Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150






Камень, который отвергли строители, что сделался главою угла,
это от Господа и есть дивно в очах наших.
(Мк.12: 10-11)

 

Псалмы: 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126

127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

 

ПСАЛОМ 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена.
Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена [1]. Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей (Ездр.3: 4), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3: 11) [2]. - Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена.
Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2-3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4-9) [3]; II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10-16) [4]; III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17-22) [5]; IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23-32) [6]. С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу - богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33-34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39). На могущественных же вавилонян Он изливает Свой гнев, наказал их поношениями и бедствиями (блуждание в пустыне), между тем как Он помог угнетенному ими народу, чрезвычайно (яко овцы) умножил его (ст.41). Израильтяне (правии) радуются помощи Божией; язычники же, считавшие ее невозможною, посрамлены. О, если бы весь мир понял исполненные милостей пути Божий и достойно оценил их! - Так как освобождение из вавилонского плена было образом освобождения из великого всемирного плена Христовою крестною смертью, то этот псалом нужно отнести к числу типико-мессианских псалмов.

ПСАЛОМ 107. Молитва о защищении народа.
Нет достаточного основания отрицать указания надписания над псалмом, и потому мы признаем, что сам Давид составил его из двух других прежде написанных им псалмов 56 и 59. Сначала псалмопевец (т.е. народ) словами псалма 56 высказывает свою смелую уверенность и свою радость в прославлении Господа (ст.1-5) [7]; затем он молит, чтобы Господь и в настоящее время показал Свою всемогущую силу ко благу Своего народа (ст.6-7), вспомнивши Свои слова, которыми Он обеспечил Израилю обладание Ханааном и подчинение соседних языческих народов (ст.7-10). Полагаясь на эти слова, псалмопевец выражает надежду, что Бог окажет ему Свою помощь в предстоящем походе против Идумеян (11-14).

ПСАЛОМ 108. Проклятие ожесточенным врагам и молитва против них.
Судя по надписи, псалом этот имеет отношение ко времени Саулова гонения; нельзя не признать индивидуального его характера. Псалом направлен против многих врагов (ст.3-5, 20, 25, 27-29), но из них один - злейший и как бы представитель всех прочих - особенно имеется в виду и проклинается (ст.6-19); таким мог быть Доик, и из псалма 51 уже известный, как влиятельнейший и злобный противник и клеветник на Давида.
В сознании собственной невинности тяжко страждущий псалмопевец просит Господа не оставлять долее в молчании его похвалы, т.е. фактически и пред всем миром показать, что он действительно невинен, достоин похвалы. Это необходимо, так как враги в своей клевете дошли до крайности (2-3) и так как они псалмопевцу, - у которого нет другого оружия кроме молитвы, - вместо любви оказывают только ненависть (4-5) [8]. Изобразивши кратко в резких чертах свое печальное положение, Давид затем просит мщения своим врагам, представителем которых является самый злобный (Доик) (поэтому ст.6-20 в един. числе), поэтому он первее всего и проклинается. Пусть Бог поставит сатану обвинителем против него (6) [9]; пусть он из божественного суда выйдет осужденным (7) [10]; да будет наказан раннею смертию (8) [11]; его дети и вдова да подвергнутся бедствиям (9-10) [12]. - Имущество ожесточенного врага должно (по его смерти) достаться в руки ростовщиков (ст.11) [13]; дети его (он в них) должны остаться беспомощными, скоро погибнуть и так. обр. должно исчезнуть потомство врага (12-13); чтобы такие наказания действительно постигли его, да придут пред святыя очи Божий грехи его родителей, и следствием этого будет то, что память о враге совершенно истребится с земли (14-15) [14]. Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему (16-19) [15]; ибо этого требует правда Божия (20). Но правда же требует, чтобы Бог помог невинно преследуемому; об этой помощи и молит псалмопевец с ст.21 [16]; Он в высшей степени нуждается в ней, ибо печально положение его (ст.22-25) [17]. Да поможет ему Бог, чтобы познали враги его, что Он принял его в Свою руку (27). Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов (27-29) [18]; и за то, что Он стал на моей стороне защитником (31), я буду Его публично прославлять (ст.30). - На основании Деян.1: 20 этот псалом признается мессианским. Под преследуемым и молящимся о помощи разумеется Спаситель и под проклинаемым врагом предатель Иуда, представитель враждебного иудейства. Очевидно, что Давид здесь был прообразом Христа, а Доик - Иуды.

ПСАЛОМ 109. Мессия, как Первосвященник и Царь во веки.
Что этот псалом написан Давидом, подтверждает надпись его, свидетельствует сам Спаситель, ясно приписывающий его Давиду (Мф.22: 43. Лк.20: 42. ср. Деян.2: 34); это подтверждают также и внутренние свидетельства. Что иудеи во времена Иисуса Христа считали наш псалом Давидовым, и неоспоримо считали его мессианским, совершенно открывается из Мф.22: 41-46, Мк.12: 35-37 и Лк.20: 41, 46; равным образом Христос считал оный пророчеством о Мессии; - Апостолы также считали его Давидовым и мессианским (Деян.2: 34, ср.7: 55, 56, - 1Кор.15: 24 и д. Еф.1: 20-22, Евр.1: 3, 5: 6, 7: 17. 21: 8,, 10: 12-13, 1Петр.3: 22). Если и можно связывать с нашим псалмом некоторые современно-исторические обстоятельства (перенесение кивота на Сион, окончание сирийско-аммонитской войны), то во всяком случае решительно должно утверждать, что он не только прообразовательно-мессианский, но прямо или исключительно мессианский. Только Мессию, а не обыкновенного человеческого царя, Давид мог назвать своим Господом; только от Мессии он мог ожидать совершенной победы над всеми врагами и затем основания совершенного Царства мира (ср. Пс.71); только к Нему мог он прилагать участие в божественном всемогуществе (сидение одесную небесного Царя, след, на небесном престоле), только от Него он мог ожидать, что Он будет и Священник и притом не по Ааронову, а по Мелхиседекову чину, и сверх того - вечно.
Согласно древнему обетованию (Быт.12: 2, 15: 5, 17: 4, 22: 17-18) в семени Авраама должны благословляться все племена земные; сам Давид получил обетование, что царство его будет вечно (2Цар.7: 11 и д.); распространится по всей земле и будет царством всесветного мира. Часто Давид мог спрашивать себя: как это возможно? Он мог предугадывать, что это царство, в котором обещанное Аврааму благословение достанется в удел всему миру, только тогда могло быть основано, когда не человеком-царем уничтожен будет в человеке грех и побеждены будут все враждебные противодействия. В нашем псалме Св. Дух (ε ν π ν ε ύ μ α τ ι, Мф.22: 43) разрешает царственному певцу все его сомнения касательно этого будущего царства. Он удостоился видеть своего Богочеловеческого Потомка в ту минуту, когда Он, вознесшись с телом на небо, занял место одесную Отца, и по своей человеческой природе, как потомок Давида, вошел в действительное и совершеннейшее участие в царской власти Божией (общение свойств) и поставлен вечным Первосвященником, чтобы в двояком качестве Царя и Первосвященника ниспровергнуть все враждебные силы и чрез это основать Царство благодати и мира. С этой точки зрения ход мыслей псалма очень прост и ясен. В пророческом восхищении Давид видит Мессию, своего Господа, в Вознесении восседающим одесную Отца, слышит Господа говорящим к Мессии: седи одесную Мене (ст.1) [19] и передающим Ему власть победы над всеми Его врагами (ст.1) [20]. Восхищенный пророческим созерцанием могущественного Царя Мессии, Давид затем в ст.2-5 непосредственно обращается к Нему, и на основании божественного изречения показывает Ему, каких блестящих последствий достигнет Он (как Богочеловек) посредством врученной Ему власти. Могущественным скиптром Он с Сиона подчинит Себе всех Своих врагов, явится Владыкою их (ст.2) [21]; в день решительной борьбы (день силы) Он одержит победу, будучи окружен славою Своих святых (ст.3а) [22]; ибо Он есть, как объявляет Сам Бог, Сын Его (ст.3б) [23], и далее, на основании божественной клятвы, есть вечный священник по чину Мелхиседека (ст.4) [24]. Как Богочеловек, Царь и вечный Первосвященник, Он есть победитель над Своими врагами; или - Бог, всемогущая сила Которого стоит одесную Мессии (по Его человеческой природе), побеждает в Нем могущественную оппозицию (цари) ст.5) [25]. Ужасное будет поражение, какое потерпят от Мессии все антимессианские власти (названы просто язычниками), Который будучи Царем и Первосвященником, есть также и Судия (ст.6, ср. Ин.5: 27) [26]. Во время Своего похода (на пути) против врагов, Он не устанет, но получит подкрепление (от потока пиет) от Бога, и поэтому, наконец, как славный Победитель поднимает Свою голову (ст.7) [27].

ПСАЛОМ 110. Хвалите и бойтеся Господа, Чудотворца и Законодателя.
Нельзя указать этому довольно простому псалму определенного исторического положения [28]. Это общественная песнь (алфавитная) и первоначально могла быть назначена для употребления при богослужении, как можно заключать из стоящего во главе псалма " аллилуйя". Как представитель общества, псалмопевец выражает свою радостною решимость хвалить Бога публично в собрании праведных (израильтян ст.1) [29]; дела Божия являются тем величественнее, чем внимательнее рассматривать их (ст.2) [30]; они составляют отражение Его славы и выражение неизменной Его правды (ст.3). Дела Его так велики и славны, что никогда не могут быть забыты во Израиле (ст.4); они составляют постоянное доказательство благости Божией (ст.46) [31]. Таково, например, чудесное насыщение народа в пустыне манною, введение Израиля в обладание Ханааном (ст.5, 6) [32]. Все эти дела (дела рук) - убедительные доказательства верности обетованиям и правды Божией (ст.7), и как дела Его откровения свидетельствуют о Его величии, так и откровенные Его повеления Его заповеди; потому что они непогрешимы (верны, мудрость Божия), неизменны (утверждены в век) и не подвержены, подобно человеческим законам, постоянным изменениям (неизменность Божия), составляют наконец фактическое (сотворены - назначены, определены) выражение вечной Его истины и правды (ст.7-8). На этих заповедях, на откровенном законе основывается завет, который Бог на вечные времена заключил с народом после чудесного освобождения из Египта (избавление); сохранять этот завет Святого, праведного Бога (свято и проч.), бояться Бога и точно исполнять Его волю составляет истинную мудрость (ст.9-10) [33]. Хвала Богу, сотворившему чудеса в Своем народе и давшему ему закон будет продолжаться вечно (ст.10).

ПСАЛОМ 111. Счастие смиренного праведника.
Псалом этот (также алфавитный, как и предыдущий ему) мог быть написан тем же лицом, как и псалом 110. Он содержит в себе прославление блаженства человека богобоящегося, который исполняет как все заповеди (ст.1), так особенно заповедь о деятельной любви к ближним (ст.5, 6 и 9) [34]. Ему обещается влиятельное (сильно), благословенное потомство (ст.2), постоянное счастье (ст.3) [35]. Когда же и постигают его бедствия (тма), то при этом Господь его помощник (ст.4б) [36]; поэтому все у него идет хорошо (благ), не поколеблется он от своих обвинителей и врагов (ст.5) и ничего не страшится; утверждаясь доверием Богу, он торжествует наконец над всеми своими противниками (ст.6-8) [37] Между тем как праведнику так все благоприятствует за его милосердие и добродетель, нечестивец, пожираемый завистью и гневом, увидит все свои планы неудавшимися (ст.10).

ПСАЛОМ 112. Призыв к прославлению Господа.
В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (отроцы) к прославлению Господа (ст.1), которое всегда (ст.2) и везде (ст.3) должно раздаваться [38]. Бог беспредельно велик, Он Господь всего мира (над всеми языки), и самые небеса не могут объять Его славы (ст.4). Но еще бесконечно величественнее Бог открывает Себя в том, что, будучи Сам беспредельно высок, Он нисходит с Своими милостями к самым униженным существам в области Своих тварей (ст.5-6), чтобы возвысить их и осчастливить (ст.7-9) [39] - Этим псалмом начинается так называемый у иудеев галелл. Он обнимает псалмы от 112 до 117, и во времена второго храма восемнадцать раз в год употребляем был в богослужении (в новомесячии). Во время пасхальной вечери его разделяли на два отделения (ср. Примеч.1 к Пс.11З) и первое пели пред второю чашею, а второе - после четвертой (Мф.26: 30).

ПСАЛОМ 113. Молитва Израиля о помощи против врагов.
В еврейской Библии с ст.9-го Не нам, Господи, и проч. начинается новый, 115-й псалом [40]. Но во всех переводах и в церковном употреблении псалмы 114 и 115 (по евр. счислению) составляют один псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства, вызвавшего происхождение этого псалма [41]; кажется, он и первоначально имел уже богослужебное назначение (ст.22 и 23 может быть составляли слова благословляющего священника или всего священнического хора; ст.24-26 слова народного хора; ср. также ст.9-11 в еврейском).
Сначала псалмопевец (молящийся народ) напоминает себе, как Господь во время и после исхода из Египта сделал народ Израильский (дом Иакова; Иудея = Иуда) святым народом, над которым Он Сам царствует (ст.1-2) [42]. Затем высокопоэтическим образом он указывает на то, какие величественные чудеса сотворил Бог в пользу Своего народа при исшествии из Египта (море виде и проч.), во время странствования в пустыне (горы взыграстася, подвижеся земля; обращшаго камень и пр.) и при вступлении в обетованную землю (Иордан возвратися вспять) (ст.3-8) [43]. Ввиду столь высокого своего назначения (ст.2) и при созерцании столь величественных чудес древнего времени (ст.3-8), народ с уверенностью молит своего Бога и Царя, чтобы Он и теперь помог ему против язычников, потому что иначе они будут насмехаться над Ним, как бессильным Богом (ст.9-10), тогда как Он поистине всемогущ (ст.11), боги же язычников не имеют никакой власти, так как у них нет жизни (ст.12-15) [44]. Пусть же и язычники, делающие себе идолов и надеющиеся на них, будут так же бессильны, как их боги, в своих замыслах против Израиля (ст.16), который - в совершенную им противоположность - всю свою надежду полагает на Господа, признает и почитает в Нем единственного своего Помощника (ст.17-19) [45]. И Он всегда помогал и помогает Своему народу (ст.20-21) [46] пусть же это Он совершит в еще более обильной мере на детях и внуках во все будущие времена (ст.22-23) [47]. Израильтяне же в благодарность Господу, царствующему на небе, землю же предоставившему в жилище людям, будут прославлять Его пока живы, потому что по смерти нельзя уже прославлять Его (ст.24-26) [48].

ПСАЛОМ 114. Бог помог мне; Ему благодарение.
В еврейской псалтири наши псалмы 114 и 115 составляют один псалом; но LXX, Симмах и Вульгата имеют полное основание, начиная словами: веровах и проч. новый псалом [49]. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства для происхождения Пс.114-го [50]. Псалмопевец уверяет нас, что он пламенеет любовью к Богу (возлюбих - люблю, т.е. Бога), потому что Он всегда внимал его молитвам (услышит = слышит); последнее он обосновывает (яко) указанием на недавнее услышание его молитвы, за которое он во всю свою жизнь будет прославлять Господа (ст.2) [51]: Псалмопевец находился в смертной опасности (ст.5), и воззвал ко Господу о спасении (ст.3); Господь, оказавши ему помощь, явил Себя милостивым и праведным, помогающим угнетенной невинности, защищающим тех, которые в простоте сердца (младенцы; ср.Пс.18: 8, Мф.11: 25) с верою предаются Ему (ст.5-6). Поелику же Господь столь милостиво помог ему, то душа псалмопевца, доселе унывавшая, может теперь быть спокойною (ст.7) [52], и предается надежде, что Господь поможет ему вести богоугодную жизнь (ст.8).

ПСАЛОМ 115. Обещание благодарения за великую помощь.
Псалом этот составляет песнь благодарения за милостивое спасение из великой (смертной) опасности [53]. - Сначала псалмопевец повествует, что он исполнен был веры и упования на помощь Божию и эту свою уверенность пред всеми высказывал, хотя (же) положение его было очень бедственное, так что спасение казалось невозможным (ст.1) [54]. Хотя от горя и бедствий псалмопевец был вне себя (во исступлении), хотя совершенно был беспомощным, однако он смело заявлял: все люди лживы, обманчивы, оставляют меня беспомощным; но Бог (это положительная, по связи речи, сторона его заявления) не обманывает, и несомненно поможет мне (ст.2) [55]. Так и было; Он освободил меня из моей великой опасности (эта мысль подразумевается между ст.2 и 3). Как же должен я благодарить Его за это (ст.3)? Прежде всего должен радостно принять дарованное мне спасение (чашу спасения прииму) и прославлять за это Бога (ст.4) [56]; потом данные мною в нужде обеты верно исполнить публично, пред всем народом (ст.5). - К такой радостной благодарности достаточно оснований; в спасении псалмопевца из опасности смерти Бог показал, что для Него дорога жизнь святых Его (ст.6) [57]; да, Господи, так действительно; жизнь Твоих праведников дорога Тебе; вот и я один из таковых, совершенно чувствующий зависимость от Тебя, раб Твой; и Ты развязал мои узы и тем фактически показал, что Ты дорого ценишь жизнь Твоих святых (ст.7) [58] Поэтому - повторяю - я буду приносить Тебе благодарственные жертвы (ст.8), на святых местах пред всем народом прославлять Тебя (ст.9-10) [59].

ПСАЛОМ 116. Призыв языческих народов к прославлению Господа.
В этом псалме, как и в других псалмах (ср. Пс.95: 7, 97: 4), языческие народы (языцы и людие, последние не = иудеи) приглашаются израильтянами признать единого истинного Бога, хвалить Его за милость и верность обетованиям (истину), которые Он не переставал оказывать Своему народу (на нас) [60].

ПСАЛОМ 117. Благодарственная песнь за освобождение от великой опасности.
Не подлежит сомнению, что этот псалом составляет благодарственную песнь после счастливо прошедшей великой опасности. Древние толковники большею частью приписывают его Давиду, который воспел или после того, как признан был царем всеми коленами (глава угла), или же после подчинения себе языческих соседних народов (ст.10-12). Уже бл. Феодорит и за ним многие древние экзегеты относят этот псалом к после-пленному времени, и теперь большинством признается, что он воспет при закладке Зоровавелева храма (1Ездр.3: 10-11; ср. ст.1-4 и ст.22 этого Пс.) или при освящении его; ст.19 указывает на праздник освящения (при закладке не было врат). Псалом начинается обращением к священникам и народу (2-4) прославлять милость Господа 1-4) [61]. С ст.5-18 указывается основание такому прославлению величественной помощи Божией. Псалмопевец говорит в первом лице, но, конечно, говорит как представитель всего народа. Народ в бедствиях плена взывал о помощи и был освобожден (ст.5) [62]; ввиду этой Божественной помощи он исполнен надежды и на будущее (6-7), и ему ясно, что надежда на Бога превосходит все, что Бог один может помочь (8-9), и, конечно, поможет. Пусть все языческие народы угрожают нам, они ничего не в состоянии сделать против нас (10-12) [63] Если они нас (в плену) довели до близкой погибели (13) [64]; но могущественный, прославленный Господь защитил и спас Свой народ (ст.14), возвратил в Свое отечество, и поэтому прославление Господа слышится по всей стране (ст.15). Могущественною Своею рукою Господь снова поднял поколебавшийся Свой народ (в освобождении из плена); его считали (национальность его) уже уничтоженным; но он будет существовать, и за это прославлять Господа, который только наказал его, но не предал погибели (16-18). С такими воспоминаниями псалмопевец, (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма, и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа (19-20) за полученное спасение (21) [65] Израиль будет хвалить Господа, потому что Он Свой народ, который язычники (зиждущие) уже отвергли, сделал важнейшим и замечательнейшим народом, спасением из плена снова утвердил его в этом его достоинстве, которое он, казалось, уже было потерял (ст.22) [66]. Такое столь чудное дело Бог сделал нам (23); будем радоваться в этот дарованный нам Господом день (24) и молиться о милости дня будущего (25) [67]. - Священники из отворенного храма (дому Господа) высказывают входящему народу благожелания (26) [68] и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (явися нам), к достойному праздничному торжеству (27) [69]. Сам народ (псалмопевец как представитель его) вновь объявляет, что он будет хвалить Бога, возвысившего его, за полученную милость (28-29).

Этот псалом мессианский [70]. Евреи были замечательнейшим народом только потому, что были носителями мессианских обетовании, только потому, что от них должен был произойти Мессия, Которым благословятся все народы. Поэтому они могли о себе сказать, что они угловой камень, глава угла; они в течение веков, так сказать в утробе своей (Сир.24: 13), носили Мессию, Который издавна, особенно со времени обетования Аврааму и законодательства на Синае, таинственно действовал среди них; поэтому когда Он видимо явился, то мог с полным правом применить к Себе то, что в этом псалме сказано о народе, как носителе Мессии; в Нем иудейский народ, оставаясь верующим и исполняющим волю Божию, достиг своего высшего развития. Как Израиль был преследуем язычниками и с презрением отвергнут (небрегоша), так Мессия отвергнут был иудеями, по духу язычниками; но как Израиль силою Божиею был освобожден из плена, из опасности погибели, так отверженный Мессия, Которого уже навсегда считали умершим, воскрес из мертвых. Воскресши и восседши одесную Бога, Он в полном смысле стал главою угла; соединивши камни двух рядов, иудеев и язычников (Еф.2: 14), в одно здание царства (ср. Деян.4: 11-12, Мф.21: 42-43, Еф.2: 20). Многие толковники влагают этот псалом в уста воскресшему Спасителю.

ПСАЛОМ 118. Нравственная борьба ревностного к закону пленника, его тяжелые страдания и горячая молитва.
Алеф
1) Блаженны непорочные в пути, поступающие по закону Господню.
2) Блаженны исследующие Его свидения (откровения), всем сердцем ищущие Его.
3) Ибо делающие неправду ходят не по Его путям.
4) Ты повелел заповеди Твои хранить точно.
5) О, если бы пути мои направлялись к соблюдению Твоих уставов!
6) Тогда я не постыдился бы, когда взирал бы на все заповеди Твои.
7) Буду прославлять Тебя с искренностью сердца за то, что поучился судам правды Твоей.
8) Уставы Твои буду хранить, не оставь меня совершенно! [71]
Бет
9) Как сохранит юноша прямым путь свой? Соблюдением Твоих слов!
10) Всем сердцем я ищу Тебя; не отдали меня от заповедей Твоих!
11) В сердце моем я скрываю слова Твои, чтобы мне не согрешить против Тебя.
12) Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим.
13) Устами моими я возвещаю все права уст Твоих.
14) На пути свидений (откровений) Твоих я насладился, как полным богатством.
15) О заповедях Твоих ревностно буду размышлять и уразумевать пути Твои.
16) Уставам Твоим поучуся, не забуду словес Твоих. [72]
Гимель
17) Воздай рабу Твоему, оживляй меня, и я буду соблюдать Слова Твои.
18) Открой очи мои, и я пойму чудесное от закона Твоего.
19) Пришлец я есмь на земле, не скрой от меня заповедей Твоих.
20) Томится душа моя желанием судов Твоих во всякое время.
21) Ты взыскал порицание гордым, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих.
22) Сними с меня поношение и унижение, потому что я исследую Твои свидения.
23) Ибо сели князья, и на меня клеветали; а раб Твой размышлял об уставах Твоих.
24) Потому что свидения Твои и поучение мне и уставы Твои - совет мне. [73]
Далет
25) Примкнула к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему.
26) Путь мой я поведал, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.
27) Путь уставов Твоих дай мне уразуметь, и я ревностно буду размышлять о чудесах Твоих.
28) Воздремала душа моя от уныния, укрепи меня словами Твоими.
29) Путь неправды отдали от меня, и законом Твоим помилуй меня.
30) Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл.
31) Прилепился к свидетельствам (закону) Твоим, Господи, не постыди меня.
32) Я шел путем заповедей Твоих, когда Ты расширил сердце мое. [74]
Ге
33) Сделай законом мне, Господи, путь Твоих уставов, и я буду держаться его всегда.
34) Вразуми меня, и я изучу закон Твой, и буду исполнять его всем сердцем моим.
35) Путеводи меня по стези заповедей Твоих, потому что я полюбил ее.
36) Склони сердце мое к свидениям Твоим, а не к любостяжанию.
37) Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоем оживляй меня.
38) Поставь пред рабом Своим слово Твое ради страха пред Тобою.
39) Отними поношение мое, которое я подозреваю (имею в виду); ибо суды Твои милостивы.
40) Вот я возжелах заповедей Твоих; правдою Твоею живи меня. [75]
Вав
41) И да придет ко мне милость Твоя, Господи, спасение Твое - по слову Твоему!
42) И я отвечу поносящим меня; потому что я надеюсь на слова Твои.
43) И не отнимай совершенно от уст моих слова истины, потому что я надеюсь на Твои суды.
44) И я буду хранить закон Твой постоянно, во век и в век века.
45) И я буду ходить по простору, потому что я исследую Твои заповеди.
46) И буду говорить о свидениях Твоих пред царями, и не постыжусь.
47) И буду поучаться в заповедях Твоих, которые я так возлюбил.
48) И простру руку мою к Твоим, столь любимым мне заповедям, и буду усиленно размышлять о Твоих заповедях. [76]
Заин
49) Вспомни слова Твои к рабу Твоему, которыми Ты обнадежил меня.
50) То утешило меня в уничижении моем, что слово Твое живило меня.
51) Гордые беззаконновали до крайности; но я от закона Твоего не уклонился.
52) Вспоминал суды Твои от века, Господи, и утешался.
53) Горесть объяла меня по причине грешников, оставляющих закон Твой.
54) Песнопениями моими были уставы Твои на месте странствия моего.
55) Вспоминал я ночью имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
56) Это было мне, потому что я оправданий Твоих искал. [77]
Хет
57) Доля моя, Господи, сказал я, хранить закон Твой.
58) Молился я лицу Твоему всем сердцем моим. Помилуй меня по слову Твоему,
59) Размышлял о путях моих, и обратил ноги мои к свидениям Твоим.
60) Я готов был и не смущался исполнять заповеди Твои.
61) Вервия грешников опутали меня, но закона Твоего я не забывал.
62) В полночь вставал славить Тебя за праведные суды твои.
63) Общник я есмь со всеми боящимися Тебя и соблюдающими заповеди Твои.
64) Милостию Твоею, Господи, полна земля. Уставам Твоим научи меня [78].
Тет
65) Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по слову Твоему.
66) Благости, благонравию и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я поверил.
67) До сего принижения я погрешал: за то теперь слово Твое сохранил.
68) Благ еси, Господи, и по благости Твоей научи меня уставам Твоим.
69) Увеличилась на меня неправда гордых; но я всем сердцем моим вникну в заповеди Твои.
70) Усырилось, как молоко, сердце их, но я закону Твоему поучался.
71) Благо мне, что Ты смирил меня, дабы я узнал уставы Твои.
72) Хорош для меня закон уст Твоих паче тысяч золота и серебра. [79]
Иод
73) Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим.
74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я на слова Твои надеялся.
75) Познал я, Господи, что праведны суды Твои, и что Ты справедливо смирил меня.
76) Да будет же милость Твоя - утешить меня по слову Твоему к рабу Твоему.
77) Да приидут ко мне щедроты Твои, и я оживу, ибо закон Твой поучение мне есть.
78) Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконновали против меня; я же буду вникать в заповеди Твои.
79) Да обратят меня боящиеся Тебя и знающие свидения Твои.
80) Да будет сердце мое непорочно по уставам Твоим, дабы я не посрамился. [80]
Каф
81) Сильно жаждет спасения Твоего душа моя: на слова Твои я надеялся.
82) Сильно жаждут очи мои слова Твоего, говоря: когда утешишь меня?
83) Ибо я стал как мех на морозе: но уставов Твоих не забыл.
84) Сколько есть дней раба Твоего? Когда произведешь мне суд над гонящими меня?
85) Поведали мне законопреступники разглагольствия свои; но они - не то, что закон Твой.
86) Все заповеди Твои истина. Не справедливо они гнали меня. Помоги мне.
87) Едва не погубили меня на земли. Но я не оставил заповедей Твоих.
88) По милости Твоей животвори меня; и сохраню сведения уст Твоих. [81]
Ламед
89) Во век, Господи, слово Твое пребывает на небе.
90) В род и род истина Твоя; Ты основал землю и она стоит.
91. Повелением Твоим бывает день; но и все служит Тебе.
92) Если бы не закон Твой поучал меня, тогда я погиб бы в ничтожестве моем.
93) Вовек не забуду уставов Твоих; ибо ими Ты оживил меня.
94) Твой я есмь: спаси меня, ибо уставы взыскал я.
95) Грешники поджидали меня, чтобы погубить меня; а я о свидениях Твоих размышлял.
96) Всякого совершенства я видел конец, но заповедь Твоя безмерна. [82]
Мем
97) Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во весь день он поучение мне есть.
98) Паче врагов моих Ты умудрил меня заповедию Твоею; ибо она вечно моя есть.
99) Паче всех учителей моих я стал сведущ, потому что свидения Твои для меня поучение.
100) Паче старцев я стал сведущ, потому что заповеди Твои взыскал я.
101) От всякого пути дурного посторонил я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои.
102) От судеб Твоих не уклонился; ибо Ты законом наставил меня.
103) Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим.
104) Заповеди Твои вразумили меня; посему я возненавидел всякий путь неправды [83].
Нун
105) Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим.
106) Я поклялся и постановил хранить суды правды Твоей.
107) Я уничижен до крайности; Господи, оживи меня по слову Твоему.
108) К добровольным исповеданиям уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня.
109) Душа моя в руках моих постоянно, и закона Твоего я не забыл.
110) Положили грешники сеть мне; но я от заповедей Твоих не уклонился.
111) Унаследовал свидения Твои во веки, ибо они веселие сердца моего.
112) Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих во век за воздаяние Твое. [84]
Самех
113) Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил.
114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, и на слова Твои я надеялся.
115) Удалитесь от меня лукавнующие, а я буду вникать в заповеди Бога моего.
116) Заступись за меня по слову Твоему, и животвори меня и не посрами меня в надежде моей.
117) Помоги мне и спасусь и буду поучаться уставам Твоим постоянно.
118) Уничижил Ты всех отступающих от уставов Твоих, ибо ложно помышление их.
119) Преступниками признал я всех грешников земли; посему возлюбил свидения Твои.
120) Пригвозди страхом Твоим плоть мою, ибо судов Твоих я убоялся. [85]
Айн
121) Я творил суд и правду; не предай меня обижающим меня.
122) Прими раба Твоего благостно, да не клевещут на меня гордые.
123) Очи мои сильно желают спасения Твоего и слова правды Твоея.
124) Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.
125) Раб Твой семь я; вразуми меня, и я узнаю свидения Твои.
126) Время Господу действовать; нарушили закон Твой.
127) Я же возлюбил заповеди Твои паче золота и топаза.
128) По всем заповедям Твоим исправлялся; всякий путь неправды возненавидел [86].
Фе
129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя.
130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих.
131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал.
132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое.
133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие.
134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои.
135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим.
136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. [87]
Цаде
137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои.
138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину.
139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои.
140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его.
141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл.
142) Правда Твоя - правда вечная, и закон Твой - истина.
143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое.
144) Свидения Твои - правда вечная; вразуми меня и жив буду. [88]
Коф
145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу.
146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои.
147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся.
148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим.
149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня.
150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки.
151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина.
152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. [89]
Реш
153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я.
154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня.
155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали.
156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня.
157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился.
158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.
159) Вспомни, что я заповеди возлюбил; Господи, милостию Твоею животвори меня.
160) Начало слов Твоих - истина; и вечны все суды правды Твоей. [90]
Шин
161) Князи гнали меня ни за что; но сердце мое боялось (только) слов Твоих.
162) Возрадуют меня слова Твои, как нашедшего добычи великий.
163) Неправду возненавидел я и возгнушался ею, закон же Твой возлюбил.
164) Седмикратно днем хвалил Тебя за праведные суды Твои.
165) Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения.
166) Я ожидал спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил.
167) Сохранила душа моя свидения Твои, и полюбила их вельми.
168) Сохранил я заповеди Твои и свидения Твои; ибо все пути мои пред Тобою, Господи. [91]
Тав
169) Да приблизится моление мое к Тебе, Господи; словом Твоим вразуми меня.
170) Да войдет прошение мое к Тебе, Господи; словом Твоим избавь меня.
171) Произнесут уста мои песнь, когда Ты научишь меня уставам Твоим.
172) Просвещает язык мой слова Твои; ибо все заповеди Твои правда.
173) Да будет рука Твоя в помощь мне. Ибо я заповеди Твои возлюбил.
174) Возжелал спасения Твоего, Господи; и закон Твой поучение мое есть.
175) Поживет душа моя и восхвалит Тебя, а суды Твои помогут мне.
176) Я заблудился, как овца погибшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих не забыл я. [92]

Сто восемнадцатый псалом состоит из двадцати двух строф, каждая в восемь стихов; каждый стих одной и той же строфы начинается одною и тою же буквою в порядке еврейского алфавита, так что восемь стихов начинаются буквою алеф, восемь - бет и т.д. [93]. В некотором смысле каждую строфу можно считать отдельною небольшою поэмою. - Нельзя без натяжки указать в этом псалме одной последовательно развивающейся мысли; трудно даже в каждом восьмистишии представить внутреннюю последовательность стихов. В каждом из 176 стихов (исключая 122) говорится Откровении Божественном, собственно, о законе, который представляется под разными синонимическими названиями [94]. Трудно определить специальный повод и время написания псалма. Между тем как одни стараются доказать принадлежность его Давиду, другие относят к маккавейскому периоду и с большею вероятностью считают его делом благочестивого досуга пленного Ионафана; иные же считают происхождение его непосредственно после возвращения из вавилонского плена к концу персидского владычества. Но мы думаем, что псалом этот произошел во время самого вавилонского плена, и что писатель говорит здесь не как отдельное лицо, но как представитель всего народа; тяжко угнетенный и присмиревший народ Божий есть раб Господень, заблудившаяся овца, которую Господь должен будет найти и перевести на роскошные пастбища, в Палестину (ср. ст.176).
Во время пребывания израильтян в Вавилоне, где у них не было храма, не было жертв, не было ничего такого, что отличало бы их, как народ Божий, от язычников, кроме их закона, кроме Книги Завета; тогда-то они научились наконец ценить этот закон (который презирали в течение веков) и крепко привязались к нему, несмотря на все приманки к идолопоклонству. В убеждении, что Бог тогда только избавит из плена и услышит молитву пленников об освобождении, если они теперь крепко будут держаться закона, в этом убеждении все благомыслящие пленники без сомнения с величайшею ревностью обратились к чтению и изучению закона, причем они легко могли и должны были убедиться, что для более глубокого, жизненного понимания и особенно для сохранения этого закона, необходима особенная помощь Божия, сообщение высшего света, высшей силы, высшей жизни. К внутренним препятствиям могли присоединиться и внешние; ревностные к закону пленники могли подвергаться насмешкам и преследованиям как со стороны неверующих своих единоплеменников, так и со стороны язычников вавилонян; особенно же начальствующие (князи, наместники) весьма недовольны были, что евреи строго держались своего закона и тем поддерживали свою особую национальность, которую они старались уничтожить. - При таких обстоятельствах мог быть написан наш псалом. Псалмопевец, по-видимому, находящийся еще в молодых летах (ст.9), высказывает свои внутренние и внешние опыты, а также и молитву всех своих сострадалъцев, которые, подобно ему, привязались к благочестию и строгому исполнению закона; личные его страдания суть страдания всего пленного народа.
Псалмопевец питает высочайшее благоговение к закону, исполнение коего он считает выше всего (ст.14, 56, 57, 72, 103, 127); он составляет предмет величайшей его радости (ст.54, 111, 162), постоянного его размышления (ст.15, 16, 47, 97, 144 и др.) и горячей его любви (ст.10, 11, 20, 30, 47, 48). В этом законе сокрыты величайшие чудеса божественной мудрости (ст.18, 27, 129), и он есть выражение истинности и правды Божией (ст.138, 142, 144 и др.); он чист (ст.140), неизменен (ст.89-91, 152, 160), бесконечен (с. 96), делает смиренных мудрыми (ст.98-100, 104, 105, 130), приносит исполняющим его мир и благословение (ст.165) и доставляет утешение в страданиях (ст.92). Исполнять этот закон во всех отношениях составляет высочайшее стремление псалмопевца; поэтому он никогда не выпускает этого закона из глаз своих (ст.101, 102, 106, 112, 167), никакие противные обстоятельства, каким он не раз подвергался (ст.60, 61), не могли отклонить его от исполнения его; он ненавидит грех (ст.163) и глубоко болезнует, когда видит, что другие преступают этот закон (ст.53, 136, 139, 158); только с добрыми он хочет иметь общение (ст.63). Но чем больше он, псалмопевец, стремится совершенно исполнять закон, тем более чувствует, как ему недостает высшего разумения и силы, чувствует себя пришельцем на земле (ст.19), привязанным к чувственности (ст.25, 28), слабым плотским человеком (ст.120). К тому же жизнь его подвергается опасности (ст.87, 95, 109, 110), князья (языческие) преследуют его (ст.164), высокомерные, ожесточенные (ст.70) враги презирают его (ст.22, 23, 39) и коварно совершают над ним неправду (ст.51, 9, 78, 86, 121-122, 134); и таким образом и совне и внутри положение его тяжелое (ст.38, 107), хотя заслуженное и приводящее к спасительному исправлению (ст.67, 71, 75). С страшною (ст.81, 82, 123, 131) и с усиленною ревностью (ст.146-148) он молит поэтому Бога о помощи; просит, чтобы Господь, как Творец (ст.73), прежде помогавший ему (ст.65), и теперь услышал его (ст.108), сохранил от зла (ст.29, 36, 37), сообщил ему более глубокое познание закона (ст.18, 33, 34, 108 б, 194, 125) и тем облегчил исполнение его; особенно же псалмопевец часто молится об оживотворении его (живи мя ст.17, 40, 88, 107, 154, 156, 159), впрочем, так, что не всегда представляется ясным, молится ли он о внутренней жизни, о благодатном оживлении, или о внешнем освобождении, о возрождении нации, которая, находясь в плену, представляется нравственно мертвою. Неоднократно он молится об усмирении своих врагов (ст.42, 43), о наказании их; если молитва его будет услышана (ст.169-170), чего он с уверенностию ожидает (ст.175), то он прославит за это Бога (ст.171-172) и с ним будут радоваться все боящиеся Бога (ст.74).

ПСАЛОМ 119. Молитва об избавлении от злобных и коварных врагов.
Этим псалмом начинается ряд псалмов, имеющих надпись: песнь степеней [95]. Ссылаясь на то, что Господь уже внимал прежним молитвам псалмопевца (ст.1), он снова молится Богу о помощи, так как чрезвычайно сильны и тяжелы его страдания, особенно от злобной и ядовитой клеветы врагов (ст.2). Злословие и клевета на него так несправедливы, что он вправе обратиться к клеветникам с вопросом: есть ли наказание, соответствующее злобе их языка? (ст.3) [96]. В ст.4 он отвечает на это: есть такое наказание! Оно состоит в строгом, внезапном наказании от всемогущего (сильного) Бога. Но Бог еще не поднял своей наказующей десницы, еще томится псалмопевец под гнетом своих злобных врагов; отсюда его жалоба, что он так долго вынужден жить среди свирепых, бесчувственных людей, которые причиняют ему столько страданий (ст.5: 6) [97], которые совершенно ненавидят мира (ст.7). Если признать, что молящийся здесь является выразителем не личных только своих чувств, то можно псалом этот считать молитвою благочестивых вавилонских пленников, которые подвергались там разным злословиям и клеветам (подозрениям); такому пониманию псалма соответствуют и слова: пришельствие, пришельствова. Некоторые толковники думают, что псалом этот написан по поводу враждебных отношений возвратившихся из плена иудеев к самарянам, которые злостно клеветали на иудеев при персидском дворе; при таком толковании прошедшие времена в ст.1 можно относить к плену и освобождению из плена. Христианин, при чтении этого псалма, имеет в виду свое пребывание среди греховного и развращенного мира и устремляется своим желанием к обителям вечного мира.

ПСАЛОМ 120. Утешение и уверенность в Божественной помощи и покровительстве.
Этот псалом также мог быть написан каким-нибудь благочестивым пленником в Вавилоне [98]. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина, взирает следовательно к святой земле, к святому городу, где он представляет себе особенное присутствие своего Бога, и с горестью спрашивает: откуда придет к нему помощь; кто освободит его из плена? (ст.1). В полной уверенности он и отвечает затем: всемогущий Бог (создавый небо и землю) поможет ему. Успокаивая самого себя (ногу твою: перемена лица), он высказывает желание, чтобы Бог не допустил погибнуть ему (пошатнуться), чтобы Бог позаботился о судьбе его (ст.3); несомненно взывает псалмопевец в утешение свое, Господь печется о тебе (ст.4), стоит подле тебя для защиты твоей (ст.5), предохраняет тебя от всякой неприятности (ст.6), от всякого зла (ст.7), и притом везде и всегда.

ПСАЛОМ 121. Радостное чувство и молитва путешественников при входе в Иерусалим?
По надписи в еврейской Псалтири: этот псалом написан Давидом? Он мог быть написан им в то время: когда кивот завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом (1Пар.16). Не мог не заботиться Давид о том, чтобы израильтяне всех колен усердно и охотно собирались в Иерусалим на три главные праздника, чтобы приучались там сознавать себя и чувствовать при общественном богослужении чадами одного Бога, святым и избранным народом; но ничто так сильно не могло питать и возвышать сознания единства и национального чувства евреев, как общие праздничные торжества в Иерусалиме. Чтобы сделать посещение этих праздников приятным и полезным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим; одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его (ст.2) и сбирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим) на гору Сион. Прибывши в Иерусалим и вступивши в его ворота, путешественники вспоминают, как они еще дома обрадовались, когда им сказали: " близко праздник, пойдем в Иерусалим" (ст.1) [99]. И теперь, когда цель их достигнута, когда они прибыли в этот славный Иерусалим, радость их достигла высшей степени (ст.2). Пораженные величественным видом города, они восклицают: " ты, Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город (ст.3) [100]; но еще славнее как религиозный центр всех колен" (ст.4) [101]. Иерусалим служит и политическим центром народа, как средоточие всякой правительственной и судебной власти [102]. (ст.5). Имея в виду такое высокое значение Иерусалима, путешественники убеждают друг друга молиться о преизобилии божественной милости Иерусалиму (ст.6, 7) [103] и для общего интереса (ст.8) [104] народного желать ему мира, тем более, что он есть город, в котором обитает Бог (ст.9).

ПСАЛОМ 122. Обращение и молитва к Богу о скорой помощи бедствующему народу.
Псалом этот представляет исполненную доверчивости (возведох очи) молитву Израиля ко всемогущему Богу. Сознавая свою совершеннейшую зависимость от Него (раб, рабыня), народ пристальным взором (знак страстного желания в чувстве зависимости) взирает к Господу и не отвращает от Него просящего своего взора дотоле, пока не преклонит Его на милость (ст.2), пока Он не скажет страданиям: довольно! Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей (ст.3, 4). - Так действительно могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. Неем.4: 4) [105].

< ПСАЛОМ 123. Только Бог помог нам.
По надписи в еврейском тексте Псалтири (в переводе LXX, в Вульгате и большей части древних переводов надписи над этим псалмом нет), псалом этот произошел от Давида, но против этого говорит главным образом арамейский колорит речи сего псалма. Он мог быть написан как благодарственная песнь после отвращения опасности со стороны Арамеян и Идумеян (2Цар.8: 3 и д. 10: 7 и д.). Может быть также, что возвратившиеся из плена высказывают свою благодарность: если бы Господь не был с нами, - так весь Израиль должен громко и торжественно исповедовать, - то свирепствующие враги покончили бы с нами (ст.1 и 2); мы непременно подверглись бы устремлению вражеской силы (3-5) [106]. Да будет, поэтому, благословен Господь, избавивший нас от опасности (6. 7): Он всемогущий (создавший небо и землю) помог нам и только Он может помогать, поэтому на Нем покоится наша надежда (8).

ПСАЛОМ 124. Господь защищает Свой избранный народ.
Эта песнь принадлежит тому времени, когда Израиль находился в св. земле (жребий праведных), сохранял веру и закон, но вместе с тем был под тяжелым гнетом со стороны нечестивцев. Справедливо думают, что это было время, когда приостановилась постройка храма, когда злоба самарян и власти (жезл) язычников над Палестиною слишком тяжело давали чувствовать себя, и некоторые из иудеев подвергались искушению присоединиться к верованиям и поведению самарян и даже язычников (ст.5).
Исполненный уверенности псалмопевец при этом объявляет, что Израиль, который в своем большинстве сохраняет веру и надежду на Бога, так же тверд, как гора Сион, и что поэтому и его враги столь же сильны поколебать его, как и Сион; кто в Иерусалиме действительно имеет свое (духовное) отечество, тот настоящий гражданин теократии, тот вовек не пошатнется (ст.1) [107] Как Иерусалим окружен и защищен горами, так народ кругом защищен Богом (ст.2) [108]. Настоящее опасное положение не противоречит этому, потому что оно (ибо) только временное; Бог скоро положит конец гнетущей власти язычников над Палестиною, чтобы среди долго продолжающихся страданий не заблудилась вконец и благочестивые израильтяне и не усвоили поведения нечестивых врагов, дабы войти с ними в лучшие отношения (ст.3) [109]. Да, Господи, прими под Свою спасительную защиту Своих верных (4), и накажи злобных врагов наших; тогда наступит мир Израиля (ст.5) [110].

ПСАЛОМ 125. Помощник наш исполнил нас радости и веселия.
К этому псалму прилагается все сказанное нами при изложении псалма 84-го. Он написан в после-пленное время, когда первым возвратившимся из плена приходилось переносить очень много бедствий, когда страна находилась еще в запустении, так как еще мало была заселена; поэтому желание, чтобы Бог привел в отечество и других пленников, и чтобы милость Его подобно ручьям плодотворно излилась над св. землею (ст.4).

Перенесшие тяжелые бедствия плена сначала вспоминают о радости, какую они испытали, когда Бог через Кира освободил их из плена (ст.1) [111]; вспоминают, как они тогда торжествовали, и как сами язычники удивились последовавшему сверх всякого ожидания освобождению Израиля (ст.2) [112]. Возвратившиеся с благодарностью исповедуют, что освобождение из плена было великим делом Божиим; и доставило им великую радость (ст.3); но: к сожалению: их радость не была совершенною, потому что число возвратившихся еще очень невелико, так что по-видимому плен все еще продолжается; потому молитва о возвращении оставшейся в плену большей части народа (ст.4) [113]. С молитвою соединяется тотчас и уверенность, что настоящее страдание Своего народа Бог обратит в радость и притом скоро, как за посевом скоро следует жатва (ст.5-6) [114].

ПСАЛОМ 126. Все зависит от Божия благословения.
По надписи в еврейской псалтири этот псалом написан Соломоном, и против этого нельзя сделать серьезного возражения; напротив, сравнение стихов 1-3 с Притч.10: 22 и 2Цар.12: 15; 3Цар.3: 5-15 (таковое Он даст Своим любимцам во сне) кажется говорит за Соломона. В его царствование воздвигнуты были величественные здания, построен дом Господу и дом (дворец) для него самого; Иерусалим и другие города были укреплены (3Цар.9: 15), поставлен был в оные гарнизон (там же 10: 26); при нем израильтяне вели самую широкую торговлю (там же 10: 15, 22, 27), среди величайших опасностей и трудов старались приобресть богатства юго-восточных стран. При таких обстоятельствах Соломон имел достаточно причин и поводов напечатлеть в сердцах строивших, укреплявших города и трудившихся о приобретении богатств, что все наконец зависит от благословения Божия (ст.1-2). Пусть и удается кому-либо неусыпным трудом собрать себе богатство; он не может приобресть себе, если не даст ему Бог того, что бесконечно больше доставляет ему защиту в его жизни, -детей, потомство (ст.3-5). Таким образом, этот псалом, как он стоит в еврейском тексте, может быть вполне объяснен из обстоятельств Соломонова времени. - Но уже LXX кажется не приписывали его Соломону и не объясняли его в приложении ко времени Соломона; по крайней мере у них в надписании псалма нет имени Соломона, и в Вульгате имя Соломона поставлено уже в позднейшее время, на основании еврейского текста и древних латинских толковников. Уже LXX могли понимать псалом в приложении к после-пленным обстоятельствам, как это делали в позднейшее время многие толковники; в сирском переводе читаем: expsalmis acsensonis dictus a Davide de Solomone dictus quoque de Aggeo et Zacharia qui urgebant structurara templi. Во всяком случае возвратившиеся из плена во время построения храма и стен городских совершенно кстати могли применять первоначально Соломонову песнь, и последние пророки имели достаточный повод напечатлевать в сердцах соплеменников своих то же самое, что некогда Соломон старался напечатлеть в сердцах своих современников. В то время, когда каждый из строивших подпоясан был мечом (Неем.4: 18), когда сам Неемия и его братья, и слуги, и стража не снимали с себя одеяния своего (там же 4: 23), не спали в обычное время, не излишне было обратиться к бодрствующим, чтобы они не думали, что достаточно против самарян их способностей, их бодрствования; счастливого успеха своих усилий они должны ожидать единственно от Бога (1-2) [115].
По разумению нашему, LXX и Вульгаты, здесь угнетенным страдальцам дается уверение, что после этих дней страданий наступит для них время спокойствия (сон) и даровано будет им чрезвычайное чадородие (и вместе с тем усиление их народа) (ст.3). Что для героя его стрелы, оборонительное и наступательное оружие, то для угнетенных теперь израильтян будут их многочисленные дети (ст.4) [116]. Счастлив поэтому человек, которому Господь дает детей по желанию; они вступятся за него, когда враги восстанут против него (ст.5) [117].

ПСАЛОМ 127. Господь благословляет боящихся Его.
В этой прекрасной песне, которой нельзя указать определенных исторических обстоятельств, вызвавших ее происхождение, изображается блаженство богобоящегося человека, состоящее в том, что Бог благословляет его и временными благами (ст.1), дарует ему в спокойствии и при счастливых обстоятельствах наслаждаться плодами своих трудов (ст.2) [118], награждает его прекрасною супругою и множеством детей, следов, полнотою домашнего счастия (ст.3) [119]. Да дастся же тебе (обращается псалмопевец к идеальному богобоящемуся человеку; - может быть, ко всему народу в Сионе) это благословение богобоящихся (cт.4), и во всю твою жизнь видеть Иерусалим с ним и всю страну в благополучии, дожить до внуков и правнуков и Израиля всегда видеть в мире (ст.5-6).

ПСАЛОМ 128. Да постыдятся наконец враги угнетенного народа Божия.
Большинство толковников происхождение этого псалма относят ко времени после вавилонского плена. Освобожденный из вавилонского плена, но теперь снова притесняемый самарянами и другими враждебными соседями, народ вспоминает, как он многократно, со времени своего избрания, был угнетаем врагами, но никогда не был пересилен ими (ст.1-2) [120], как притеснители его нередко долгое время жестоко угнетали их, но Господь всякий раз усмирял горделивых врагов (ст.3, 4) [121]. Ввиду этого утешительного факта угнетенные высказывают уверенность и желание, что Господь постыдит и самарян, и всех врагов Израиля, положит им скорый и последний конец (ст.6-8) [122].

ПСАЛОМ 129. Молитва пленников о прощении их грехов и освобождении из плена.
Совершенно справедливо считают этот псалом просительною и покаянною молитвою вавилонских пленников. Народ, от имени коего говорит (ср. ст.6) псалмопевец, находится в глубоком бедствии (из глубины), которое, по его сознанию, заслужено им. В таком положении он обращается ко Господу с молитвою услышать его и помочь ему (ст.1-2). Хотя народ, как он это теперь совершенно ясно видит, вполне заслужил такие страдания и за свои беззакония не достоин помощи; но если бы Господь не забывал в Своем милосердии беззаконий людских, тогда пред Ним никто не устоял бы, даже самый благочестивый человек (ст.3) [123]. Однако не так (эта мысль подразумевается в ст.3); потому что Господь есть Бог, очищающий грехи (у Тебе очищение) и дал Своему народу закон, заключил с ним завет, в котором лежит залог, что Он не отвергает совсем народа Своего, - хотя бы тот и согрешил, - но только милостиво накажет его; ввиду этого завета (имене ради) [124], Израиль смело и терпеливо надеется на Господа (потерпех), т.е. на просимую помощь; тем более, что он чрез пророков (Исайю, Иеремию и т.д.) обещал, слово твое в ст.4 - слово обещания, после наказания снова помиловать Свой народ. Пусть только народ в своем нынешнем печальном положении не унывает и не перестает (от стражи утренняя до нощи) надеяться на Господа (ст.5); потому что Он милостив и неисчерпаем в средствах и способах к нашему освобождению (многое у него избавление); несомненно Он снимет с Израиля вину его, а с нею и наказание (ст.6).

ПСАЛОМ 130. Смирение и спокойное доверие.
По надписанию в еврейском и в Вульгате (у LXX нет надписи), псалом этот написан Давидом, конечно, во время Саулова гонения, когда его не раз называли гордым узурпатором, обвиняли его в высокомерных замыслах и стремлениях. В противоположность этому Давид пред лицем Божиим (Господи) уверяет, что он не был горд и надменен (ст.1); был смирен сердцем (см. 20) и по милости Божией (воздаси) беспритязателен, спокоен и предан, как дитя на груди матери (ст.26). ст.3 мог быть позднейшею прибавкою; но индивидуальную первоначальную песнь народ мог (в плену, или в тяжелое после-пленное время) усвоить себе, выражая в ней чувства своей привязанности к Господу, и в стихе 3-м ободрял самого себя надеждою на Господа, а не на свою силу. Может быть, и Давид написал этот псалом, после какого-либо неудачного национального предприятия (ср. ст.3); в таком случае он мог свидетельствовать, что не высокомерие его было причиной неудачи, и что он спокоен и предан Господу, несмотря на неудачу (ст.1, 2) [125]; пусть же только и народ не теряет мужества.

ПСАЛОМ 131. Молитва пленника о восстановлении богоправления ради заслуг Давида и данных ему обетовании.
Вследствие того, что стихи 8-10 этого псалма находятся в молитве, произнесенной Соломоном при освящении храма (2Пар.6: 41, 42), большинство толковников признает, что он написан Соломоном и назначался собственно для освящения храма и перенесения кивота в новоустроенный храм (ст.7-8). Но внимательное исследование содержания псалма показывает, что он произошел во время глубокого упадка династии Давида, когда казалось, что Бог совсем забыл обетования (ср. ст.11-12 и Пс.88: 30 и д.), данные благочестивому Давиду и потомству его (2Цар.7: 12). Поэтому мы можем признать (с Оригеном, Феодоритом и некоторыми из новейших толковников), что он написан в плену и составляет молитву о восстановлении падшего престола Давидова, чтобы Господь услышал прошение пленного царя Иехонии (помазанного в ст.10) и возвратил ему престол.
Сначала неизвестный псалмист напоминает Господу о кротости Давида, по которой он, после восшествия своего на престол, позаботился первее всего не о себе самом, но о том, чтобы устроить Господу постоянное и приличное жилище на Сионе, куда он перенес и ковчег завета из Кириаф-Иарима (2Цар.6). Давид тогда дал обет, что не успокоится до тех пор, пока не найдет места селению Господу (ст.1-5) [126] Затем с ст.6 приводятся заявления Давида, сделанные им, когда на Сионе устроена была скиния для кивота и Давид уже готов был к перенесению ее туда из Кириаф-Иарима. Тогда Давид, прежде поднятия кивота, сказал окружающим его: " мы слышали, что кивот завета находится в Ефрафской области, и нашли его здесь в Кириаф-Иариме [127] Теперь же - когда он будет перенесен на Сион, - мы можем там молиться восседающему над ним Господу. Подымись же, Господи (так говорил Давид при поднятии кивота в Кириаф-Иариме), - Ты, восседающий над кивотом, и воссядь навсегда на Сионе (ст.8), где праведное священство будет служить Тебе и где народ Твой торжественно будет прославлять Тебя (ст.9). - Показавши в предполагаемых словах Давида благочестивую его ревность ко славе Божией, псалмопевец молится, чтобы Бог ради Давида помиловал помазанника, т.е. царя Иехонию, услышал его молитву о восстановлении на престоле (ст.10) [128]. Указав на заслуги Давида, псалмопевец переходит затем к обещаниям, какие дал Бог Давиду вследствие его заслуг, именно, что он (в своем потомстве) будет вечно царствовать и сыновья его вечно будут сидеть на престоле, если только сохранят завет с Богом (ст.11, 12). Глубочайшее основание (яко ст.13), почему потомки Давида, согласно с обетованием, должны вечно царствовать в Иерусалиме, заключается в том, что Бог навеки избрал Иерусалим жилищем Себе; жилище невидимого Царя - Бога служит условием царствования Его видимого представителя. В ст.14-18 псалмопевец приводит данные Богом в древние времена обещания вечно пребывать на Сионе, изливать оттуда Свои милости (ст.14-16) [129] и вполне исполнить данные Давиду обещания явлением Мессии и устроением чрез Него спасения (ст.17-18) [130]. Указания на заслуги Давида (ст.1-9), а равно и на данные Давиду обещания (ст.11-12 и 14-18) имеют одну цель, подкрепить выраженную в ст.10 молитву о восстановлении разрушенного престола Давидова. Если бог исполнит оба свои обещания, данные Давиду, как он этого заслуживает, то тем самым восстановлено будет богоправление и услышана молитва " помазанного".

ПСАЛОМ 132. Благословение от участия в религиозных празднествах.
По надписаниям в текстах - еврейском, халдейском, италийском и Вульгате, псалом этот принадлежит Давиду; он мог быть написан вслед за псалмом 121-м, когда Давид устроил богослужение и при этом без сомнения имел в виду показать народу благодетельные и радостные последствия, когда все израильтяне будут сходиться в Иерусалим на три главные праздника. В этом псалме дело идет не о каких-либо житейских сходках, но имеется в виду собрание детей (потому в пс. братья) единого истинного Бога в Его доме для богослужения. Давид хотел воодушевить народ к прилежному посещению скинии и ее празднеств. Нечто доброе, потому что богоугодное и вместе нечт






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.