Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный подход к организации деятельности специальных образовательных учреждений.






В 1997 году коллектив авторов под руководством академика В.И. Лубовского разработал проект Государственного стандарта специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость этого документа была обусловлена изменениями в системе образования и в обществе в целом.

В этом документе рассматриваются такие понятия, как: «лица с ограниченными возможностями здоровья» - это лица, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных образовательных условиях.

Государственный стандарт состоит из двух разделов:

1 раздел. Общая концепция специального образования.

2 раздел. Стандарты для разных специальных образовательных учреждений.

На сегодняшний день выделяются следующие группы детей с отклонениями в развитии:

- дети с нарушением слуха;

- дети с нарушением зрения;

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети;

- дети со сложными дефектами;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- дети с нарушением поведения.

В первом разделе рассматриваются общие и специфические недостатки в развитии детей. К общим недостаткам относят: узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки общей и мелкой моторики, недостатки речевого развития, слабость произвольной регуляции поведения, коммуникативные трудности, низкий уровень пространственно-временных представлений, недостатки познавательной деятельности. Эти недостатки в структуре нарушений часто выступают как вторичные и характерны для всех проблемных детей.

Специфические недостатки обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и в структуре дефекта выступают как первичные. Характер этих недостатков будет зависеть от первичных нарушений (недостатки зрения, слуха и др.). Эти недостатки учитываются при разработке учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.

Также в первом разделе специально выделяется глава: «Диагностика» и впервые подчеркивается значение диагностики на различных этапах работы с детьми.

Во втором разделе Государственного стандарта содержатся образовательные стандарты для различных видов специальных образовательных школ. В каждом из них рассматриваются психолого-педагогическая характеристика соответствующей категории детей; дается перечень учебных дисциплин, изучаемых в школах данного вида; определяются сроки обучения и специальные образовательные условия (материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, обеспечение техническими средствами обучения, кадровое обеспечение).

 

Содержание основных разделов и принципы построения учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.

В учебных планах специальных образовательных учреждений можно выделить три образовательные области:

 

1. Дисциплины общеобразовательного цикла. Их перечень соответствует перечню дисциплин, изучаемых в массовых школах. Это характерно для всех видов школ, кроме школ VIII вида. Таким образом, во всех видах специальных школ, за исключением школ VIII вида, дети получают цензовое образование. Количество часов на эти дисциплины сокращенно по сравнению с массовой школой. В некоторых случаях допускаются незначительные изменения, например, в школе V вида не изучают иностранный язык. По некоторым предметам может сокращаться содержание разделов.

 

2. Дисциплины, имеющие коррекционную направленность. Их содержание определяется характером нарушений у детей с отклонениями в развитии. Например, в школах I, II вида вводят предмет «Предметно-практическое обучение»; в школах III, IV вида – «Ориентировка в пространстве и развитие мобильности», в школе VII вида – «Ознакомление с окружающим и развитие речи», в школе VIII вида – «Социально-бытовая ориентировка».

Коррекционные дисциплины в основном включаются в учебные планы начальной школы, за счет чего увеличиваются сроки обучения в ней (4-5 лет). Общий срок обучения варьируется от 10-12 лет. За этот период дети осваивают программу 9-летней общеобразовательной школы.

 

3. Дисциплины трудовой подготовки. Трудовому обучению отводится особое место в специальном образовательном процессе, дети должны быть подготовлены к дальнейшей жизни. В начальных классах проводятся уроки труда, а начиная с 5-го класса - углубленная трудовая подготовка с учетом возможностей детей. Например, в школах VI вида, при сохранном интеллекте, дети осваивают компьютер, иностранный язык, в школах VIII вида – швейное, столярное, слесарное дело и т.д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.