Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейный детский дом






 

Опыт детских домов по 100—150 детей и школ- интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах. Воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей. В лучшем случае он знает детей, организовывает жизнь коллектива группы, но заниматься с каждым ребенком в отдельности не может. Такие учебно-воспитательные учреждения не справляются со своей основной задачей.

Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав.

Приемные родители подписывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты труда, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.

Поддерживаются связи с биологическими родителями, чтобы после реабилитации вернуть ребенка в родную семью. Биологические родители предупреждаются, что после их излечения (от наркомании, алкоголизма и трудоустройства) ребенка вернут в семью.

Эти дети чаще страдают от недоедания, насилия, отсутствия ухода, болезней и т.д. Ребят физически закаливают и укрепляют, им оказывается медицинская и психологическая помощь. С ними занимаются.

При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую семью. Социальный педагог помогает семье войти в контакт с другим подобными семьями.

В таких домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются всеми льготами воспитанников детских домов.

Существует несколько видов таких семейных домов. Так, в семейных городках в 10-12 домах живут в каждом доме по одной-две семьи. Приемные дети живут вместе с детьми воспитателей одной семьей. В городке находятся администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где проводятся культурные мероприятия, школа и детский сад.

Семейный детский дом в городе создается в блоке жилой постройки. На воспитание принимается не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия1.

В последние годы произошли изменения в комплектовании детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Разрешается создавать разновозрастные группы с числом детей не более 8 человек, в одновозрастной группе — 5—10 человек.

В современных условиях выполнить это трудно, хотя опыт уже есть. Это «Детская деревня SOS» в Томилино Московской области. Детская деревня в Томилино живет уже второй год. Посещающие деревню отмечают, что дети здоровые и веселые, живут в прекрасных условиях, хотя поступали с хроническими заболеваниями, нарушенной психикой, задержкой умственного развития, избитые, запуганные. Воспитатели — «мамы» приводят ребят в нормальное, состояние, они выполняют все, что делает в большой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. «Мамы» в Томилино имеют высшее образование и с душой принимают большую семью.

В деревне 56 ребят, 11 домов — 11 семей, по 8 ребят в каждой семье. Один взрослый на 3—4-х ребят. По статистике число устроенных в такие семьи современных беспризорных это «капля в море», но по содержанию — большое перспективное дело.

Землю для деревни выделил безвозмездно Комитет образования Москвы, деньги на строительство поступили от благотворительных организаций, от частных лиц России и зарубежья, от известного политика ФРГ Габриеллы Биттендорф.

Подобная деревня после войны была создана в Австрии Гмай-нером. Это уже история.

Следует рассмотреть такую форму помощи детям, как создание временных приютов. Первый современный социальный приют был открыт в Санкт-Петербурге. Это «Дом милосердия». Главным принципом в воспитательной работе педагогов этого приюта является привлечение детей к труду.

Учитывая, что поступающие дети не приучены трудиться, воспитание трудом не самый легкий путь, избранный педагогическим коллективом.

Приют — это не убежище от невзгод, здесь приучают ребенка к труду. Ребят постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производительный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной. Время в приюте ограничено. Здесь перед социальным педагогом стоит задача: вовлечь в труд, приобщить к учебе и погасить конфликт с семьей.

В Санкт-Петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется создание домашних групп. Повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли в попечительские семьи, В приюте существует положение о домашней группе. В городской газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к себе» даются объявления о таких детях с фотографией. Взявшие ребенка зачисляются в штат приюта (! /5 ставки за одного ребенка) плюс плата за одежду и питание. Дети уходят в семьи с огромным желанием, не прерывают связи с приютом, бывают на праздниках. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, подбирают обои, мастерят абажуры, шьют занавески. Все виды обслуживания в столовой, в прачечной:, уборку двора, мытье лестниц, ремонтные работы оцениваются в баллах и фиксируются в «Трудовой книжке» в форме заработка. Заработанные деньги воспитанника хранятся в банке1.

В Санкт-Петербурге действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором 30 ребят находят ночлег, питание, заботу. Они могут находиться в приюте временно.

В христианский девичий пансион «Энфимия» с приютом «Маленькая мама» приходят несовершеннолетние мамы. В приюте 5 мам, для них созданы пошивочные мастерская, художественная студии, медицинские курсы, курсы домоводства и парикмахер-ного дела. Для мам оборудованы отдельные комнаты, а также игровые комнаты для малышей2.

В Москве создано несколько приютов, несколько реабилитационных центров, фондов, ассоциаций, задача которых — социальная реабилитация детей и подростков. Открыты различные консультационные центры, а также приюты для подростков, которым нужна защита и помощь на непродолжительное время3.

В Петрозаводске приют создан на одной территории с приемником-распределителем, В приемнике дети могут находиться до 15 суток, в приюте организована забота об их здоровье, предоставляется кров, питание, отдых. Воспитанники имеют право свободного прихода и выхода из приюта, получают консультации, им выделяют денежное пособие на билеты для проезда домой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.