Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность.






Достижение целей организации, как это уже было доказано, неотделимо от деловой активности ее сотрудников. Вместе с тем любая активность в сфере хозяйственной деятельности связана с ответственностью, которая возникает в процессе этой деятель­ности.

Ответственность в менеджменте рассматривается на уровнях:

— личности;

— организации или ее подразделений;

— всей системы управления.

Для отдельного человека ответственность есть его личное ка­чество, высоко развитое чувство долга. Если человек становится сотрудником организации, то такая ответственность трансфор­мируется в желание и способность квалифицированно подойти к выполнению своей работы в интересах организации.

Для менеджера ответственность означает личную потреб­ность и необходимость квалифицированного подхода к приня­тию или реализации управленческого решения, способность предвидеть последствия своих действий, личную причастность к делу. Необходимость личной ответственности базируется на том, что в реальной жизни взаимодействуют не безличные функ­ции и должности, а конкретные люди, поведение которых опре­деляется их местом в системе управления, отношениями собст­венности и субъективными факторами.

Ответственность менеджера может интерпретироваться с двух сторон:

1. Ответственность как сознательность. В этом случае принимается во внимание готовность соблюдать или учитывать интересы тех, кого касается решение. Речь идет об обязательствах перед сотрудниками или партнерами. Ответственность в этом смысле тесно связана с этикой менеджера.

2. Ответственность как готовность отвечать за последствия. Под ней понимают персональную ответственность за последствия действий и риск. Необходимость или обязанность отвечать за успех и ошибки связаны с возможностью или правом на самостоятельные действия.

На уровне организации ответственность рассматривается как показатель качества связи служебных лиц (менеджеров) и всех видов дисциплины — плановой, финансовой, договорной, ис­полнительной, поведенческой, технологической, трудовой, про­изводственной. Основой ответственности на этом уровне служит функция управления. Ответственность интерпретируется в органи­зационно-функциональном смысле: подразделения (например, отдел главного технолога, главного механика, главного энергети­ка, главного бухгалтера) отвечают за выполнение соответствую­щих функций в масштабах всей организации.

Ответственность по своей роли относится к организационной форме управления и является показателем надежности должност­ных взаимосвязей в системе управления.

Социальная сущность ответственности обусловлена формой собственности и соответствующими управленческими отноше­ниями. Ответственность должностного лица является одновре­менно экономической категорией (характеризует закрепление ресурсов за субъектом управления) и категорией социального управления (взаимодействие между людьми).

Специфика ответственности должностного лица рассматри­вается всегда в связи с проблемами выбора управленческих аль­тернатив и понимается как ответственность этого лица за приня­тие рационального решения и организацию его выполнения.

Ответственность в системе управления организацией (от про­изводственной бригады до государства) называется служебной от­ветственностью, потому что в этом случае руководитель выполня­ет свои служебные обязанности в рамках функций управления.

Все типы ответственности, как по содержанию, так и по фор­ме являются дисциплинарными. Объединяя понятия, ответст­венность и дисциплина служебных лиц, можно заметить, что они имеют функциональное происхождение. Разница в том, что от­ветственность является реализацией всеобщего принципа обрат­ных связей по формуле: обратные связи — контроль — ответст­венность. Что же касается дисциплины, то она имеет чисто социальную природу и относится к одной из характеристик, как технологических процессов, так и людей, их выполняющих.

Ответственность действует на всех уровнях управленческой пирамиды. Иерархия ответственности детерминирована иерар­хией управления, а на уровне одной ступени — функциями управления.

Различают следующие виды ответственности менеджера. Собственная ответственность это обязанность отвечать за свои действия и их последствия. Такая ответственность вступает в силу одновременно с принятием решения поступить так или иначе, то есть до самих действий.

Чужая ответственность означает обязанность отвечать за решения или действия других (как правило, сотрудников рангом ниже) носителей решений или исполнителей.

Ответственность перед собой имеет место в том случае, когда принимающий решение и его исполнитель являются одним лицом, и это лицо может чувствовать себя ответственным только перед собой.

Внешняя ответственность берется на себя по отношению; к внешним объектам, зависящим от деятельности организации.

Внутренняя ответственность берется на себя по отношению к внутренним объектам организации.

Ответственность перед предприятием (организацией) харак­теризует учет интересов организации или ее представителей.

Общественная ответственность учитывает интересы общего благополучия.

Социальная ответственность содержит учет социальных ин­тересов сотрудников организации.

Экологическая ответственность связана с необходимостью защиты окружающей среды.

Глобальная ответственность предполагает учет влияний деятельности человека на состояние Земли.

Ответственность менеджера обусловлена интересами собст­венников и интересами организации. Стремление к целям орга­низации иногда находится в противоречии с интересами:

— собственников организации и пайщиков (например, сохранение фондов, прибыль, ее распределение);

— наемных работников (доходы, социальное обеспечение, пассии, гарантии места работы, комфортные условия труда);

— потребителей (товары, цены, качество, гарантии, обслу­живание, информация);

— общественности (экология, решение общественных проблем и т.д.);

— конкуренции (правила конкуренции и профессиональной этики).

Организация должна соблюдать интересы каждой из этих сфер. Следует признать: менеджеры вправе учитывать чужие ин­тересы, в том числе и за счет собственников (акционеров).

Этическая ответственность. Управление предприятием все чаще рассматривается в контексте этических обязательств, кото­рые стали составной частью ответственности менеджера.

К этике относятся индивидуально-психологические факто­ры, например мотивация, успех, авторитет, внешность, а также ответственность и все, что предшествует индивидуальным по­ступкам и следует за ними.

Этика является составной частью философии организации, а следовательно, введена в концепцию хозяйственной деятельно­сти. Она включает принципы жизни, личную ответственность руководителя. Между тем предприятие следует чисто рациональ­ным экономическим принципам, которые были разработаны еще Адамом Смитом (1723—1790). Согласно Смиту, экономика развивается по законам, аналогичным законам природы. За счет стихийной игры различных сил, иначе говоря, свободной конку­ренции, регулируются спрос и предложение. Человек при этом действует соразмерно своим интересам и не руководствуется этическими соображениями. Это азы свободной рыночной экономики. Пришло время дискуссий об этической ответственно­сти предпринимателей.

В годы советской власти интересы предприятий и людей в значительной мере совпадали. Они базировались на государст­венной собственности, а еще больше на том, что цели предпри­ятий (экономический рост, НТП, эффективность производства) содействовали материальному благополучию граждан. Такое по­ложение в 1950—70-е годы было во всех странах мира. СССР не был исключением. Но в 1980—90-е годы развитие экономики привело к глобальным проблемам. Разрушение озонового слоя атмосферы, чернобыльская катастрофа, аварии нефтепроводов и танкеров, загрязнение окружающей среды, смог в крупных городах, вымирание лесов, отравление водоемов, отходные технологии поставили проблему глобальной экологической и этической ответственности. Как никогда далеко решение проблем экономического разрыва между северным и южным полушариями, между перепроизводством продуктов питания в Западной Ев­ропе и их нехваткой в странах Африки, а теперь уже и в СНГ.

Попытки форсирования экономического роста приводят к хищнической эксплуатации природных ресурсов, а при их отсут­ствии — к возникновению социальной напряженности в обществе.

Экономические кризисы незамедлительно превращаются в системные, которые включают социальные, политические, психологические кризисы, кризисы ценностей и управления предприятиями. Даже в развитых странах усугубляются пробле­мы безработицы и кризиса отдельных отраслей (например, ста­лелитейной и в последнее время текстильной в ФРГ, автомоби­лестроительной в США), которые тоже связаны со свободной рыночной экономикой, регулируемой спросом и предложением в конкурентной борьбе предприятий. Эта борьба не только обес­печивает население материальными благами, но и порождает, как мы только что отметили, социально-экологические пробле­мы. Все эти проблемы вызывают сомнения в общественной пользе ускорения роста прибылей.

Возникают вопросы о смысле экономики. Экономика долж­на оправдываться. Она виновна во многих потерях, понесенных человечеством. Вера в пользу неуклонного технического про­гресса и экономического роста пошатнулась. Отрицательные по­следствия рыночной экономики привели к переоценке ценно­стей. Разрушение природы все в большей степени осознается как разрушение собственных жизненных основ. Грядущие револю­ции в области телекоммуникаций, технологий биологического регулирования, психологических технологий, тотальной инфор­матизации уже не воспринимаются однозначно как благость.

С другой стороны, рыночная экономика породила проблемы безработицы, неуверенности в завтрашнем дне, в социальной защищенности. Происходит разрыв между положительными и отрицательными векторами действия экономических сил. Вве­дение социальных ограничений экономического роста (например, налоговая, региональная, кредитная политика, программы содействия, поддержки, развития) определяет концепцию соци­альной рыночной экономики, но не снимает проблему с повест­ки дня цивилизованных стран.

Социальная направленность деятельности предприятий уже находит свое выражение в принципах рыночного хозяйствова­ния. Философия и мораль — дело не только государства. Пред­приятие получит выгоду от лояльности к своим работникам, ко­гда увидит в них не фактор производства, «трудовые ресурсы», а, прежде всего людей.

Этика и менеджмент стали взаимодействовать. Социалъно-психологические методы управления непосредственно связаны как с этикой, так и с экономикой: экономически рациональными дейст­виями становятся только этически обоснованные поступки.

Этическое оправдание своих поступков наиболее важно для тех, кому делегированы полномочия и предоставлена свобода действий.

Этическая ответственность распространяется на социальное окружение предприятия и касается выполнения обязательств пе­ред его партнерами.

Таким образом, причинно-следственные связи социальной рыночной экономики стали значительно сложнее, чем они виделись Адамом Смитом из глубины XVIII века.

 

Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля

1.2

 

  1. Необходимость миссии и ее назначение?
  2. Что включает формулировка миссии?
  3. Цели, функции, задачи – их взаимосвязь?
  4. Связующие процессы в менеджменте?
  5. В чем суть целевой пирамиды?
  6. Какой характер носят взаимосвязи между целями?
  7. Приведите примеры конфликтных целей?
  8. Содержание концепции деловой активности?
  9. В чем состоит двойственность управления предприятием?
  10. Понятие и виды ответственности менеджера?

__________

1.3. Основы проектирования организации

1.3.1. Основные понятия.

Под организацией понимается формирование людей (не менее двух человек), имеющих по крайней мере одну общую цель и намеренно работающих вместе для ее достижения. В таком понимании организация — это учреждение, фирма, ассоциация, предприятие, любой хозяйствующий субъект или юридическое лицо, имеющие свой расчетный счет в банке. Практика названий организаций не имеет четкой общепризнанной классификационной основы.

Взаимосвязи сотрудников представляют собой определенную организационную структуру данной фирмы или предприятия. Деятельность, связанная с проектированием такой структуры, называется организацией системы управления, или построением организации. Таким образом, термин «организация в менеджменте имеет значение:

1. вида деятельности или общей функции управления;

2. группы людей или социальной системы.

Функция организации взаимодействия людей необходима для заблаговременной подготовки всего того, что требуется для выполнения планов. Эта функция определяет отношения между людьми в группе и группами людей в организации, чтобы сама организация представляла собой живой единый организм.

Организационная структура дает ключ к пониманию взаимодействия подразделений в организации. Подразделением называют определенную часть организации (например, лаборатория, цех, отдел, сектор, отделение, участок, кафедра). Часто обозначение подразделений бессистемно. Но только обозначение! Взаимодействие между ними в организации всегда имеет системный характер.

К трем «слонам», на которых стоит предприятие – снабжению, производству и сбыту – безусловно, следует добавить трех «китов» - организацию, мотивацию и коммуникацию.

Организация — это первый шаг построения социально-экономической системы. Опытный менеджер знает, что этот шаг является основой дальнейших успехов или неудач. Целевое назначение организации как одной из общих или основных функций управления состоит в создании формальной организационной структуры. Это означает:

1. Образование управленческих должностей и подразделений;

2 Установление взаимодействия между ними;

3.Поддержание этого взаимодействия на основе выполняемых обязанностей должностными лицами — менеджерами.

Чтобы должностная обязанность или роль имела смысл, она должна включать

— поддающиеся проверке управленческие задачи (устанавливаются планированием);

— четкое определение основных областей работы или обязанностей;

— границы свободы действий или полномочий;

— каналы информацией.

Формальная организация строится в соответствии со структурой задач. Должность вводится не под человека, а под задачу. В этом случае организационная структура:

• дает ответ на вопрос, кто что делает и за что отвечает;

• создает коммуникационные схемы принятия рациональных ре­шений;

• обеспечивает кооперацию усилий по достижению целей;

• оптимизирует производственные связи организации.

Основная идея проектирования организации в том, чтобы благодаря этой функции она представляла собой самонастраивающуюся систему.

 

 

Содержание организационной деятельности.

Организационная деятельность направлена на совершенствование взаимодействия между подразделениями. Она связана со всеми общими функциями управления (планированием, контролем, мотивацией). Содержание этой деятельности составляет построение оргструктуры, учитывающей:

— цели и задачи и планы, а также полномочия менеджеров, которые зависят от формы собственности, традиций, законов;

— финансовые возможности, а также внешнюю среду организации;

— особенности конкретных людей (как, например, конструкторы при проектировании изделий учитывают свойства материалов, сырья).

Чтобы соответствовать указанным требованиям, организационная деятельность должна включать в себя следующие этапы:

1. Построение пирамиды целей;

2. Конкретизацию курсов действий, программ и других планов;

3. Установление видов и сфер деятельности для их реализации;

4. Группировку этих видов — структуризацию деятельности;

5. Установление полномочий руководителю каждой группы или подразделения;

6. Установление горизонтальных и вертикальных коммуникаций этих групп.

Такая логическая схема процесса организационной деятельности на практике соответствует разбивке на служебные подразделения. Рассмотрим ее на примере изначально малого предприятия (МП).

Владелец МП нанимает работников. По мере его расширения работники группируются и во главе групп становятся руководители. Так возникает второй организационный уровень. При возникновении значительного числа групп руководитель МП перестает справляться с контролем над их руководителями. Группы объединяются, например, в отделы. Так на определенном этапе развития МП возникает третий организационный уровень.

Всякая практика базируется на конкретных случаях. Им нет числа. Теория организационного проектирования не подразумевает единственно верного механизма организации предприятия, как, например, и теоретическая механика не утверждает, что есть механизм, способный выполнять любую работу. Но знание теории всегда уменьшает риск организационных решений.

Главную задачу организационной деятельности можно сравнить с задачей преобразования графита в алмаз, который отличается от аморфного углерода четкой кристаллической решеткой.

Задачисистемы управления людьми тоже связаны с обеспечением строгого взаимодействия, но имеют иную природу и включают в себя:

согласование работы подразделений с целями организации;

адаптацию подразделений к изменениям внешней среды и вытекающую из этого гибкость аппарата управления;

сбалансированность полномочий.

В практике менеджмента период унификации организационных структур кончился вместе с централизованной экономикой. Реорганизация систем управления предприятием стала носить комплексный характер и приобрела формы реструктуризации, приватизации, санаций.

В процессе развития структуры управления решающее значение имеют следующие принципы:

— единство целей (ориентация на сотрудничество подразделений);

— соблюдение уровня полномочий (решения, входящие в компетенцию руководителей, должны ими же и приниматься, а не направляться вверх по иерархии). Это принцип сохранения и использования предоставленных полномочий;

— определение диапазона управления (количество сотрудников может находиться в непосредственном подчинении у руководителя);

— делегирование полномочий (как только диапазон управления оказывается превзойденным, ряд полномочий должен быть делегирован).

1.3.3. Диапазон управления и организационные уровни.

Причина многоступенчатости организации (наличие нескольких организационных уровней) заключается в ограниченности диапазона управления. Оказывается, существует количественный предел числа сотрудников, работу которых непосредственно может успешно контролировать, регулировать, планировать, мотивировать, организовывать (то есть ими управлять) один человек. Этот предел непостоянен и зависит от конкретных условий. Его называют по-разному: диапазон управления, норма управляемости, субординационная квота, диапазон контроля. В каждом случае речь идет о количестве сотрудников, непосредственно подчиненных данному руководителю.

Все должности на предприятии находятся в ранжированном соотношении между собой и образуют иерархическую структуру, которая имеет несколько организационных уровней. Крутизна или, наоборот, ровность таких структур и число уровней существенно зависят от субординационных квот на отдельных управленческих уровнях. Между числом ступеней управления и диапазоном управления существует тесная взаимосвязь: большой диапазон начинает плоское иерархическое построение, а крутая иерархическая структура имеет на отдельных уровнях малый диапазон управления. Другими словами, чем больше сотрудников находится в подчинении одного руководителя, тем меньше руководителей требуется и тем меньше уровней имеет иерархическая пирамида. И наоборот.

Проблема состоит в определении величины субординационной квоты для конкретного уровня управления. Эта проблема в практике управления остается полностью не решенной.

Формально зависимость субординационной квоты (СК) от определяющих ее факторов можно представить так:

СК = f (х 1, х 2, х 3 ,... хi),

где x 1— вид управленческих задач;

x 2— образование и способности исполнителей задач;

x 3— уровень иерархии;

xi — стиль лидерства.

 

СК зависит также:

— от технического оснащения организации;

— значимости выполняемой работы;

— территориальных факторов;

— опыта и авторитета руководителя;

Диапазон управляемости формируется путем делегирования линейных полномочий (см. п. 1.3.5.).

Ряд руководителей предпочитают слушать отчеты каждого сотрудника вместо создания цепи команд. Несоблюдение нормы управляемости приводит к потере координации работ. Большие нормы управляемости, как и ее малые размеры, вызывают проблемы, в частности, стиля управления, коммуникаций. Это уроки менеджмента.

Диапазон управления колеблется от 4 до 8 на высших уровнях организации и от 8 до 15 и более на первичных уровнях (участок, цех, лаборатория, отдел).

Для каждого руководителя было бы желательным иметь максимальное число сотрудников, работой которых можно эффективно руководить. Дело в том, что стоимость управленческих уровней значительна, они усложняют связи, являясь информационными “фильтрами”, поэтому следует стремиться к их уменьшению.

Формула Грейкунаса. В 1933 г. француз Грейкунас провел исследование числа связей сотрудник — руководитель и разработал математическую формулу, которая основана на возрастании сложности управления с ростом числа подчиненных в геометрической прогрессии. Сегодня эта формула не может быть приемлема одинаково успешно. Но она убедительно фиксирует внимание на проблемах управляемости в сложных системах.

По теории Грейкунаса существуют три вида должностных связей между подчиненным и руководителем: прямая единичная связь, прямая групповая связь, перекрестная связь.

На основе анализа этих связей Грейкунас разработал следующую формулу:

N = n (2 n – 1 + n – 1),

где N — число всех видов должностных связей;

n — число подчиненных.

Так, например, при 4 подчиненных число должностных связей равно 44, а при 10 - 5210 (!).

Однако полезность данной формулы снижается тем, что в ней не учитываются частота и жесткость (в отношении временных затрат) связей. Для современного менеджера не так важно общее число потенциальных должностных связей, как их частота и время, которое они отнимают. Любая мера, которая уменьшает число и частоту должностных связей, увеличивает диапазон управления и тем самым может уменьшить число неэффективных подразделений при этом же количестве сотрудников.

Реорганизация на основе диапазона управления и сокращения числа организационных уровней всегда связаны с поддержкой или сопротивлением, приобретением власти одними и конфликтами с другими, кто теряет эту власть.

Еще в средние века Н. Маккиавели в книге “Государь” отмечал: «Нет более трудного и рискованного предприятия, сомнительного успеха и опасного опыта, чем вводить новый порядок, так как каждый новатор имеет всех тех врагами, кто получал преимущества от старого порядка, и находит колеблющихся и нерешительных сторонников в тех, кто надеется на преимущества от нового порядка».

Колеблющийся действует частично из страха перед противником, который имеет на своей стороне законы, и частично из-за того, что не убежден в нововведениях, если не накоплен конкретный опыт.

Из этого следует, что противники нового порядка при каждом удобном случае нападают со всем пристрастием, а его сторонники должны защищаться…”

Успешный замысел реорганизации предполагает принятие стратегического решения и создание административных условий, снижающих конфликты между противниками и сторонниками изменений.

У сторонников должна быть ясная совместная концепция механизма изменений. Возникает задача формирования психологии организационных нововведений. Этот аспект играет важнейшую роль, поскольку влияет на активность работы уже в предварительной подготовке. Без психологических предпосылок инновации “мелеют”.

Организационные изменениями весьма актуальны для современных предприятий. Они должны проводиться с участием следующих положений:

— организационные изменения должны быть комплексными и включать процессы учебы, адаптации и развития персонала;

— регулирование конфликтов достигается путем компромиссов;

— социальная компетентность обеспечивается способностью устанавливать межличностные отношения;

— выживание предприятия взаимосвязано с его организационной структурой, а значит, и

с деловой карьерой его сотрудников;

— организационное развитие предполагает четкую систему делегирования полномочий.

1.3.4. Делегирование полномочий.

Профессиональная подготовка менеджера позволяет ему уменьшать частоту и жесткость должностных связей. Но, тем не менее, такие связи отнимают чрезмерное время. На помощь приходит делегирование полномочий. Организационный процесс невозможно осмыслить без этого понятия.

В менеджменте делегирование означает передачу задач, полномочий, компетентности лицу, которое принимает на себя их выполнение. При помощи делегирования руководитель распределяет среди сотрудников управленческие работы. Если работа или задача не делегирована другому человеку, руководителю некем руководить, он вынужден выполнять работу сам. Поэтому делегирование представляет собой акт или процесс, который превращает человека в руководителя.

Не понимая полностью необходимости делегирования, многие предприниматели терпят неудачу именно в то время, когда их фирмы становятся большими. Чтобы приблизиться к пониманию эффективного делегирования, рассмотрим его принципы.

Принцип фиксированной управленческой ответственности. Ответственность в контексте делегирования — это обязательство выполнять задачи и отвечать за результаты их выполнения. Человек заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности за вознаграждение. Ответственность означает, что работник отвечает за выполнение задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Вместе с полномочиями он получил и деловую ответственность. Но при этом тот, кто передал полномочия, не освобождается от управленческой ответственности. Она не может быть делегирована. Нельзя размывать ответственность, передавая ее сотрудникам. Руководитель — всегда ответственное лицо. Хирург делегирует часть своих полномочий медицинской сестре, но единолично отвечает за исход операции. Аналогично происходит в цепочках коммерческий директор — агент или начальник цеха — мастер — рабочий.

Ответственность остается фиксированной или закрепленной за теми менеджерами, которые располагали ею вначале. Делегирование не освобождает от ответственности. Это делает только вышестоящий руководитель, если он берет ответственность на себя.

Принцип отчетности по отклонениям. Суть в том, что сотрудник должен докладывать своему шефу только об отклонениях от намеченного хода дел. Начинающие менеджеры часто отнимают время своих руководителей, докладывая им, что все в порядке. Это вредная привычка наемного менеджера в начале карьера.

Не менее важны следующие принципы:

принцип соответствия обязанностей и тех прав, которые необходимы для их выполнения;

— принцип передачи работы на возможно более низкий уровень управления. Любое задание целесообразно передавать на самый низкий иерархических уровень организации, где оно может быть успешно выполнено.

Что же передает менеджер в процессе делегирования? Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия определенных сотрудников на достижение целей организации.

Полномочия делегируются должности, а не лицу, занимающему эту должность. Это отражено, как известно, в старой военной поговорке — честь отдается мундиру.

В любой концепции делегирования полномочия всегда ограничены законами, а также принципами делегирования, должностными инструкциями, правилами. Руководители современного стиля работы не могут делегировать полномочия, которые противоречат этике, культурным ценностям, традициям фирмы, нарушают ее коммерческую тайну или приводят к обману государственных органов.

Ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются на практике. Чтобы это лучше понять, надо рассмотреть разницу между полномочиями и властью. Их нередко путают. Полномочия — это делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть — это возможность влиять на ситуацию, реальная способность воздействовать на поведение людей в желательном направлении.

Можно обладать властью, не имея полномочий (например, власть авторитета, собственника, неформального лидера).

В лидерстве принцип делегирования полномочий имеет особое значение. Только уверенные в себе менеджеры становятся лидерами. Только уверенные в себе лидеры готовы наделить полномочиями других. Приведем известный пример из жизни Генри Форда, который стал в 1903 году соучредителем «Форд мотор компани» с миссией выпускать доступные для среднего американца автомобили. Уже к 1914 году его компания выпускала около половины всех авто, производимых тогда в США. Однако менее известно то, что Г. Форд не любил делегировать полномочия и не хотел улучшать тогда даже любимую «модель Т», он не желал, чтобы другие ее модернизировали. Поэтому почти двадцать лет до 1927 года компания “Форд” продавала только одну конструкцию, разработанную лично Фордом. Даже разработанная впоследствии новая “Модель А” по техническим параметрам отставала от своих конкурентов. К 1931 году доля рынка “Форда” сократилась до 28%. Но Форд продолжал придерживаться авторитарного стиля. Он контролировал подчиненных ему лидеров и даже создал социологическую службу, которая отслеживала поведение сотрудников компании. Деловые отношения с высшим руководством компании, включая сына Эдсела, были также странными. Но Эдсел упорно поддерживал компанию на плаву и не дал ей обанкротится в годы американской депрессии. В итоге отец вынужден был передать пост президента фирмы сыну, но при этом всячески мешал ему и не давал развиться другим лидерам компании. В результате многообещающие менеджеры уходили из компании. Вдруг умер в возрасте к 49 лет в 1943 году сын Эдсел. И тогда Форд II оставил службу во флоте и принял на себя продолжение дела деда и отца. Но приверженцы его деда ушли в оппозицию. Тогда молодой Форд привлек на свою сторону ключевые лица и получил поддержку совета директоров, чему способствовало также то, что к тому времени его мать контролировала 41% акций «Форда» Он сумел убедить деда уйти в отставку и сам стал президентом компании, которая уже на протяжении 15 лет работала без прибыли. В тот момент «Форд» приносил убытки до миллиона долларов за день.

Молодой Форд с первого дня своего президентства начал активно искать лидеров. Он нашел поддержку в лице полковника Г. Торнтона, который пришел со своей командой из 9 офицеров – участников второй мировой войны. Форд младший активно наделил их полномочиями. Впоследствии из этой группы шесть человек стали вице-президентами, а два – президентами фирмы. Далее для укрепления лидерского потенциала Г. Форд II пригласил Э. Брича – опытного менеджера из компании «Дженерал моторс», который стал занимать второе положение. Брич в свою очередь пригласил немедленно более 150 менеджеров из «Дженерал моторс». К 1949 году «Форд» вышел из кризиса благодаря продажам более миллиона моделей «Меркури» и «Линкольн». И стал вопрос – кто же подлинный лидер компании? Успехи Торнтона и Брича обеспокоили Г. Форд II. Его собственное положение опиралось прежде всего на имени, а влияние стало подвергаться сомнению, хотя контрольный пакет акций сохранялся за Фордами.

Оказавшись неуверенным в себе лидером, Г. Форд II перестал делегировать свои полномочия другим лидерам и стал содействовать конфликтам между высшими руководителями компании, вплоть до того времени, пока оставался ее президентом.

Таким образом, оба Генри Форда, как лидеры, явно недооценивали значение в бизнесе делегирования полномочий. Впоследствии одним из президентов «Форда» стал известный своей книгой «Карьера менеджера» Ли Якокка, который не имел привычки избавляться от сильных лидеров. Будучи уверенным в себе, он делегировал им необходимые полномочия.

Мы уделяем столь пристальное внимание делегированию полномочий потому, что без усвоения его содержания и роли нельзя понять сути как менеджмента, так и лидерства. В менеджменте модель власти по должности неотделима от делегирования полномочий. Модель лидерства в контексте наделения полномочий означает то, что все сотрудники имеют возможность проявить лидерские функции. Они ими наделены, чтобы каждый мог себя проявить и внести посильный вклад. Опыт успешных компаний подтверждает то, что способность менеджеров делегировать полномочия дает дополнительные возможности сотрудникам самим стать лидерами.

Еще раз следует подчеркнуть, что делегирование – это передача прав выполнения отдельных работ или решения задач от одного лица другому внутри одной организации. Делегирование оказалось ключевым фактором современного менеджмента и даже выживания предприятия.

Во-первых, оно способствует рациональному распределению рабочего времени менеджеров, а также обеспечивает соответствие должности уровню тех задач, которые решаются занимающими ее людьми и наоборот. Эффективное делегирование дает возможность иметь время для стратегических задач или экстраординарных ситуаций.

Во-вторых, делегирование активно содействует индивидуальному и групповому развитию персонала, стимулирует его к лидерству. Если обязанности становятся обыденными, то их надо делегировать на нижестоящий уровень, где они не будут рутинными, а станут реально решаемой задачей. Здесь важно лидеру найти исполнителей-последователей, которые будут выполнять то, что он хочет сам делать, и не мешать им, пока они это делают. Без доверия нет активного делегирования.

В-третьих, делегирование способствует выполнению задач теми, кто может сделать их лучше других.

В-четвертых, делегирование лежит в основе построения всей организации. Оно позволяет создавать более гибкие и простые организационные структуры. Действительно, при делегировании задачи на более низкие организационные уровни вслед за ней также уходит соответствующий объем обязанностей и далее два смежных уровня управления совмещаются. Такой процесс сокращения дорогостоящих управленческих звеньев наиболее характерен для средних уровней управления и вспомогательных служб. В результате делегирования современная компания по отношению к уровням управления не использует термины «низший», «высший», т.к. значимость различий существенно снижается с тенденцией их исчезновения. Однако перемены такого рода встречают сопротивление. Ведь историческое происхождение иерархии закреплено регламентирующими материалами (положениями, должностными обязанностями, инструкциями, тарифной классификацией работ).

Есть и другие барьеры делегирования полномочий. Прежде всего боязнь потерять работу. Наделяя полномочиями других, руководитель боится оказаться сам ненужным организации. Но парадокс делегирования состоит в том, что если руководитель активно передает полномочия сотрудникам и помогает развиваться, то он сам становится для организации весьма ценным.

Еще один барьер связан с тем, что делегирование несет перемены, а чем старше становится человек, тем больше он сопротивляется переменам возможно потому, что менее уверен в себе.

Перемены – это цена развития, а делегирование – это критерий силы лидерства. Иначе говоря, опытный лидер находит себе подобных и наделяет их полномочиями. Уверенного лидера не заботит то, кто поставит себе в заслугу его дела. Более того, он готов сам это сделать для других. Таким образом, лидерство с позиций делегирования означает содействие тем, кто получил полномочия, чтобы они стали последователями, а впоследствии и лидерами. Поэтому некоторые современные фирмы имеют в своих аппаратах управления вице-президентов по развитию лидерства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.