Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В школу — с шести лет






(отрывок)

 

Что такое детство

Понятие «детство» в периодических и психологических словарях не находит своего определения. Это по меньшей мере странно, так как без четкого представления о его содержании нельзя уяснить основные положения детской, возрастной и педагогической психологии, а также многие действия и поведение ребенка.

Детство есть определенный период первоначальной жизни человека. Однако чем этот возраст отличается от последующих? В обыденном понимании слово «детство» связывается с беспечной жизнью маленького человека: если ребенок ни о чем не думает, кроме удовлетворения своих потребностей, и если ему ничего другого не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий, значит он находится в состоянии детства.

Детство, разумеется, нельзя мыслить без возраста, и ребенок, конечно, нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить себе, в чем должна проявляться наша забота по отношению к малышам, от кого их нужно защищать и оберегать. Будет ли хорошо, если исходя из мысли, что детство — «райский» период беспечности и удовольствий, мы будем противостоять любым переменам, которые выведут ребенка из этого состояния и заставят иначе взглянуть на дей-

ствительность? Пойдет ли на пользу ребенку, если с помощью искусственно созданных условий мы возможно дольше задержим его в этом «райском» мире? Конечно же, этим мы только повредим ребенку, и это будет уже не защита детства, а искажение его сути.

.Все эти рассуждения требуют конкретизации.

Во-первых, детство не есть период беспечной и «райской» жизни. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что у детей нет забот и что они только играют и веселятся. Такое представление неверно. В жизни детей, как и в жизни взрослых, много проблем сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми.

.Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

Во-вторых, настоящее детство — это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Во многих играх мы наблюдаем, как дети берут на себя роль мамы, папы, врача, строителя, учителя, солдата, продавца и т.д. Трудно найти случай, чтобы ребенок взял на себя роль того, кто младше его.

.Суть детской жизни, суть детства, таким образом, не что иное, как стремление поскорее стать взрослым.

Если подойти к детству с этой точки зрения, следует иначе осмыслить нашу позицию по отношению к детям. В общении с ними нам, по всей вероятности, следует идти навстречу их потребности взрослеть. Вовсе не обязательно постоянно напоминать ребенку, что он еще маленький, выказывать снисходительность, жалость, чрезмерно опекать его. Наша забота о ребенке будет иметь педагогический смысл в том случае, если он в общении с нами почувствует, что мы относимся к нему не как маленькому: доверяем, поручаем важные дела, считаемся с ним, таким образом делаем процесс взросления ощутимым для него.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути. Только так можно дать им настоящее детство. Мы же радеем прежде всего о том, чтобы предоставить ребенку как можно больше развлечений, игрушек и уберечь от всякого труда, даже по самообслуживанию.

.Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя в жизни, в приближении к своему будущему. Вот почему дети совершают поступки, в которых утверждают свою самостоятельность, играют в игры и берут игрушки, которые вводят их в мир взрослых.

Это неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремленная в будущее и есть настоящее детство наших детей. Желание десятилетних детей 80-х гг. пойти в школу, чтобы больше увидеть, узнать, научиться чтению, письму, счету, обрести новых друзей — есть одно из доказательств того, что детство — это взросление, суть которого потребность в более содержательной, интересной, умной, самостоятельной жизни.

Об источнике конфликтов в воспитании

Конфликтное состояниемежду ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так редко. Оно бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает скрыто и длится долго или сразу гаснет. Как будет преодолен конфликт зависит прежде всего от взрослого.

.Каков источник возникновения конфликтных ситуаций и можно ли преодолеть их? Позволю себе свободно изложить концепцию Д.Н.Ус-надзе о так называемой трагедии воспитания. Суть этой концепции заключается в следующем. Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребенку: приближать его к своему будущему, воспитывать хорошего человека. Однако ребенок живет сегодняшним днем, и все его потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. Он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что они часто не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Ребенку хочется смотреть передачу по телевизору, но в это время он должен спать Он просится гулять, хотя не выполнил домашнего задания. Не обращая внимания, что идет урок, он начинает рассказывать соседу о своей новой игрушке.

Ребенок не в состоянии быть всегда разумным, преодолевать свои импульсивные потребности, сознательно отказываться от «хочу» в пользу «надо». Слабая воля, скудный социальный опыт не позволяют выработать у него чувство долга, ответственности, умение сдерживать себя. Удовлетворение сиюминутных, личностно значимых потребностей имеет для малыша жизненный смысл. Он, конечно, стремится стать лучше, но не хочет при этом лишиться и удовольствий, радостей сегодняшнего дня.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы в соответствии с программой вести детей к их будущему. Однако деятельность воспитателя ребенок воспринимает как чуждую своим интересам, посягательство на свои права, вмешательство в свою жизнь и переходит к самозащите, противодействию. Эту ситуацию Д Н.Уснадзе назвал трагедией воспитания. Это «трагедия» потому, что воспитанник, не понимая благих намерений воспитателя, действует во вред себе, борется против своего будущего.

Обучение и воспитание, педагогический процесс в целом в силу своего социального назначения всегда несут в себе элемент принуждения. Это обусловлено тем, что активизация и развитие внутренних сил и возможностей ребенка происходят не на свободно избираемом им материале, а на содержании воспитания и обучения, предопределенном требованиями общества, уровнем его культурно-экономического развития, его идеалом.

Сами методы, формы обучения и воспитания тоже исходят в первую очередь из педагогических целей и задач, а не из потребностей детей.

Таким образом, поступившему в школу ребенку предлагают виды и содержание деятельности, режим и распорядок жизни, которые могут не соответствовать тому, что ему хочется в тот или иной момент, и поэтому источник конфликтов будет действовать постоянно.

Хотя в начальных классах конфликтные ситуации, как правило, не проявляются открыто {младшие школьники еще не осмеливаются противоречить педагогу), однако это еще не значит, что их нет. Отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может легко взорваться конфликтом в будущем. Негативное отношение к школе, нежелание учиться часто возникают не потому, что содержание обучения и воспитание предопределены взрослыми, а из-за императивного характера педагогического процесса, когда ученика заставляют, принуждают, не считаясь с его интересами.

Следовательно, преодоление «основной трагедии» воспитания зависит от того, как взрослые (родители, воспитатели, учителя) общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе.

Естественно, что оставить ребенка в плену своих желаний и импульсивной активности и дожидаться пока образумится и доверится нам, нельзя. Этим мы нанесем невосполнимый вред его развитию и своевременному становлению как человека, как личности.

Однако и принуждать, подчинять ученика своей воле — значит не достигнуть желаемого результата: в атмосфере страха, попрания его личности он не сможет полностью раскрыть свои задатки, знания, нравственно-этические ценности будут усвоены им формально, не станут убеждениями.

Получается, что нужно искать иной подход к ребенку, иную психологическую основу построения учебно-воспитательного процесса,

Печатается по изд.: Лмонашвили Ш.А. В школу—с шести лет//Педагогический поиск. — М, 1987. - С.20--22, 32-34.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе дегсй, родители которых умерли, детей, ос-I " Ц тавшихся без попечения родителей вследствие лише-Социальное НЙЯ их родительских прав, признания родителей несиротство дееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей — отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19, 8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца1.

Детей-сирот стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г. в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот ухудшило их положение. В большинстве школы-интернаты переполнены и неблагоустроены. Детские дома были небольшими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитанника. Школы-интернаты не справляются с решением социальных-проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.

Сегодня в России 4 млн беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Что является причиной социального сиротства?

— Рост числа родителей, лишенных родительских прав;

— выросшие дети, идут по стопам своих родителей как и они, лишаются родительских прав, обнищание населения.

Так, в 1995 г. в г. Клин был известен факт, когда мать и отец отказались от третьего ребенка, так как не в состоянии его прокормить;

Также рост наркомании и алкоголизма;

— увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитыватьдетей, большинство из них умственно отсталые;

— возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания;

— несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечетза собой необходимость увеличения мест в детских домах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.