Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация участников






 

На вопрос «Что привело Вас в движение “Наши”?» опрашиваемые, как правило, отвечают не раздумывая, уверенно, с использованием сложноподчиненных предложений. Из этого мы делаем вывод, что рефлексии собственной мотивации в «Наших» уделяется большое внимание.

Перечислим основные мотивы, которые называют участники движения.

1. Самореализация.

Многие из наших собеседников выбрали в рамках движения деятельность, соответствующую их учебно-профессиональным интересам и личностным особенностям. Так, студентка архитектурного вуза занимается дизайнерской работой. Студенты из педагогического вуза работают с детьми в движении «Мишки» - своеобразном аналоге бывших студенческих педагогических отрядов. Будущий педиатр занимается социальной работой. Парень из Добровольной молодежной дружины рассчитывает, что участие в деятельности «Наших» поможет ему устроиться на работу в милицию. Для всех этих молодых людей деятельность в рамках различных направлений «Наших» - своеобразная профессиональная практика.

Особый разговор – о юношах и девушках, в будущем планирующих заняться политической и общественной работой; для них деятельность в движении также дает опыт и может стать трамплином для роста (среди «наших» старшего призыва тому есть примеры).

Особенно часто самореализацию как важнейший стимул называли лидеры движения – те, кто создает собственные проекты, занимается руководящей деятельностью (кстати, собственный проект и руководящая деятельность часто противоречат друг другу – приходится выбирать одно из двух).

2. Получение высшего образования.

Для участников движения «Наши» создан специальный вуз – Высшая школа управления (ВШУ). Еще во время создания ВШУ один из политологов писал:

«“Наши” нашли мотивационную “фишку” для своих активистов. Так они предложили своим комиссарам образование. (…) И если “Наши” смогут реализовать заявленную цель в области образования, то к ним с удовольствием потянутся провинциальные активные ребята, да и москвичи, особенно с рабочих окраин»[15][15].

По объективной оценке одного из преподавателей ВШУ, уровень преподавания здесь достаточно высок, соответствует вузовским стандартам; на вопрос об идеологизированности обучения тот же преподаватель ответил: «Есть учебные программы, но Вы же понимаете, что опытный преподаватель всегда сможет давать информацию так, как он хочет».

Опрашивая участников движения из разных городов, мы выяснили, что учеба в ВШУ является для них одним из важнейших стимулов участия в движении. Предполагалось, что окончившие ВШУ получат диплом о полноценном высшем образовании. Ценность высшего образования в обществе остается высокой, поэтому возможность бесплатно получить второе высшее (как правило, слушатели ВШУ уже учатся в «официальных» вузах) весьма ценится, особенно молодежью из провинции.

По данным на конец 2008 года ВШУ так и не получил государственную аккредитацию. Сейчас это организация, предлагающая корпоративные образовательные программы организациям и частным лицам[16][16].

3. Общение. Характерным высказыванием является следующее:

«Если вы подойдете и спросите ребят, что им нравится в движении, вам здесь 80% ответят “общение”» [Д.С.].

Некоторые в движении находят круг единомышленников:

«Я, например, человек, очень любящий политику. Со мной мало кто может разговаривать из моих сверстников. А вот в движении я могу абсолютно со всеми поговорить, потому что люди целенаправленно настроены. Мне это нравится, это мой круг общения» [Д.С.].

4. Патриотизм. Иногда информанты называли этот пункт первым.

Патриотизм, как одна из базовых человеческих ценностей, в течение последних лет тесно связан с идеей усиления государственности и выхода из кризиса. Длительный упадок 1990-х годов сменился периодом относительной стабилизации и устойчивого развития, что привело к возникновению в обществе определенной эйфории и надежд. На данную тенденцию накладывается и идеологическая концепция «Наших».

Закрепленная в Манифесте концепция позволяет реализовать патриотизм каждого участника на более высоком уровне – как лично ответственного за судьбу России:

«Движение дает ценности. Россия может оказаться лидером 21 века. Кто ее может сделать лидером 21 века? Да только ты! Это твоя задача!» [Д.С.].

Представляется наивной точка зрения, что любая общественная деятельность, в том числе деятельность в молодежных организациях, может осуществляться только ради денег или других социальных благ[17][17]. Несмотря на коммерциализацию общества, никуда не делись (и, видимо, никогда никуда не денутся) альтруистические формы поведения, предполагающие нематериальные формы вознаграждения: моральное удовлетворение, ощущение романтики, азартность, эстетическое наслаждение и т.д.

Необходимо не забывать, что участники движения находятся в возрасте, связанном с особой остротой эмоциональных переживании. Помимо прочего, это предполагает и остроту разочарований.

«…был у нас в свое время такой проект “Цель жизни”. Вот я - победитель этого проекта. Написал мне собственоручно на Селигере Нечаев грамоту, о том что девочка - большой молодец. Потом я Николе аж целый том и проектов и эссе написала. А закончилось все тем, что Вася поувольнял всех, проект закрыли, людей кинули, Движение потеряло огромную целевую аудиторию. У меня есть и проект и эссе, но в придачу к ним есть много сомнений, не будет ли все на этот раз точно также»[18][18].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.