Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т-критерий Вилкоксона






Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых; позволяет установить направление изменений и их выраженность.

Применяется критерий в тех случаях, когда признаки измерены по шкале порядка, равных интервалов и отношений. При этом сдвиги между вторым и первым замерами должны упорядочиваться.

Ограничения: Количество наблюдений в обоих замерах – не менее 5 и не более 50.

Вычисление критерия основано на выделении типичных и нетипичных сдвигов. Необходимо проранжировать сдвиги по абсолютной величине, при этом исключая из рассмотрения «нулевые» сдвиги.

Тэмп – это сумма рангов нетипичных сдвигов.

Критические значения критерия находятся по таблице 4 приложения для измененного объема выборки: n мы уменьшаем на количество «нулевых» сдвигов. Если Тэмп£ Т0, 01, то преобладание «типичного» сдвига является достоверным; если Тэмп> Т0, 05, то преобладание типичного сдвига не является достоверным; если Т0, 01< Тэмп£ Т0, 05, то преобладание типичного сдвига является значимым лишь на 5% уровне.

Пример. У учащихся 3 класса исследовался темп психической активности по тесту Когана. Результаты представлены в таблице 26. Значимо ли повышение ТПА при переходе от оптимального темпа к максимальному?

Таблица 26

Показатели оптимального АТ1 и максимального Атmax учащихся 3 класса

И.Ф. АТ1 Aтmax Сдвиги Сдвиг по модулю Ранг
О.А.     -10    
С.Бел.     +15    
Д.Б.     +42    
М.Бур.     +7    
В.Г.     +26    
А.Г.     +38    
С.И.     +20    
А.И.     +26    
К.И.     +15    
А.Л.     +7    
О.М.     +4    
А.М.     +5    
А.П.     +16    
Е.Р.          
Э.Ф.     +26    
А.Х.     +15    
А.А.     -3    
А.А.     +20    
С.Бал.     +23    
В.Б.     +5    
М.Бор.     -7   11, 5
С.Л.     -1    
Р.М.     +7    
С.М.     +15    
Д.Н.     -5    
Ю.С.     +16    
В.Х.     +42    
И.М.     +4    
И.Р.     +38    

Решение:

Данные представлены количественно, объем выборки 3< n=29< 60. Найдем сдвиги по таблице для каждого испытуемого и в результате получаем, что сдвиги варьируют от 1 до 42, причем по модулю разнообразных значений сдвигов 13.

Следовательно, для решения данной задачи мы имеем право применять критерий Т. Подсчитаем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов. Определим типичное и нетипичное направление.

«+» – 23 – типичное направление

«–» – 5 – нетипичное направление

«0» – 1 – исключим из рассмотрения, следовательно, n=29-1=28.

Сформулируем экспериментальную гипотезу: Сдвиг в сторону увеличения максимального темпа психической активности по отношению к оптимальному у учащихся 3 класса является достоверным.

Проранжируем абсолютные значения сдвигов (таблица) и ранги нетипичных сдвигов запишем в 6 столбец таблицы 27.

Таблица 27

Ранжирование абсолютных значений сдвигов

Сдвиги f Ранг
     
     
    5, 5
     
    11, 5
     
     
    18, 5
    20, 5
     
     
    26, 5
    28, 5

Тэмп=14+11, 5+1+8=34, 5

Для n=28 Т0, 01=101, Т0, 05=130

Тэмп< Т0, 01 Þ экспериментальная гипотеза подтверждается.

Ответ: Сдвиг в сторону увеличения максимального темпа психической активности по отношению к оптимальному темпу у учащихся 3 класса является достоверным.

Задачи:

5.1. С детьми 4-6 лет проводилась методика «4-й лишний» (образный материал) на обобщение. Методика состоит из 7 серий картинок. Результаты представлены в таблице 28.

Таблица 28

Результаты исследования уровня обобщения детей 4-6 лет на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа
№ исп. Констатир. эксперимент Контрольный эксперимент № исп. Констатир. эксперимент Контрольный эксперимент № исп. Констатир. эксперимент Контрольный эксперимент № исп. Констатир. эксперимент Контрольный эксперимент
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Далее эти дети поделили на контрольную и экспериментальную группы. С экспериментальной группой проводились игровые занятия на формирование умения обобщать (всего 12 занятий). На следующем этапе в контрольной и экспериментальной группе проведен повторный эксперимент с другой серией картинок. Повлияли ли формирующие игры на уровень обобщения в экспериментальной группе? Произошли ли значимые изменения в уровне развития обобщения в контрольной группе?

5.2. Происходит ли научение учащихся 3-го класса при прохождении лабиринтов в тексте Векслера? Результаты прохождения 1, 2, 3 и 4 лабиринтов представлены в таблице 29.

Таблица 29

Время прохождения 1 и 3 лабиринтов (в сек.)

учащимися 3 класса

№ исп Время прохождения лабиринтов № исп Время прохождения лабиринтов
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

5.3. 12 участников комплексной программы тренинга партнерского общения, продолжавшегося 7 дней, дважды оценивали у себя уровень владения тремя коммуникативными навыками (активное слушание, снижение эмоционального напряжения, аргументация). Первое измерение проводилось в первый день тренинга, второе - в последний. Участники должны были наметить для себя реально достижимый и идеал в развитии каждого из навыков. Все измерения производились по 10-балльной шкале. Данные представлены в таблице 30.

Можно ли утверждать, что у участников произошли значимые сдвиги в уровне владения каждым из трех навыков после тренинга? Уменьшается ли расхождение между «идеальным» и реальным уровнями владения навыками после тренинга?

 

Таблица 30

Оценки реального и идеального уровней развития

коммуникативных навыков

№ исп. 1-е измерение 2-е измерение
Акт.сл. Сн.эм.н. Аргум. Акт.сл. Сн.эм.н. Аргум.
Р Ид Р Ид Р Ид Р Ид Р Ид Р Ид
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

5.4. У детей до обучения в школе и в конце 1 класса изучался внутренний план действия (ВПД). Результаты представлены в таблице 31. Произошли ли значимые изменения ВПД в течение первого года обучения?

Таблица 31

Уровень сформированности ВПД учащихся 1 класса

Имя Ф. Дошк. возраст Мл.шк.возраст
Сережа С. средний средний
Вадим К. средний выше среднего
Ильдар М. средний средний
Азат З. высокий выше среднего
Павел К. средний выше среднего
Марат З. выше среднего средний
Денис Г. средний средний
Руслан С. средний средний
Саша М. средний выше среднего
Ильвир Ф. ниже среднего средний
Динара Ю. средний выше среднего
Марина К. средний средний

5.5. С учащимися 3 класса была проведена корректурная проба с буквенным материалом. Тест проводился в течение 10 минут. Через каждую минуту испытуемые ставили галочку в том месте, где работают. Изменяется ли количество ошибок от времени выполнения задания в корректурной пробе. Данные представлены в таблице 32.

Таблица 32

Количество ошибок, допущенных учащимися в работе

№ исп. Количество ошибок на … минуте
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.