Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли маскировать ложь?






Ложь, обман и другие человеческие пороки существуют на протяжении всего времени существования человечества, и конечно же люди научились маскировать свои истинные намерения, прибегая к неправде. Однако современное развитие науки позволяет изучать самые сложные психические особенности человека и поэтому появляются возможности дезавуировать неправду. Еще раз обратим Ваше внимание на то, что проблема с маскировкой лжи заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и во многом независимо от наших пожеланий.

В этом автоматизме есть и плюсы и минусы. Положительно то, что при фиксации и понимании основных эмоциональных проявлений нам не нужно отвлекаться от смысловой нити беседы. Отрицательно то, что физиологические проявления, соответственно связанные с эмоциями, не контролируемы и выдают нашу не искренность. И надо признать, видимо это все же благо, что мы замечаем когда люди лгут, независимо от их воли и того, на сколько убедительно они это преподносят. Многие эмоциональные переживания сопровождаются несколькими безусловными реакциями организма: учащается пульс, активизируется потоотделение, повышается кровяное давление, изменяется размер зрачков, изменяется частота сердечных сокращений, и как скрывать эти процессы не ясно. Некоторые профессии, непосредственно связанные с необходимостью сокрытия истины, например, политики, актеры, адвокаты, коммерсанты стимулируют людей вынуждено и часто даже не осознанно тренировать свои телодвижения, мимику, жесты умения контролировать интонации голоса. Их такие специфичные, «профессиональные» навыки могут быть до такой степени развиты, что их трудно заметить.

Можно тренировать контроль и управление невербальными проявлениями двумя способами:

1. Отработкой тех жестов, мимики, которые придают правдоподобность сказанному, но это возможно лишь в том случае, если целенаправленно практиковаться во лжи в течение длительного времени.

2. Научиться максимально избегать, устранять жестикуляцию, мимику и интонации в голосе.

Другие маскируют, прячут свои истинные эмоциональные проявления гримасами и эпатирующими действиями, примером может служить стиль ведения диалога В.В. Жириновским. Он часто прибегает к таким приемам, которые отвлекают внимание и от него как собеседника, от темы диалога, и даже от его истинного отношения к заданному вопросу. Мы и сейчас не вспомним тему самой дискуссии Жириновского с Немцовым, но выплеснутый в лицо оппонента стакан воды помнит каждый, кто смотрел эту телепередачу. Вы не сможете вспомнить различий в мимике Жириновского, когда он смеется или гневается, и в то же время при яркой внешности он скуп на жесты и мимические проявления.

Очевидно и то, что помогает защитить говорящего неправду ограниченность обзора, когда есть возможность спрятаться за трибуну или сидя за столом оставить видимой лишь верхнюю часть тела.

Именно это одна из причин, по которой допрашиваемого подозреваемого усаживают на стул в центре помещения, а не за стол, так, чтобы он был хорошо виден. Характерно еще и то, что допрашиваемый человек, сидящий в центре комнаты, а не за столом, чувствует себя «беззащитным». Ему гораздо сложней прятать позы и жесты, способные выдать скрываемую правду. По этим причинам легче всего лгать по телефону!

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он думает на самом деле. Чтобы понять его внутреннее состояние, быстро оценить реакцию на Ваши слова, нужно владеть невербальным языком: уметь читать жесты, позы, мимику. Владение невербальной культурой общения также помогает производить нужное впечатление на собеседника и в полной мере владеть ситуацией.

В большинстве случаев в процессе общения люди концентрируют внимание на лице партнера, собеседника. И это оправдано, мимика ярко отражает состояние человека, но она и тщательнее всего контролируется. Более открытые сигналы посылают глаза.

Вот несколько интересных фактов, о которых Вы, возможно, никогда не задумывались:

· обычный, стандартный взгляд длится около 10 секунд, более же продолжительные взгляды могут означать вызов собеседнику, агрессию или стремление его смутить, но, вполне возможно, что Ваш неопытный собеседник изучает, разглядывает Вас. Мы чаще смотрим на тех, к кому хорошо относимся, кем интересуемся и кого уважаем;

· когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются, а когда он сердится или расстроен – сужаются (и это уже физиология, и этого не скрыть);

· говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий, но за секунду до окончания фразы поднимает глаза. Используйте эту особенность для ненавязчивого изучения собеседника;

· прищуренный взгляд отражает напряженное внимание;

· закрывают глаза во время разговора обычно для тщательного обдумывания или таким образом выражают согласие, понимание или чрезмерное раздражение;

· если отвечая на вопрос Ваш собеседник поднимает взгляд влево и вверх и задумывается – это верный признак, что он собирается соврать (исключение – собеседник левша). Если же поднимает взгляд вправо и вверх, то значит пытается вспомнить;

· люди, уважающие друг друга и настроенные на сотрудничество, протягивают руки для рукопожатия прямо, их рукопожатие сильное, уверенное и в то же время гибкое, приспосабливающееся к партнеру;

· когда человек стремится «держать дистанцию», он предлагает для рукопожатия только кончики пальцев;

· спокойного, уверенного человека отличают расправленные, ровные плечи, свободно поднятая голова;

· участник разговора, заинтересованный в теме происходящего, обычно сидит на краю стула, подавшись вперед и немного наклонив голову в сторону. В этом случае существуют определенные тонкости: если Вы хотите избежать напряженности собеседника, посадите его в мягкое кресло, в котором ему будет трудно принять напряженную позу (твердая спина, зажатые плечи);

· в том случае, если человек говорит правду, его поза обычно бывает прямой, естественной, непринужденной, без особых изгибов;

· открытые ладони, повернутые навстречу собеседнику, или расстегнутый пиджак свидетельствуют об открытости;

· люди стремятся скрыть ложь, покашливая (естественно это не относится к тем случаям, когда Ваш собеседник болен);

· говорящий потирает веки, симулируя усталость глаз – он хочет избежать прямого взгляда своего собеседника (женщины в таких случаях чаще потирают пальцами под глазами, пытаясь смахнуть несуществующую соринку);

· скрещенные линии рук, ног, пальцев – признак напряжения и недоверия;

· если человек потирает губы, и при этом пристально смотрит в сторону во время Вашего монолога, значит он чувствует в Ваших словах ложь, либо очень хочет найти ее во что бы то ни стало даже при условии, что каждое произнесенное Вами слово – чистая правда;

· сжатые пальцы, кулаки, скулы собеседника означают, что его недовольство перешло в активную фазу, он сдерживается от проявлений агрессии. Лучше в этом случае сменить тему разговора, дать ему остыть. Наблюдайте за мимикой;

· когда в ходе переговоров Ваши партнеры прекращают потирать подбородок, или пощипывают пальцами переносицу, это означает, что они уже приняли решение;

· если же собеседник, слушая Вас, поглаживает ладонью боковую часть шеи, он сомневается, а если опирается подбородком на ладонь, вытянув указательный палец вдоль щеки, – скептически относится к Вашим словам;

Запомнив эти проявления, Вы точнее сможете распознавать истинные намерения и цели окружающих. Показательна и та дистанция, которую держат собеседники. Оптимальным считается расстояние между беседующими от 1 до 3 метров. Если собеседники беседуют стоя, то максимальное расстояние уменьшается до 2 метров.

Преднамеренное уменьшение расстояния будет воспринято, как желание оказать давление, что в свою очередь вызовет тревогу и дискомфорт. Слишком большая дистанция сделает общение более отстраненным, пассивным. Если собеседники расположены под углом 90 градусов, то они в состоянии думать и действовать независимо. Фронтальное расположение напротив друг друга предполагает противоборство, соперничество. Рядом предпочитают сидеть люди обсуждающие и вырабатывающие общие решения, сидящие напротив как правило противопоставляют собственные мнения, в меньшей степени проявляя интерес к мыслям собеседника. Если же собеседник стремится сесть наискосок, то можно с определенной достоверностью предположить, что он настроен враждебно.

Именно для того чтобы исключить вероятность таких неблагоприятных влияний этих известных факторов на ход переговоров, используют круглые столы.

Характерными проявлениями отношения к собеседнику можно считать и поворот тела, и положение стопы говорящего. Замечено, что мы склонны поворачиваться лицом к тому индивиду, к которому испытываем интерес и симпатию. Если кто-либо из участников беседы теряет к ней интерес и готов уйти, он часто разворачивается в направлении ближайшего выхода или посматривает на часы. Таких наблюдений достаточно много и они присущи подавляющему большинству людей, что делает их эффективным «инструментом» в понимании собеседника.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.