Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение методов






Хорошо подготовленный терапевт должен быть знаком со всеми четырьмя распространенными подходами и ме­нять свою методику в зависимости от обстоятельств, но в целом будет чаще придерживаться того или иного под­хода. В идеале его предпочтение будет основано на тща­тельно проанализированном личном опыте после добро­совестного, в течение двух-трех лет, изучения каждого подхода, подкрепленного прослушиванием записей, сде­ланных другими терапевтами, посещением семинаров, обменом наблюдений с дружественно и даже враждебно настроенными коллегами и чтением литературы. Позиция автора такова.

Поддерживающая терапия. Поддерживающая терапия легко становится институциональной. Это побуждает те­рапевта скрывать собственные черты характера за Роди­тельским отношением, которое обычно хорошо принимается и пациентами, и коллегами на больничных конфе­ренциях. Такая терапия обладает ограниченной ценнос­тью для пациентов, поскольку как только поддержка ис­чезает, все возвращается. Поэтому в отношении обучения терапевта и укрепления стабильности пациентов резуль­таты скорее минимальные, чем максимальные.

Пациентка, которая жаловалась на депрессию и страх социальных контактов, а также в течение двадцати лет была фригидной, но считала себя слишком недостойной, чтобы жаловаться, — в течение двух лет проходила курс индивидуальной «поддерживающей терапии» (позже она назвала это своими «еженедельными переливаниями»); в результате состояние ее улучшилась, и она иногда позво­ляла себе рисковать. Она прервала лечение, потому что переехала в другой город, и, к собственному ужасу, че­рез два месяца обнаружила, что вернулась к тому, с чего начинала. Она обратилась к другому терапевту, который ввел ее в лечебную группу. В течение нескольких недель она пыталась реконструировать ситуацию «поддержки», стараясь превратить происходящее в группе во взаимный «обмен зефиром». Группа жестко реагировала на эти ее медоточивые предложения, и однажды она сказала: «Зна­ете, я впервые чувствую, что мне на самом деле станет лучше — если я буду продолжать приходить сюда». Пос­ле долгой борьбы она начала испытывать улучшения «из­нутри». Стала такой же жесткой, как остальные, и такой же скептической по отношению к новым пациентам, ко­торые наивно пытались использовать «поддерживающие» операции, чтобы снискать расположение группы и скрыть свой архаический страх и гнев.

Групповая аналитическая терапия. Групповая аналити­ческая терапия помогает пациенту «приспособиться» к социальному окружению, и это может оказать важное вли­яние на его судьбу. Такое приспособление, однако, час­то делается за счет его собственного независимого раз­вития; но даже это может быть преимуществом, если не­зависимое развитие принимает аномальное направление. В чистой форме этот тип терапии позволяет пациенту осознать некоторые свои страхи и болезненные принуж­дения, но мало что делает для устранения симптомов и разрешения лежащих в их основе конфликтов. Опыт по­казывает, что групповая аналитическая терапия, как и поддерживающая, может проводиться годами с одними и теми же пациентами без каких-либо устойчивых перемен в их личности. Некоторые групповые терапевты-анали­тики особо отвергают всякие попытки «вскрыть глубоко запрятанные конфликты и проблемы».

Люди, для которых быть пациентом становится хобби или профессией, чтобы «принадлежать» клинике или обеспечить себе постоянное пособие по инвалидности, находят этот тип лечения предпочтительным. Оно дает им «ощущение принадлежности» к «группе». И пока терапевт продолжает говорить о «группе», а не об отдельных лич­ностях, такие пациенты могут ходить на занятия годами. Один пациент был исключен из такой группы новым те­рапевтом, потому что упрямо сопротивлялся введению более живых и энергичных подходов. А другой пациент по этому поводу заметил: «Разве не позор, что с ним так обращаются, после всего что он сделал для клиники за много лет?».

Психоаналитическая терапия. Некоторые опытные ком­петентные терапевты описывают убедительные результа­ты лечения в психотерапевтических группах или «пси­хоанализа в группах». Другие не так убедительны или их результаты кажутся основанными на чем-то другом, по­мимо «психоанализа». Однако в литературе нет никаких достаточных доказательств того, что любой тип группо­вой терапии можно приравнять к ортодоксальному пси­хоанализу, при котором пациент на протяжении двух лет, шести лет или больше встречается с терапевтом от че­тырех до шести раз еженедельно. Выше уже обсуждались некоторые причины, которые не позволяют осуществить такое сравнение. Такое сопоставление требует более строгого пересмотра психоаналитической теории, чем те, что были предприняты до настоящего времени, и поэто­му правильно, если психоанализ определяется более сво­бодно, чем позволяют ортодоксальные школы. Однако ортодоксальные терапевты использовали и групповую те­рапию и как основной вид лечения, и как дополнение к индивидуальному психоаналитическому лечению, чтобы преодолеть специальные типы сопротивления в осо­бых сферах.

Немногие аналитики старшего поколения, заинтересо­вавшиеся групповой терапией, внесли скромный вклад в ее достижения. Такие попытки полезны для преодоления неоправданного скептицизма, который испытывают мно­гие ответственные клиницисты к этой форме лечения. Частично этот скептицизм объясняется тем, что «психо­аналитическая групповая терапия» привлекает многих ра­ботников, получивших недостаточную психоаналитичес­кую подготовку — от серьезных студентов до дилетантов. В любом случае справедливо будет сказать, что примене­ние психоаналитической программы к группе — это вре­менная мера, поскольку здесь используется методика, предназначенная для индивидуального лечения.

Трансакционный анализ. Трансакционный анализ — это подход, развившийся из групповой терапии, но со свои­ми специфическими концепциями и со своей особой ме­тодикой. Он создан для получения более быстрых и бо­лее устойчивых результатов у самых разных пациентов. Прилагая одинаковые усилия, его изучить легче, чем пси­хоанализ. Начинающий способен применить его принци­пы через несколько недель подготовки, хотя потребуется несколько лет, чтобы приобрести определенный опыт, и это вряд ли возможно без руководства со стороны опыт­ного наставника.

Сравнения разных форм терапии всегда подвергаются серьезной критике. Однако невозможно обойти один принцип: только те, кто близко знаком с инструментом, способны вынести о нем свое суждение. Трансакционный аналитик, который не имеет формального образования в области психоанализа, не может о нем судить, и психо­аналитик должен проявлять такую же вежливость по от­ношению к трансакционному анализу. Среди многих су­дей эффективности различных типов группового лечения находятся и пациенты. Те, кто подвергался разным ви­дам лечения, без всяких колебаний высказывают свою уверенность в трансакционном анализе. Многие его пред­почитают и, если им приходится переехать, не хотят по­ступать в группы, где не используется трансакционный анализ. Если же использовать более объективные крите- рии, то, как уже отмечалось, уровень посещаемости в трансакционных группах по сравнению с группами дру­гих типов очень обнадеживает.

Нет никакого сомнения в том, что для успешного осуществления группового лечения необходимы сведения из области психодинамики и групповой динамики. Они создают базу, однако основная деятельность терапевта связана с тем, что в виде трансакций происходит непосредственно в группе. Существует обширная литература по психодинамике, но сведения о групповой динамике, ко­торые имеют практическое значение для терапевта, найти труднее; а к концу первой встречи терапевту уже потре­буются знания из этой области. Поэтому следующая гла­ва будет посвящена динамике психотерапевтических групп.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.