Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. А. Сорокин






 

В 1922 г. в журнале «Под знаменем марксизма» П.А.Сорокин в статье «О значении воинствующего материализма) критиковался Питирим Сорокин за статью «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», в которой он говорил о распаде семьи, о ее кризисе, что ведет к гибели цивилизации За эту статью он оказался первым в списке из пятидесяти одного ленинградского ученого подлежащего высылке из России в 1922 г.

Питирим Александрович Сорокин возглавлял социологическое отделение факучьтета общественных наук в Петроградском университете. Читал лекции в вузах Петрограда по психологии, праву, социологии, эстетике, был секретарем А.Ф.Керенского. После высылки из России жил в Праге, затем в США (1923 г.), с 1930 г. профессор Гарвардского университета

Для социальной педагогики представляет интерес его работа «Очерки социальной политики и педагогики», вышедшая в Ужгороде в 1924 г. Предлагаем рассмотреть фрагменты главы из книги «Популярные очерки социальной педагогики и политики» — «Социальная роль семьи и школы», где сделан достаточно глубокий исторический анализ кризиса семьи. Статья написана в начале 20-х гг., но и сегодня она не потеряла свою актуальность.

П.Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и судеб народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: «Потому что институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья — это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки» Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяется религия, материальные и правовые понятия определяются семьей. Убеждения, манеры, одежда, вплоть до профессии и социального положения, определяются семьей.

От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т.п. то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества».

История народа создастся руками и поступками людей Обще ственная жизнь — результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

У разных народов различные типы семей. П.Сорокин рассматривает три типа семей:

1 Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности. Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы».

В общественной жизни консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер. В столкновении с обществом, имеющим индивидуалистический тип семьи, они обычно побеждены.

П. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим аппаратом.

«Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям». В таком обществе нередки перевороты.

III. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни.

Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Формулируя функции семьи, П.Сорокин выделил три:

— воспитательно-педагогическую;

— социально-физиологическую, производства детей;

— экономическую.

В современной семье эти функции разрушаются.

Во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономическою эгоизма.

Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

П Сорокин анализирует кризис семьи в период упадка Древней Греции и Рима и сопоставляет его с кризисом семьи в России в 20-х гг. Он рассматривал период упадка Древней Греции и Рима по источникам того периода, анализируя его кризисное состояние. Он пишет, что повседневными стали разводы, которые раньше были «неслыханным явлением».

Он проводит высказывания историка Моммзена, который писал о свободе римских женщин и не только от экономической опеки отцов и мужей. Постоянные семейные скандалы были характерны для римского общества. Тот же упадок рождаемости и рост бездетных браков. Та же эмансипация детей освободила их от власти родителей.

Современник событий Варрон писал: «Бывало домохозяйка вращала веретено, а в то же время не теряла из виду горшка на очаге, заботясь, как бы не подгорела каша, теперь же дочь выпрашивает у отца фунт драгоценных камней, а жена у мужа четверик жемчуга. Бывало в брачную ночь мужчина был безмолвен и смущен, теперь женщина отдается первому красивому кучеру. Прежде обильное рождение детей составляло гордость женщины, теперь же, когда мы желаем себе дегей, она отвечает: разве ты не знаешь, что сказал Зиний: «Лучше трижды подвергнуться опасности в битве, чем однажды родить».

В чем видит кризис современной семьи П.Сорокин:

Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях родителей относительно детей Это значит — государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских народов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще.

Об этом кризисе семьи П Сорокин пишет. «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие. ни один институт не может заменить семью».

Это писал П.Сорокин в начале XX в. Сформулированная так проблема определяет проблемы современного общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.