Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






L - критерий Колмогорова-Смирнова






Критерий применяется в двух случаях:

1) для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим – равномерным, нормальным или каким-то иным;

2) для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака.

Критерий отвечает на вопрос о том, велика ли максимальная разность между накопленными относительными частотами двух распределений.

Ограничения:

1) при сравнении двух эмпирических распределений n1, 2³ 50, при сравнении эмпирического с теоретическим n³ 5.

2) разряды должны быть представлены хотя бы в ранговой шкале и должны быть упорядочены либо по возрастанию, либо по убыванию.

Вычисления:

1) Эмпирического распределения с теоретическим равномерным.

Для этого лучше воспользоваться таблицей 39.

Таблица 39

Разряды fэj fт fэj* fт* fэj*cum fтj*cum d
               

 

Здесь в 1 столбце даются наименования разрядов,

во 2 столбце даются эмпирические частоты по каждому разряду fэj, где j меняется от 1 до k,

в 3 столбце теоретическая частота, одинаковая для каждого разряда и вычисленная по формуле: fт=n/k,

в 4 столбце находится относительная частота эмпирического распределения по каждому разряду по формуле: fэj*= fэj/n,

в 5 столбце находится относительная частота теоретического распределения по формуле: fт*= fт/n,

в 6 столбце найдем относительную накопленную частоту эмпирического распределения по каждому разряду по формуле: fэj*cum= fэ(j-1)*cum+ fэj*,

в 7 столбце найдем относительную накопленную частоту теоретического распределения по каждому разряду по формуле: fтj*cum= fт(j-1)*cum+ fтj*,

в 8 столбце найдем разность между 6 и 7 столбцом по модулю по формуле:

d=| fэj*cum - fтj*cum |

Далее определим, в каком разряде наибольшее значение разности, и сравним его с критическим, определенным по таблице 6 приложения 2 для данного n.

Если dmax> d0, 01, то эмпирическое распределение отличается от теоретического, если dmax £ d0, 05, то эмпирическое распределение не отличается от теоретического, если d0, 05< dmax £ d0, 01, то отличие эмпирического распределения от теоретического значимо на 5% уровне.

Пример. С учащимися 3-х классов проводилось исследование уровня притязаний. Предлагалось 12 мыслительных задач (матрицы Равена) разной степени сложности (номер соответствовал степени сложности). Можно ли утверждать, что в этом возрасте первый выбор равномерно распределяется по всем номерам задач.

Решение: n=39 это больше 5. Разрядные интервалы представлены количественно и упорядочены по возрастанию, следовательно, можно применять кр. λ.

Таблица 40

Количество учащихся, выбравших данный номер задания и расчет критерия l

№ задач fэj fт fэj* fт* fэj*cum fтj*cum d
    3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 3.25 0.1282 0.1026 0.1282 0.1795 0.282 0.0513 0.0513 0.0769 0.0833 0.0833 0.0834 0.0833 0.0833 0.0834 0.0833 0.0833 0.0834 0.0833 0.0833 0.0834 0.1282 0.2308 0.359 0.5385 0.8205 0.8205 0.8718 0.9231 0.9231 0.0833 0.1666 0.25 0.3333 0.4166 0.5 0.5833 0.6666 0.75 0.8333 0.9166 0.0449 0.0642 0.109 0.2052 0.4039 0.3205 0.2885 0.2565 0.1731 0.1667 0.0834

Сформулируем экспериментальную гипотезу: распределение первого выбора в 3 классе всех степеней сложности задач является равномерным.

Найдем эмпирическое значение критерия по таблице 40, где fт=39/12=3, 33. dmax=0.4039 Для n=39 определяем по таблице 6 приложения 2. d0, 01=0.2574, d0, 05=0.2147

dmax> d0, 01 Þ распределение не является равномерным.

Ответ: В 3 классе учащиеся неравномерно при первом выборе избирают разной сложности номера задач.

2) При сравнении эмпирического распределения с эмпирическим:

Вычисления также произведем с помощью таблицы 41.

Таблица 41

Разряды fэ1j fэ2j fэ1j* fэ2j*2 fэ1j*cum fэ2j*cum d
               

 

Вычисления аналогичны предыдущему случаю, только вместо теоретической частоты записывается частоты второго эмпирического распределения.

После нахождения максимальной разности dmax вычисляется значение критерия по формуле:

Если l> 1, 63, то одно эмпирическое распределение отличается от другого, если l£ 1, 36, то первое эмпирическое распределение не отличается от второго, если 1, 36< l£ 1, 63, то отличие двух эмпирических распределений друг от друга значимо на 5% уровне.

Пример. С учащимися 3 класса проводилось исследование на умение обобщать по тесту «пятый лишний» на вербальном и невербальном материале с одинаковым количеством заданий. За каждое правильно выполненное задание ставился балл. Результаты сгруппированных данных представлены в таблице 41. Различается ли распределение частот уровня обобщения на вербальном и невербальном материале в 3 классе?

Решение: n1=60 и n2=60 это больше 50. Разрядные интервалы представлены количественно и упорядочены по возрастанию, следовательно, можно применять критерий λ.

Сформулируем экспериментальную гипотезу: распределение частот уровня обобщения на вербальном и невербальном материале в 3 классе отличаются.

Найдем эмпирическое значение критерия по таблице 42.

Таблица 42

Распределение частот уровня обобщения на вербальном и невербальном материале в 3 классе и расчет критерия l

Балл fэ1j fэ2j fэ1j* fэ2j*2 fэ1j*cum fэ2j*cum d  
      0, 05 0, 02 0, 05 0, 02 0, 03  
      0, 08 0, 07 0, 13 0, 09 0, 04  
      0, 2 0, 1 0, 33 0, 19 0, 14 dmax
      0, 18 0, 2 0, 51 0, 39 0, 12  
      0, 17 0, 28 0, 68 0, 67 0, 01  
      0, 15 0, 17 0, 83 0, 84 0, 01  
      0, 1 0, 08 0, 93 0, 92 0, 01  
      0, 05 0, 05 0, 98 0, 97 0, 01  
      0, 02 0, 03        

 

l£ 1, 36 Þ экспериментальная гипотеза отвергается.

Ответ: распределение частот уровня обобщения на вербальном и невербальном материале в 3 классе не различается.

Задачи:

6.1. Со студентами, обучающихся на факультетах естественно-научного цикла (120 человек) и гуманитарного цикла (115 человек), проводилась проективная методика Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина на представление о картине мира. Картина мира в рисунке отображалась в 5 видах: планетарная, пейзажная, непосредственное окружение, метафорическая и схематическая. Результаты представлены в таблице 43. Выявляются ли различия между этими студентами по характеру отображения в рисунке картины мира. Одинаково ли часто представлены данные виды картин мира у студентов? Представить данные графически и дать анализ.

 

6.2. У детей 5-6 лет, воспитывающихся в полных семьях (20 человек) и неполных семьях (20 человек), исследовались особенности воображения по методике «дорисовывание фигур» Е.П. Торренса в модификации О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой. Было получено, что дети используют различные сферы при создании рисунка. Результаты представлены в таблице 44. Различаются ли дети, воспитывающиеся в полных и неполных семьях, по частоте выбора сфер детьми. Представить график графически и дать ему анализ.

Таблица 43

Распределение студентов естественно-научного и гуманитарного цикла по характеру отображения картины мира на рисунке

Характер отображения Количество студентов
Естественно-научного Гуманитар-ного
Планетарная    
Пейзажная    
Непосредственное окружение    
Метафорическая    
Схематическая    

 

Таблица 44

Количество рисунков, относящихся к разным

сферам, у детей из полных и неполных семей

Сфера Количество рисунков, соответствующих данной сфере
Дети из полной семьи Дети из неполной семьи
Люди    
Животные и растения    
Природные явления    
Быт    
Транспорт    

 

6.3. В 3 классе изучался невербальный интеллект по тесту Кеттелла. В данном тесте первый субтест направлен на изучение умения находить закономерности в ряду. Третий субтест изучает то же умение на основе аналогий. Различается ли распределение частот (данные представлены в таблице 45) уровня нахождения закономерностей на основе аналогии и без них в 3 классе?

Таблица 45

Результаты исследования умения

находить закономерности в ряду

Балл              
F1 (1 субт.)              
F2 (3 субт.)              

 

Таблица 46

Количество выборов мотивов учебной

деятельности студентов 1 и 5 курсов

Мотивы 1 курс 5 курс
  Стать высоко квалифицированным специалистом    
  Получить диплом    
  Успешно продолжить обучение на последующих курсах    
  Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»    
  Постоянно получать стипендию    
  Приобрести глубокие и прочные знания    
  Быть постоянно готовыми к очередным занятиям    
  Не запускать изучение предметов учебного цикла    
  Не отставать от сокурсников    
  Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности    
  Выполнять педагогические требования    
  Достичь уважения преподавателей    
  Быть примером для сокурсников    
  Добиться одобрения родителей    
  Избежать осуждения и наказания за плохую учебу    
  Получить интеллектуальное удовлетворение    

 

6.4. Со студентами 1 и 5 курса факультета педагогики и психологии по 40 человек каждого курса проводилась методика на изучение мотивов учебной деятельности студентов. Результаты представлены в таблице 46. Выявляются ли значимые различия в выраженности мотивов студентов 1 и 5 курса.

Таблица 47.

Количество суждений в понимании состояний и отношений человека на основе его мимики, отражающих разные качества, юношами с патологией поведения

Мимика Олигофрения Шизофрения Эпилепсия
Действия      
Состояние      
Отношение      
Качества личности      
Интеллектуальные и волевые качества      
Эмоционально-личностная оценка      
Социальный статус и роль      
Форма взаимодействия      
Тропы      

6.5. С юношами с патологией поведения олигофрения, шизофрения и эпилепсия (в каждой группе по 33 человека) проводилась методика «Диагностика способности к адекватному пониманию невербального поведения» В.А. Лабунской. На основе решения первой задачи, направленной на диагностику адекватности понимания состояний и отношений человека на основе мимики, выявлялись вербальные значения, относящиеся к определенным психологическим и социально-психологическим явлениям, которые отображены в таблице 47.

6.6. После коррекционной работы, направленной на развитие операции сериации, в экспериментальной группе (50 человек) и контрольной (60 человек) был проведен контрольный срез на уровень сформированности данной операции. Результаты представлены в таблице 48. Можно ли утверждать, что реализуемая программа была эффективной.

Таблица 48

Количество испытуемых, получивших балл

по тесту, изучающему операцию сериации

Баллы Экспериментальная группа Контрольная группа
     
     
     
     

 

6.7. В выборке студентов мужского пола технических вузов проводился тест Люшера в 8-цветном варианте (Сидоренко Е.В., 1996). Результаты представлены в таблице 49. Можно ли утверждать, что распределение желтого цвета по 8-ми позициям у данных испытуемых отличается от равномерного распределения?

Таблица 49

Эмпирические частоты попадания желтого

цвета на каждую из 8 позиций

Позиции желтого цвета
               
               

 

Таблица 50

Количество слов, прочитанных за 1 мин

8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

6.8. Различаются ли средние показатели детей 7-8 лет с ЗПР и нормальным уровнем развития по уровню тревожности, измеренному по тесту тревожности Кондаша в обработке А.М.Прихожан? Результаты представлены в таблице 23 стр.47. Сравнение выполнить по всем видам тревожности: школьной, самооценочной и межличностной, а также общему уровню.

6.9. В 8 и 10 классах проводилось исследование темпо-ритмических показателей. Один из них – скорость чтения за 1 минуту. Результаты представлены в таблице 50. Различаются ли средние показатели скорости чтения в 8 и 10 классах?

6.10. В 5, 6 и 7 классах проводилось исследование обобщения по тесту Р.Амтхауера. Результаты даны в таблице 12, стр. 18. Различаются ли средние показатели в 5 и 6 классах, 6 и 7 классах, в 5 и 7 классах?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.