Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая структура






У небольших терапевтических групп обычно простая структура, имеющая внешнюю границу, которая отделя­ет членов группы от остального населения, и единствен­ную главную внутреннюю границу, отделяющую терапевта от пациентов.

Сложное лидерство. Однако внутри лидерства могут су­ществовать меньшие структуры, включающие ко-терапевта и помощника терапевта. Как уже отмечалось выше, час­то трудно четко сформулировать цель введения второго терапевта, и опыт показывает, что в большинстве случа­ев это служит помехой. Такое утверждение легко прове­рить, начав работу группы с двумя терапевтами и про­должив с одним. Обычно указываются институциональ­ные причины введения второго терапевта, которые для контрактуального терапевта неубедительны. Однако закон­ным основанием для введения второго терапевта могут служить потребности обучения.

Структурная диаграмма. Структурная диаграмма простой лечебной группы показана на рисунке 3. Эта структура обладает дефектом, который не возникает в более высо­коорганизованных группах. Здесь нет различия между ли­дером и его исполнительным аппаратом — групповым ап­паратом; это различие обладает первостепенным динами­ческим значением и должно быть хорошо прояснено. Вы­полняя свою функцию, терапевт действительно является лидером. Когда он исполняет другие обязанности, например: отвечает на телефонные звонки, открывает и закры­вает дверь, организует расстановку мебели, объявляет время следующей встречи и следит за соблюдением порядка — он функционирует как собственный групповой аппарат. Существенно важно, чтобы он в собственном сознании различал эти две функции, которые различаются так же, как функции судьи и судебного пристава в ходе судеб­ного заседания. В более высокоорганизованных группах у лидера есть специальный штат, который исполняет функции аппарата. Занимаясь внешним устройством те­рапевтического помещения, терапевт исполняет функции внешнего группового аппарата; следя за порядком среди пациентов, он является внутренним аппаратом. И только когда он занят трансакциями, непосредственно связанны­ми с его работой терапевта, он является лидером. Если он сам нечетко понимает эти различия, пациенты могут не понять его функции, и терапевтическая ситуация бу­дет затуманена.

 

Двойная линия разделяет «подгруппы»

 

Рис. 3. Структурная диаграмма лечебной группы

 

Особенно ясно это проявляется в некоторых обще­ственных организациях и исправительных заведениях, где лидер действует не только как терапевт, но также как представитель группового аппарата всей организации. Со­циальный работник может контролировать фонды, выде­ленные для членов его группы; существуют агентства, в которых терапевт работает с нуждающимися матерями, занимаясь их реабилитацией, и одновременно должен про­водить «ночные рейды», если кто-то заподозрит, что его клиенты не подходят для получения помощи; в исправи­тельных заведениях офицер по досрочному или условно­му освобождению может носить с собой наручники и об­ладать правом подвергать заключению членов своей те­рапевтической группы, которые нарушают границы своей свободы. Когда подобные карательные функции сочета­ются с собственно терапевтической работой, терапевту особенно важно и для себя самого, и для пациентов про­яснить эти две роли. Иногда эти роли настолько несов­местимы, что ситуация не может разрешиться и терапия в лучшем случае проходит в пробном, неуверенном, не­ясном стиле, а терапевт и пациент все время находятся на «испытательном сроке».

Вкратце трудность заключается в том, что терапевт при возникновении любого осложнения испытывает искуше­ние перейти со своей Взрослой профессиональной роли на Родительскую карательную роль. Даже если он сохра­няет отношение Эго Взрослый, при таких переменах он почти неизбежно воспринимается в роли Родителя. Луч­шее, что он может сделать в таком случае, это обратить­ся к Взрослым аспектам личности пациентов, а чтобы сде­лать это, нужно обладать немалым мужеством и прямо смотреть в лицо фактам. Например, офицер по условно­му освобождению, в конце концов, не только терапевт, но и информатор, и всякая попытка прикрыть это обсто­ятельство эвфемистической терминологией позволит ему лучше выглядеть в собственных глазах и в глазах руко­водства, но не во мнении тех видавших виды жестких людей, с которыми ему предстоит работать.

Даже частнопрактикующему терапевту приходится раз­решать конфликты в этой сфере. Должны ли к нему от­носиться как к кассиру и регистратору, учитывать его полицейские функции или к нему станут относиться трансакционно, как к части группового процесса?

Особый аспект структурной диаграммы приобретает значение в семейной или брачной терапии, где в дей­ствительности существуют меньшие границы в районе членства (рисунок 4). В брачный группах каждая супру­жеская пара в ситуациях стресса функционирует как осо­бая отдельная единица, так что терапевту приходится иметь дело не с восемью индивидуальными пациента­ми, а с четырьмя подгруппами. Аналогично в семейных группах родители могут функционировать как подгруп­па, действующая «единым фронтом против детей», ко­торые в свою очередь образуют подгруппу. Терапевт в подобных ситуациях должен отчетливо представлять себе, когда пациенты действуют как индивиды, — ив этом случае он имеет дело с простой группой, а когда они раз­деляются на конфликтующие или вступающие в союз подгруппы, — и в этом случае он имеет дело со слож­ной или составной группой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.