Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура социально-педагогического комплекса.






 

В последние годы создание социально-педагогического комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.

Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение.

Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в школе № 59 г. Ярославля. Эксперимент необычен, интересен, и, конечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого педагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, многое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом эксперименте пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова2. Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600—1800 учеников, 50—60 классов. Школа работает в две смены, оборудовано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастический залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический.

Педагогический коллектив — 170 специалистов и 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора3.

Изучение семей дало возможность представить, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания.

Была поставлена задача — превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в получении образования (без сегрегации или селекции). Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком и, главное, объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона.

 

При таких задачах изменялось основное направление работы школы:

— содержание образования становилось социальным заказомродителей и детей;

— созданная система воспитательной работы должна была осуществляться вместе с родителями;

— в школе создавалась социально-педагогическая служба.

При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было

выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференцированного обучения:

— музыкально-эстетическое;

— изобразительного искусства;

— прикладного творчества;

— языковой культуры;

— нравственной культуры;

— экологии;

— волеологии;

— математической культуры.

Для каждого отделения был разработан свой учебный план — с I по XI классы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения1.

Отделения комплектовались при поступлении в школу, а, также при переходе в V, VIII и X классы.

Разработанные экспериментальные учебные планы предусматривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности ребенка, отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике2.

Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

— территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;

— внутришкольная служба социальной, заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей-групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);

— психологическая служба (3 психолога и логопед);

— медицинская служба (врач, медсестра)1.

Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации «Семья», «Трудный подросток», «Здоровье» и т.д.

Внеучебиая внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители2.

Так, в экологический центр входят: школьное лесничество «Сосенка», несколько лекториев для разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб «Экология и культура». Только в работе лесничества участвует от 100 до 600 ребят. В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители. В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, я родители. Организационно эта программа осуществляется в «годовом цикле общешкольных творческих дел». Это циклы «Истина», «Красота», «Интеллект», «Добро».

Так, цикл «Красота» объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию посредством занятий со специалистами. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, ребята, родители, выпускники школы3.

В разработанной программе социальной работы в школе предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие главных качеств личности. Это просвещение ребенка в области эстетической и этической культуры, обязательное участие в труде, в разнообразной трудовой деятельности и, главное, объединение в единый педагогический процесс воспитания личности в коллективе и ее самовоспитание. Эффективным в этой работе, точнее, в этом опыте является метод педагогической диагностики, процесс фиксирования степени, уровня воспитанности ребенка на каждом этапе его развития.

Некоторое время назад многолетний эксперимент педагогической диагаостики был проведен в нескольких школах Красноярска. Публикация проф. М.И.Шиловой об этом опыте была встречена в штыки. Критиковали за несовместимость определения уровня воспитанности по уровню «коммунистической нравственности» и уровню простейших навыков ребенка в быту1. Двадцатилетний опыт школ Красноярска был невостребован. Любопытнейшие же разработки определения уровня воспитанности ребенка, отсюда — составление воспитательных планов с группой детей, с классом представляют интерес для социального педагога.

Несомненно, опыт организации социальной работы педагогического коллектива школы № 59 г. Ярославля дал положительные результаты.

План социальной работы школы стал связующим звеном между всеми, кто причастен к воспитанию ребенка. Положительно то, что в составлении плана принимали участие ученики и родительский актив, педагогический коллектив, совет школы и общественность.

Важно то, что главной задачей плана было дойти до каждого ребенка, объединив силы педагогического коллектива, родителей, общественности в социальной работе; направить эти силы на развитие задатков и способностей ребенка, подготовку его к жизни, а главное, на самовоспитание и самообразование.

Этот опыт демонстрирует действительное взаимодействие школы, семьи с органами правопорядка и социальной защиты, с предприятиями и детскими садами.

В учебно-воспитательный комплекс микрорайона «Марьина роща» г. Москвы входят 2 школы, 2 детских сада; в штате — 32 социальных педагога (за счет ставок воспитателей групп продленного дня плюс доплат из бюджета). Ввести ставки социального педагога в школе позволяет статья 55 Закона «Об образовании».

Кроме организованного отдыха здесь важное место занимает полезный труд: автоперевозки, ремонт автомашин, резьба по дереву, сборка компьютеров, организация службы социального страхования2.

Интересный опыт работы накоплен в социально-педагогическом комплексе школы N° 26 г. Ставрополя1. Кроме школьных секций здесь существуют кружки, созданные родителями у себя дома («Макраме», «Вязания», «Вышивок», «Умелые руки»). Родители занимаются английским языком с пятью отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе 43 кружка, созданные учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Состояние развития отдельных учеников обсуждается на педагогических советах, где о результатах наблюдений докладывают психолог и логопед.

В ряде школ и гимназии существует практика подготовки социальных педагогов1. Учащихся знакомят с профессией социального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе.

 

Вопросы студентам

 

1. Социальные задачи школы в современных условиях.

2. Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне.

3. Работа социального педагога в школе и микрорайоне.

4. Опыт социально-педагогического комплекса и школы № 59 г. Ярославля.

 

Литература к лекции

 

1. Ерзуиов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986.

2. Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми//Воспитание школьника. 1994. №2.

3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М, 1990.

4. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.

5 Проблемы эстетического воспитания подростков. — М., 1994. 6. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М, 1996.

7 Вульфов Б 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. 1992. № 5, 6.

8 Гуров В Я Опыт организации социально-пелагогической рлботы//Педагогика. 1993. N° 3.

9. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. — М., 1996.

10 Маанди И. Школа моей мечты//Народное образование. 1995 J\° 5, 6.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.