Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мимика и жесты






В общей совокупностей способов передачи информации мимика и жесты наиболее бесспорны для понимания человеком. Физиологические проявления эмоций также вызывают гораздо меньше сомнений, чем обычная речь. Этому можно найти объяснения в истории эволюционного развития человека. На ранних ступенях развития человека для него наибольшей информативностью были, к примеру, запахи, предупреждавшие об опасности, близости добычи, они помогали распознавать даже намерения соплеменников. Далее человек учится сопровождать свои эмоции жестами и мимикой, и даже при отсутствии речи общение было достаточно точным и понятным, что позволяло, например, коллективно охотиться и отбивать набеги других племен.

Такие навыки и умения сохранились в психике современного человека, они настолько естественны, что не требуют анализа и воспринимаются нами на уровне подсознания. Речь, как способ общения более условна, она построена на символах и условностях, которые воспринимаются разными людьми по-разному, что вносит изначально некоторые неточности. Именно по этим причинам совокупное восприятие всего комплекса эмоциональных проявлений обеспечивает нам наибольшую точность понимания.

Наблюдая собеседника, мы замечаем и сопоставляем тончайшие выражения лица, смену поз и интонаций. Но если Вы понаблюдаете за собственным поведением или за поведением собеседника, то несомненно, обнаружите, что Ваш взгляд концентрируется на изучении мимики собеседника более 10 секунд. Этого времени достаточно, чтоб убедиться в отсутствии агрессии, определить на сколько знаком Вам этот человек. Беседуя с кем-либо, наш взгляд инстинктивно, периодически возвращается к выражению лица собеседника лишь для контроля реакций на Вашу речь. Обратите внимание на то, что взгляды искоса или украдкой заставляют собеседника внутренне напрягаться в поисках истинных причин такого Вашего поведения. Такое действие оказывают так называемые «жесты паразиты»: потирание носа, затылка, подбородка, частое поправление очков и т. д., все это раздражают собеседника, потому что его подсознание ищет смыслового соответствия таких действий с общим настроением беседы. Также обстоят дела и с «дежурной улыбкой», когда она не искренна или не соответствует общему смыслу диалога, то воспринимается как насмешка или прямое оскорбление. Не забывайте о таких особенностях человеческого восприятия, и Вы добьетесь наилучшего к себе отношения.

Согласитесь, невозможно выглядеть уверенным, привлекательным профи, если в душе Вы стеснительны и не уверенны! Нужно всегда помнить, что только совокупное соответствие всех проявлений (жесты, мимика, интонации речи, поза, физиологические проявления) может убедить нас и окружающих в достоверности передаваемой информации.

Существенную роль в достижении достоверности, играет сила мотивации, требующая во что бы то ни стало добиваться цели. Поверьте в себя, и окружающие не посмеют в Вас усомниться!

Искусство ведения переговоров, диспутов, обсуждений основывается на Вашей коммуникативной компетенции.

Уметь эффективно проводить переговоры должен абсолютно каждый и тем более руководитель или лидер. Вы постоянно ведете переговоры – дома, на работе, в магазине... В любой ситуации, когда Вы пытаетесь устранить противоречия, сгладить различия, разрешить конфликт, установить или развить отношения, Вы вступаете в переговоры.

Владея искусством эффективного общения, Вы сможете значительно улучшить результаты своего влияния на окружающих.

Чтобы быть хорошим лидером, сначала нужно научиться управлять собой. Только умелое владение своими эмоциональными проявлениями позволит Вам вести за собой других. Любые переговоры, в конечном счете – это диалог. Каждый участник диалога преследует свои определенные цели. И такие цели могут быть как явными, открытыми, так и косвенными, скрываемыми. Не вызывает сомнений то, что эмоциональная компетенция приобретает важнейшее значение для дезавуирования и понимания таких целей. Правильная «расшифровка» эмоциональных проявлений собеседника повышает точность и полноту понимания Вашего оппонента.

Итак, еще раз обратим внимание на то, что диалог это разговор как минимум двух участников. Такой разговор требует, чтобы все участники следовали его теме, что в свою очередь подразумевает – все участники следуют за общим смыслом переговоров. Предположим, что каждый старается контролировать собственные эмоции, маскируя свои истинные намерения. Ему необходимо контролировать еще и эмоциональные проявления остальных участников переговоров! Согласитесь, задача не совсем простая! Во многом может помочь тренированность. Но есть и некоторые правила, следуя которым Вы облегчите свои задачи. Если Вас в большей степени интересуют цели, поставленные в диалоге собеседником, то отдайте ему инициативу, пусть больше говорит он. Сами же больше слушайте, стараясь проявлять интерес и внимание, больше молчите и делайте не обоснованно продолжительные паузы. Это позволит Вам сосредоточиться на его скрытых эмоциональных проявлениях. Собеседник обязательно неоднократно повторит то, что считает главным в своем монологе, тем самым облегчит Вашу задачу. И все же надежней прибегать к помощи «помощника», «оруженосца», «секретаря», того, кому Вы сможете делегировать часть наблюдений. Конечно, лишь в том случае если Вы уверены, что такой помощник справится и что ему можно доверить такие наблюдения.

Принцип – «Дзю-До»

Практика общения личности и коллектива иной раз преподносит неожиданности, которые способны поставить в тупик самого многоопытного специалиста в области практической психологии. Коллектив или любая другая социальная группа испытывает на себе множественные влияния совершенно разного характера. Такой сложный «механизм», как коллектив или группа, состоящий из отдельных личностей не всегда адекватен тем воздействиям, которым подвергается. Такими влияющими факторами могут быть отношения в семьях, какие-то экстремальные события как сокращение штатов или задержка зарплаты. К примеру, руководство крупного предприятия объявило о масштабном сокращении рабочих! В результате чего во вверенном Вам коллективе возникли протестные настроения. Эмоциональный фон в таких ситуациях резко отрицательный, коллектив удерживается лишь общим раздражением, внутри же каждый озабочен собственной судьбой. В этой неощутимой разрозненности заключена слабость такой группы. Но как действовать в таких обострившихся условиях, чтобы не потерять завоеванных позиций лидера или руководителя? Понятно, что советов тут дать не возможно, потому что в каждой конкретной ситуации действия могут в значительной степени отличаться.

Важно знать, какой по составу коллектив, какое количество в нем женщин. Люди какого темперамента преобладают в этом коллективе. Есть ли в этом коллективе эмоциональный лидер или такая привилегия только в Ваших руках. Средний возраст в коллективе и т. д. Конечно же, необходимо и важно в точности понимать причину протестных настроений. Но все же есть прием, который применим в подавляющем большинстве острых и сложных ситуаций, даже если не было возможности достаточно изучить побудительные причины. Мы назовем его принцип «Дзю-До».

В вольном переводе с японского языка, это следует понимать так – «Поддаться, чтобы победить». В нашей ситуации победить – значит овладеть ситуацией и добиться управляемости коллективом. В зависимости от того, с какой стороны Вы стали участником таких настроений, предлагаем Вам два варианта возможного развития ситуации.

1. Вы – руководитель этого коллектива, но не являетесь эмоциональным лидером.

Понятно, что коллектив будет ассоциировать Вас как сторонника интересов владельца предприятия. Вам вероятно известны мотивы таких действий владельца. Перед Вами возникает дилемма – как овладеть ситуацией, чтобы не растерять некоторое доверие коллектива и не разочаровать высшее начальство. Нужно выигрывать практически в «патовой» ситуации. Резкие, эмоционально окрашенные действия приведут лишь к излишней накаленности обстановки, и у Вас нет готовых решений. Вам нужно время! Значит нужно неподдельно искренне пытаться разговаривать с каждым, или разбив коллектив на меньшие группы пытаться сочувственно понять надвигающиеся личные трагедии. Этим Вы как бы покажете свою озабоченность судьбами каждого члена коллектива. Эти беседы в спокойной обстановке вероятно подскажут Вам, как действовать далее. И что самое важное – Вы, во-первых, сможете снять некоторое напряжение, т. к. выговорившийся человек несколько успокаивается, во-вторых, каждый сможет оценить Ваше участие в его проблемах, и, в-третьих, Вы сможете принимать осознанное решение в спокойной обстановке.

2. Вы – эмоциональный лидер этого коллектива и руководите им.

Такое положение имеет свои минусы и плюсы. Когда коллектив при кажущейся общей для всех цели все же разобщен личными проблемами, ответственность эмоционального лидера снижается. И это плюс! А вот Ваша принадлежность к управленческому аппарату становится серьезным минусом. Как же действовать с этой позиции в схожей ситуации? Вам и тут важно выиграть время, «сгладить» раздраженный эмоциональный фон и при этом, умудриться, не потерять доверие коллектива и подтвердить перед высшим начальством свою компетентность. И снова принцип «Дзю-До»! Не поддаваясь общей отрицательной энергетике нужно искренне и сочувственно, разговаривая внимательно и с заинтересованностью, терпеливо выслушивать каждого! Необходимы подбадривающие, но ничего не обещающие фразы, что-то вроде этой – «Не расстраивайся, обязательно что-то придумается!». Только от Вашей искренности, сочувствия, внимания и терпения зависит успех Ваших увещеваний. В результате – Вы не проиграли, не сдали ни одной позиции! Оставшиеся работать будут помнить Ваше участие в их проблемах. Руководство удовлетворится тем, что обошлось без обострений! Уволенные же не станут держать на Вас зла, просто из неосознанной благодарности за сочувствие и потому что «холодная» рассудительность убедит их в том, что если Вы и участвовали в принятии решения об их увольнении, то уж никак не из личностных отношений, а потому что зависели от «прихоти» высшего руководства.

Хочу предостеречь Вас, запомните – искренность и достоверность! Иначе все, чего Вы добьетесь, – так это недоверие и разочарованность коллектива.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.