Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа социального педагога с инвалидами






 

Работа социального педагога с инвалидами чаще сводится к их обучению. Обучение

инвалидов ведется по специальным образовательным или общим образовательным

программам. Эти программы предназначены для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограниченными возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. В начале 90-х гг. в России действовало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучались 21 профессии, основными из которых являлись портной (39, 1%). бухгалтер (17, 9%), механик (13, 4%)% обувщик (4, 7%), часовщик (3, 7%). Согласно психологической классификации Е.А.Климова, эти профессии принадлежат к типам «человек—знаковая система» и «человек—техника».

Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек—человек». Серьезную проблему представляет комплектование учебных заведений для инвалидов. До начала 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие различными формами патологии — сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушениями о пор но-двигательного аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности старшей возрастной группы, представители которой чаще всего нуждаются не в обучении, а в переобучении.

Специфика различных нарушений требует и соответствующих программ, и специализированных учебных заведений. Совершенствование дифференцированной системы обучения инвалидов может осуществляться за счет реализации принципов: учет структуры нарушений психической и интеллектуальной деятельности; опора на сохраненные психические и физические функции; использование прошлого профессионального опыта инвалидов. В 1991 г. на очных отделениях 136 вузов насчитывалось 648 студентов-инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: Институт искусств, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы1.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера в отношении больного взрослого, направленные на то, чтобы он овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Очень важно выработать у взрослого психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. В отношении взрослых инвалидов осуществляются мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места к функциональным возможностям организма больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, которая основана на тонизирующем и активирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, работа поднимает жизненный тонус. В результате долго текущего заболевания у человека снижаются энергетические возможности не только вследствие болезни как таковой, но и вследствие бездеятельности. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека.

Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, особенно при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. В годы Великой Отечественной войны трудовая терапия широко применялась во фронтовых и тыловых госпиталях, что способствовало быстрому возвращению в строй значительного числа раненых.

Особое значение трудовая терапия приобрела в лечении психических заболеваний, при которых часто и надолго изолируют заболевшего от общества и близких. Такие симптомы душевного расстройства, как эмоциональные нарушения, галлюцинации, различные формы бреда, затрудняют человеческие отношения — поддержание прежних и установление новых контактов. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, отвлекая от болезненных переживаний.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов посредством совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована психиатрами. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести достаточную квалификацию.

Уникальный в мировой практике эксперимент по реабилитации группы слепоглухих был проведен в Советской России. Он посвящен всестороннему (трудовому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому и физическому) развитию человека в условиях полного отсутствия и зрения, и слуха.

Как показывает практика, одним из наиболее важных и в тоже время проблемных вопросов в жизни людей является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного выбора профессии. Часто затруднения человека в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах. Здесь особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих способностей, их профессиональной значимости. Важна информация о профессиях, в которых качества данного человека могут обеспечить успешность деятельности.

 

Вопросы и задания

 

1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Англии.

2. Опыт социальной защиты детей в США.

3. Особенности работа со взрослыми в европейских странах.

4. Работа с родителями.

 

Литература к лекции

 

1. Джил Горелл Борис. Социальная работа с семьями в Англии. — М., 1993.

2. Чорбинский СИ. Социальная работа и социальная программа в США.- М., 1992.

3. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1996.

4. Веришовский С.Г. Общее образование взрослых стимулы и мотивы. —М, 1987.

5. Дыскин А.А., Решетов A.JJ. Здоровье и труд в пожилом возрасте. —-М, 1988.

6. Настольная книга специалиста социальная работа с инвалидами/Холостова Е.И. и др. — М., 1996.

7. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М, 1997.

8. Санин М.Я., Лыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. —М., 1984.

9. Сироткин С.А. В мире слепо-глухих//Вопросы философии. —1975. - Nb б.

10. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И.Холостовой- - М, 1997.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3-х т./Пер. с англ. — М., 1994.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.