Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис образования






В существующей ныне системе образования в последние годы обострились социальные проблемы.

Кризис образования. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и на системе образования. Устаревшие методы хозяйствования и управления страной, производство и труд, ориентированные на количество, недооценка развития производственных отношений и производительных сил, противоречий, существующих в социальной структуре общества, ограничение хозрасчетных прав предприятий подрывало заинтересованность человека в труде. Нарушался главный принцип социализма: распределение по труду Отсюда слабая технологическая, производственная и трудовая дисциплина, низкое качество продукции, повальный брак, выделение средств на ликвидацию брака, низкий уровень сельскохозяйственного производства.

Уравниловка в оплате труда оказывала разрушительное воздействие не только на экономику, но и на мораль и поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к квалификации.

Уравниловка в школе выливалась в единый уровень знаний, умений и навыков, в единые учебники, единую оплату труда учителей. Не учитывалось качество труда каждого независимо от способностей, устанавливались начало и конец учебного года независимо от климата различных регионов страны. Существовала единая форма одежды независимо от возраста, вкусов, традиций и обычаев народа.

Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.

В эти годы особенно проявляются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. За пять лет (1980—1985) она возросла на 2, 8%. Среди детей распространяются алкоголизм, наркомания. Ежегодно 900 тыс. детей совершали преступления, 50 тыс. уходили из семьи. Повальное самогоноварение и пьянство влияли на здоровье детей. Установлено, что 50 % дошкольного возраста пробовали алкоголь.

Появляются антисоциальные неформальные объединения подростков: хиппи, панки, металлисты, рокеры, брейкеры, люберы, пацифисты; среди них 5—7 % состояли на учете в психоневрологических диспансерах.

Особую тревогу вызывало увеличение числа самоубийств среди молодежи. В 1926 г. на 100 тыс. человек было 7 самоубийств, в 1988 г. - 20.

Среди учеников начальных классов Ленинграда в 1988 г. по сравнению с 1960 г. число самоубийств увеличилось в 3 раза.

Кризис системы образования объясняется тем, что оно перестало быть приоритетным направлением в экономике. Доля бюджета на образование постоянно уменьшалось. Так, в 1970 г. она составляла - 12, 8%, в 1980 - 10, 5%, в 1985 г. - 9, 8%. Если в 1950 г. у нас в стране доля национального дохода на образование составила 10 %, а в США - 4%, то в 1985 г. в США — 12%, в СССР — 7%3. Отсюда оснащение школ оборудованием. Даже в Москве в 1987/88 учебном году из 1229 школ 681 работала в две смены, Переуплотненность школ сказывалась на состоянии здоровья детей. К концу учебного года у трети шестилеток наблюдались нарушения сердечно-сосудистой системы. Сорок процентов городских школ — а сельских еще больше — не имели спортзалов, ученики не занимались спортом. 60% детей не умели плавать.

Современные проекты школьных зданий с сокращенными площадями привели к повышенной концентрации детей. Шумовая нагрузка на одного ребенка составила 80 децибел, что равносильно нагрузке на работницу ткацкого цеха.

По данным Минздрава СССР, здоровье школьников и студентов требовало особого внимания. Так, за период обучения с 1 по 8 класс число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, количество страдающих близорукостью увеличилось с 3 до 30%, нервно-психическими расстройствами — с 15 до 40%, гастроэнтерологическими заболеваниями — в 3, 8 раза. Треть школьников-шестилеток наблюдались с нарушением сердечно-сосудистой системы.

В 1982 г. заместитель министра просвещения СССР В.Н.Ягодкин выступил в журнале «Советская педагогика» с оценкой состояния образования в стране, обратив внимание на существовавшие противоречия в системе образования.

Одно из социально-психологических противоречий, писал он, нежелание выпускников средней школы идти на производство, как этого требовало экономическое развитие страны. Производство нуждалось в образованных рабочих, новых профессиях в электронике, радиотехнике, вычислительной технике, автоматизированных системах. Система образования не могла готовить специалистов такого профиля. И как следствие, давались высокий уровень образовательной подготовки и низкая профессиональная ориентация, подготовка к отдельным видам труда. Среди части молодежи наблюдались иждивенческие настроения, преклонение перед материальными благами, антиобщественное поведение, преступления. Ни школа, ни семья не смогли противостоять этим негативным явлениям, так как рассматривали их как единичные факты, а не как социальную закономерность. Воспитательная деятельность общества отставала от социальных и экономических процессов. Несостоятельность школы в умении и возможности дойти до каждого ребенка не могла воспитывать такие качества, как самостоятельность, творческий подход, смелость мысли, готовность действовать в нестандартных ситуациях.

Невнимание педагогов к реальному состоянию общества, его развитию, достижениям и проблемам, приукрашивание реальной жизни отрицательно влияли на воспитание целого поколения. Государство в лице общественного школьного воспитания не справлялось с подготовкой к жизни нового поколения. Семья оказалась полностью отстраненной от воспитания детей. На уровне обучения и воспитания в школе не могло не сказаться и положение в обществе учителя. Обострилось противоречие между затратами труда учителя и уровнем его оплаты. Зарплата учителя была ниже зарплаты инженера на 67, 2%, рабочего — на 76, 2%.

Обозначенные В.Н.Ягодкиным противоречия в системе образования переросли в кризис. Попытка приватизации высших учебных заведений — это опасность уничтожения всей науки, высшей школы и образования. Падает престиж педагогического труда. Грамотность населения в 1985 г. составляла 98, 8%. Сокращается численность учащихся всех видов обучения. Так, если в 1985 г. было 27, 7 млн. учащихся, то в 1994 г. — 26 млн.

Сегодня мы стали свидетелями, что в США каждый 20-й — студент, в России — только 30-й.

Анализируя состояние современного образования, следует сказать о тех нововведениях, которые осуществляются в образовательном процессе. Это:

— обращение к личности ребенка, развитие его познавательных интересов и умений;

— создание индивидуальных познавательных программ;

— раннее профессиональное самоопределение учащихся;

Появились гимназии, в 1 класс которой принимаются дети с 6—7 лет. В дореволюционной России в гимназии принимали с 10 лет. Психолого-педагогические исследования показали, что в гимназии следует принимать после начальной школы.

Некоторые гимназии вводят в старших классах отраслевую и профильную подготовку вместо углубленного изучения школьных предметов.

Современные лицеи — это новое учебное заведение. В дореволюционной России учебная программа лицея приравнивалась к университету. Это были закрытые элитарные учебные заведения, опирались на гимназические программы. В современный лицей поступают в 8—9-е классы. Их программа характеризуется предметным и отраслевым профилем, широким выбором специализации.

Программы и лицея и гимназии ориентируются на работу с личностью, на подготовку к высшей школе. В них, как правило, осуществляется углубленное изучение отдельных предметов.

Сегодня на образование из бюджета выделяется только 25% необходимых средств. Идет уничтожение государственной системы образования.

Из класса в класс падает здоровье школьников. В первый класс приходит 25% здоровых детей, в третьем их 19%, в восьмом 13%, в девятом 9%, в одиннадцатой 2%.

Сегодня высшее образование представляет 500 государственных и 400 негосударственных вузов. В Москве 200 частных школ. Это национальные, религиозные, чаще реабилитационные.

 

Вопросы и задания

 

1. Существующая система учебно-воспитательных учреждений.

2. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания.

3. В чем кризис современного образования?

 

Литература к лекции

 

1. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М, 1991.

2. Вулъфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1993.

3. Инновационное обучение: стратегия и практика. — М., 1994.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 1993.

5 Павлюченков ЕМ., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. — Запорожье, 1994.

6. Россия в цифрах. — М., 1995.

7. Караковский В.А. Воспитательная система школы, педагогические

идеи и опыт формирования, — М., 1991.

8. Народное образование. 1997. — № 9.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.