Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа в летний период






 

Из перечисленных сфер деятельности социального педагога следует остановиться на его работе в летний период, в летних лагерях труда и отдыха? Трудным подросткам больше нравятся бродячие лагеря, которые создаются на время, на несколько дней. В таких лагерях жесткая дисциплина: здесь, создавая малые группы, социальный педагог может наблюдать, как влияют дети друг на друга, кого признают лидером, как распределяются обязанности в группе с учетом способностей подростка. В малой группе быстрее подхватываются те или другие решения, есть большая возможность увлечь каким-то интересным делом, легче наблюдать за каждым воспитанником и контролировать его. При создании малых групп важно тщательно подбирать их состав, так как от этого зависит успешность воспитания, сможет ли такая малая группа за короткий летний период положительно повлиять на личность, ее участников.

Интересным направлением работы социального педагога в летний период может быть экологическое воспитание ребятегоиды.Я Это организация поделок изриэодного материалаТпохолы сцелью зучения родного края, выпуск экологических листков, работа в лесничестве по охране леса, сбор лекарственных травддяатггетж

 

 

Завершая разговор о профессиональной деятельности педагога, полезно снова обратиться к наследию К.Д.Ушинского

Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его поведения Можно это назвать рецептом Ушинского для педагога.

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2 Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4 Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7 Издерживать только на необходимое или приятное, а не пострасти издерживать.

8 Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет.

9. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, чтобудет.

10. Никому не показывать этого журнала1.

Интересно о профессионализме учителя пишет в своей статье замечательный отечественный педагог В.Н.Сорока-Росинский о Школе им. Ф.М.Достоевского и дает достаточно оригинальную характеристику учителю.

Он писал, что в педагогике и дидактике много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но никто — об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набордобродетелей, имеются они у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% —плохой. Но ведь каждый учитель — личность, личность со своимидостоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтомудиректор и завуч учебного заведения должны знать в чем сила ислабость каждого из них, чтобы не возлагать на них беремен не-удобностных.

Сорока-Росинский разделил учителей на несколько категорий. Так, у учителей теоретистов преобладают теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлеченная мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. Сильная сторона таких преподавателей — хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильности исповедуемых идей. Они часто ищут новых путей, не удовлетворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идеи, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к открытию уже известных Америк Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов О таких долго хранится хорошая память.

Но будучи сильны в теории, в знан-ии методических приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников.

Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроения ребят, умею вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для него учащиеся — объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Его конек — всякие тренировки в закреплении и повторении пройденного путем разнообразных упражнений, его ученики прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д, грамотно пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хорошо своих воспитанников, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, чтобы быть актером, они хорошие психологи.

Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдохновителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, они интуитивно понимают сущность другого человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, которые превращаются в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей1.

Вопросы профессионального мастерства учителя издавна интересовали педагогику, начиная ог Я.А.Коменского и К.Д.Ушин-ского. Написано немало работ о профессиональном мастерстве и его части — педагогическом такте.

В педагогическом процессе нельзя не учитывать педагогический такт учителя, процесс общения, процесс подхода учителя к воспитаннику. Нетактичный педагог неуместной шуткой, намеком, оскорблением испортит настроение ученику. Такого ученики не уважают. Воспитанники ждут от педагога внимания, понимания, приветливости, уважения к их мнению, уважительного отношения к себе

Ряд книг о психологии речи и педагогическом мастерстве принадлежат перу замечательного украинского психолога Ивана Еме-льяновича Синицы.

После окончания Винницкого института социального воспитания (1932), а затем Киевского педагогического института преподавал украинский язык и литературу в с. Литки И.Е. Синица Киевской области.

 

И.Е. Синица (1910-1967)

 

В годы Отечественной войны воевал. После войны работал завучем школы, а затем инспектором го-роно г. Киева, в НИИ психологии Минпроса Украины, защитил кандидатскую (1954) и докторскую (1968) по психологии письменной речи учащихся.

Ему принадлежит около 200 научных работ, в том числе 12 книг и брошюр. Его работы по психологии письменной и устной речи учащихся стали настольными книгами учителей.

Большой популярностью пользовались его книги о педагогическом такте: О педагогическом такте учителя (1963, 1969), С чего начинается мастерство (1972), О такте и мастерстве (1976), Педагогический такт и мастерство учителя (1981, 1983).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.