой теории государства и права. Протокол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

 

 

№ 1665

 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ………………………………………………………………………………………………………………………………  
Тематический план (типовой) …………………………………………………………………………..  
Программа курса ………………………………………………………………………………………………………………..  
Рекомендуемая литература …………………………………………………………………………………..  
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы …………………………………………………………………………………………………………………..  
Планы семинарских занятий ………………………………………………….……………….………  
Методические указания по подготовке к экзаменам …………  
Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………………………………….  

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Законодательная техника относится к числу принципиально новых и в то же время важных учебных дисциплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотворчества является обязательным условием создания и эффективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства.

Цель изучения дисциплины состоит впознании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получении представления о правилах формулирования нормативных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации.

К числу основных задач учебного курса относятся:

– формирование, развитие и закрепление у обучаемых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в современных условиях;

– уяснение студентами роли законодательного регулирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под процесс формирования системы законодательства;

– усвоение основных принципов, технических приемов и методов законотворчества;

– овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процесса и законодательной техники.

Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвоение учебной программы по курсу «Законодательная техника» обеспечивается через использование богатого арсенала дидактических средств: лекций, семинарских занятий, тестирования, самостоятельной работы студента.
5 Последняя предполагает освоение теоретического материала (учебников, научных монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообщений, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными изданиями, поскольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.

В результате изучения курса «Законодательная техника» студенты должны уметь:

- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоя­тельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

- осуществлять законотворческое познание, определять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на определенные правоотношения;

- разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- создавать нормативные правовые акты;


 

- вносить изменения в нормативные правовые акты;

- обнаруживать несовершенства в действующих нормативных правовых актах и исправлять их;

- определять правовой характер законодательных актов;

- устанавливать необходимость систематизации законодательства и форму такой систематизации;

- проводить инкорпорацию, консолидацию и кодификацию действующего законодательства.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования;

- понятие, виды и формы нормативных правовых актов;

- основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия;

- понятие и основные формы законотворческого процесса;

- основные принципы законотворческой деятельности, правила создания, изменения и отмены нормативных правовых актов;

- этапы и стадии законотворческого процесса;

- основные приемы и способы законотворчества;

- правила, принципы, приемы и способы систематизации действующего законодательства.

После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление:

- о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юридической техники;

- о сущности законотворческого процесса, о его целях и значении, о роли в нем отдельных субъектов;

- об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах;

- об основных видах и формах нормативных правовых актов, о значении этих различий;

- о назначении различных видов и форм нормативных правовых актов, об их роли в законодательном регулировании;


 

- о логике, стиле и языке закона;

- о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов;

- о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательства и всей правовой системы.

По данной дисциплине требования ГОС ВПО
(2000 г.) не установлены.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (типовой)

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
  Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина            
  Законодательство            
  Понятие и общая характеристика законотворческого процесса            
  Законотворческое познание            
  Подготовка проекта нормативного правового акта            
  Деятельность по принятию нормативного правового акта (законодательный процесс)            
  Оценка результатов законотворчества            
  Факторы, влияющие на законотворчество            
  Логика, стиль и язык законов            
  Структура нормативного правового акта            
  Правила создания текста нормативного правового акта            
  Систематизация нормативных правовых актов            
  Итого            
                   

 


 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Законодательная техника как наука,

как методология и как учебная дисциплина

Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные научные институты законодательной техники. Место законодательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционировании механизма правового регулирования.

Основные научные концепции в области законодательной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общеправовых взглядов исследователей на теории о законодательной технике.

Тема законодательной техники в трудах отечественных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законодательной технике. Основные проблемы современной российской законодательной техники.

Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законодательной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «законодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в современной системе правового регулирования.

Законодательная техника как особый правовой институт. Факторы, влияющие на развитие института правовой техники. Место законодательной техники в системе права. Проблемы правового регулирования законотворчества в современной России.

Содержание учебного курса «Законодательная техника»*. Его значение для формирова­ния мировоззрения,


 

политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профессионализма участников законотворческого процесса. Необходимость наличия у них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники.

Методология учебного курса «Законодательная техника»*.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.