Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинические семинары






На втором году обучения студент оказывается в акту­альной клинической ситуации, представленной in extenso[17] и получает возможность продемонстрировать свой под­ход к клинической проблеме. Поскольку типичный кли­нический семинар заключается в представлении групповой встречи целиком, а часто и с дополнительным материа­лом, часа на это не хватает, и почти обязательное требо вание к такому семинару — продолжительность не менее полутора часов. Главная задача преподавателя в данном случае — привести ситуацию хоть в какое-то подобие по­рядка и не дать аудитории отвлекаться в самых разных направлениях.

Специфичность. Поэтому желательно, чтобы каждое клиническое «представление» начиналось со специфичес­кого вопроса, на который нужно найти ответ. Это фоку­сирует обсуждение и предотвращает уходы в сторону и отвлечения, которые характерны для таких собраний. Это также помогает сосредоточить внимание студентов на осо­бенных аспектах сложной и громоздкой сети трансакций; не на тех аспектах, которые поражают каждого в отдель­ности, а на тех, что имеют отношение к заявленной про­блеме. При таких условиях можно высказывать яркие до­гадки и предположения, не отвлекая аудиторию от глав­ного направления мысли.

Диаграмма расположения. Во-вторых, на доске следует начертить диаграмму расположения и схему, поскольку, как уже отмечалось, это наглядно отвечает на бесчислен­ное количество вопросов и сберегает много времени. Если дается звукозапись, представляющий должен использовать указку и при каждой трансакции указывать на диаграм­ме агента и респондента, предупреждая отвлекающие во­просы или призывы.

Анализ одиночной трансакции. Интересный и поучитель­ный способ проведения клинического семинара — пред­ставление записи и анализ происходящего по одиночным трансакциям за раз: один стимул и одна реакция. Затем члены семинара делают разнообразные предположения и предсказания относительно агента и респондента, напри­мер: что говорили участникам трансакции в детстве ро­дители и какие злоключения произошли с ними с тех пор; или в трансакционной группе — какая именно игра на­чинается и каков будет ее исход. Затем прослушивается и аналогично обсуждается следующая трансакция. В та­ких условиях опытный трансакционный аналитик спосо­бен предсказать не только общее направление следующих нескольких минут, но почти слово за словом то, что ска­жут члены группы.

Правильно проведенная, это игра в догадки. Она обо­стряет клиническую проницательность участников, пре­дотвращает пустые рассуждения и увеличивает клиничес­кую надежность, предсказания немедленно проверяются при дальнейшем прослушивании записи. Это позволя­ет обойти основной недостаток большинства клиничес­ких конференций. В обычных случаях кто-нибудь го­ворит: «Давайте как-нибудь больше послушаем об этом». Затем по самым разным причинам тема полностью остав­ляется или, если вторично представляются тот же паци­ент или группа, прошло так много времени, что никто уже точно не помнит, что происходило на предыдущей пре­зентации. Используя метод обсуждения единичной трансакции, все могут отвечать за свои предсказания не­медленно, и дилетантизм в этом отношении ограни­чивается. Такой подход также показывает студентам желательность и необходимость заранее планировать те­рапевтическую методику на основе вероятностных пред­сказаний и выводов.

Прослушивание ленты целиком. Другой метод заключа­ется в прослушивании всей ленты, прежде чем происхо­дит обсуждение. Это может получиться, если записанная встреча продолжалась меньше часа, но если она более продолжительна, метод не следует использовать, посколь­ку останется слишком мало времени для продуктивного обсуждения такой большой информации. В большинстве случаев представление цельной записи, длящейся боль­ше получаса, оказывалось непродуктивным. Семинар, ко­торый кончается только интеллектуальными уколами, вряд ли стоит проводить. Выход — в словесном представлении терапевтом.

Во время такого представления длинные отрывки за­писи могут использоваться для иллюстрации определен­ного положения или для постановки вопроса. Для успе­ха в таком случае необходимо твердое руководство. Ина­че подобная частичная презентация способна вызвать только отнимающие время вопросы о том, что было до и после сегмента, и представляющий начинает извиняться и объясняться. Преподаватель, который позволяет, что­бы семинар проходил так неловко, дает плохой пример студентам. На этой стадии, когда студенты сами готовят­ся стать лидерами группы, преподаватель должен демон­стрировать четкость, эффективность и умение овладеть происходящим.

Если словесно или в записи представляется встреча целиком, время становится драгоценным. Лучше сосре­доточиться на происходящем, чем тратить большую часть отведенного для семинара времени на пересказ клини­ческих историй пациентов. Если специфические вопро­сы относительно прошлого пациентов кажутся важны­ми для понимания происходящего в данный момент, представляющий может прерваться и прояснить истори­ческую основу. Серьезность — совсем не обязательное свойство таланта или превосходных личных качеств, и иногда смех или шутка могут облегчить мыслительный процесс. Когда представление закончено, можно начи­нать обсуждение.

Существуют два главных типа обсуждения, которые для удобства можно назвать европейским и американ­ским. В европейской системе руководитель предостав­ляет высказываться младшим членам, причем действу­ет в соответствии с иерархией, высказывая свое мне­ние последним. Это не позволяет воздерживаться от высказывания на том основании, что твое мнение от­личается от мнения более опытных присутствующих; в данном случае ты вступаешь в противоречие только с младшими. В американской системе каждый говорит, когда захочет, в результате чего менее агрессивные и младшие по положению участники часто молчат. В на­учной ситуации такая система не самая плодотворная. Американская система предоставляет равные права, но европейская система дает равные возможности. Веро­ятно, в любом случае руководителю не стоит высказы­вать свое мнение или проводить анализ первым, по­скольку это почти обязательно заставит самых робких студентов воздержаться от высказывания своего мнения. Однако руководитель с самого начала может указать, какие направления дискуссии кажутся ему наиболее плодотворными, что позволяет самым сдержанным уча­стникам легче высказываться.

Приглашенные выступающие. Клинические презентации штатных работников могут перемежаться с лекциями и де­монстрациями, проводимыми специалистами в смежных областях, точно так же, как на семинарах по обсуждению литературы. Главная личная обязанность руководителя кли­нического семинара — показать образец компетентного ли­дерства, а это включает и педагогические обязательства, то есть обязанность сделать встречи не только интересными и вызывающими мысли, но и поучительными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.