Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества и недостатки американской модели менеджмента






Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный контроль качества (концепция «делать с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.

Основные недостатки этой школы следующие:

̶ Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.

̶ Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.

̶ Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».

̶ Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек.

Необходимо также отметить, что современные проблемы в американском управлении и организационном поведении базируются на более гуманных подходах, сосредоточенных на человеческом ресурсе, а не на технических данных и характеризуются следующими особенностями:

1. Международным и глобальным уровнем решения, когда глобальные аспекты имеют тенденцию развиваться.

2. Децентрализацией, предусматривающей упрощение структуры, сокращение, реструктурирование, повышение конкурентоспособности и снижение себестоимости продукции. Это - " реорганизационная революция" (1980-1990 г.г.), массовые увольнения и устранение целых слоев управленцев (включая менеджеров среднего и высшего звена - 25% менеджеров среднего звена были уволены в 80-х гг.). Все это привело к более " плоской", более децентрализованной и менее затратной структуре, в которой иерархические организации заменяются более гибкими сетями, осуществляющими взаимосвязь между отдельными структурными элементами.

3. Творческим потенциалом и интуицией, которые являются основой в принятии решений.

4. Необходимостью в творческом потенциале и инновациях, формирующихся через поощрение принятия риска, повышение индивидуальной ответственности (но не " перекладывание ответственности"), и воспитания качества чаще признавать неудачи (если только кто-либо не сделает эту ошибку дважды).

5. Быстро меняющейся окружающей средой, основными решающими факторами которой являются технология (информационная технология) и конкуренция.

6. Обновлением рабочей силы более образованными работающими с большим социальным разнообразием (больше женщин и меньшинств, а также людей, совмещающих несколько профессий) и более повышенными требованиями к организации (хотят интересной, приносящей удовлетворение работы и возможностей для обучения).

7. Обновлением рабочего места, обусловленным необходимостью использовать тех, кто лучше образован и стремится к ответственной работе, а также наличием более сложных задач при постоянном сокращении организационных издержек, вызванных изменением характера работ.

8. Изменением отношения к безопасности работы, основывающемся на современных концепциях, когда работники несут ответственность за обеспечение собственной безопасности работы.

9. Действенностью организаций на более долгосрочный перспективный период.

10. Менее формализованной, менее формальной организационной культурой.

11. Изменением идей относительно управления карьерой с учетам совмещения нетрадиционной, неуправленческой и вспомогательной карьеры, а также в случае изменения контракта и смены организации.

12. Большим количеством работающих временно (на " полставки"), контрактных служащих или работающих дома.

Революция нового рабочего места заключается в следующем:

1) Каждое лицо должно нести полную ответственность за свою карьеру.

2) Старых путей для создания карьеры больше не существует.

3) Рабочие будут вознаграждены за знания и адаптируемость.

4) Командная работа заменит иерархию как доминирующую форму организации.

5) Рабочие, которые могут процветать в новых условиях, будут так оценены предпринимателями, что компании отступят от своих обычных методов для построения новой корпоративной лояльности (верность).

6) Предложения возможностей для обучения служащих оправдывают себя.

7) Корпоративные ценности станут центральными по отношению к лидерству.

8) Возраст является все более важным фактором в определении возможностей и трудностей, с которыми будут сталкиваться рабочие.

На новом «дарвинском» рабочем месте служащие и компании будут заключать добровольные отношения, которые выгодны обеим сторонам.

Такие отношения требуют, чтобы рабочие были гибкими и более ответственными. Взамен им будет предложено работодателями развить идеи и инициативу для создания более производительных условий работы.

Однако, несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание.

На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер – известный представитель американской школы менеджмента – «менеджмент – это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».

Положительные особенности американской системы менеджмента:

̶ Значительное теоретическое обоснование процессов управления.

̶ Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.

̶ Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.

̶ Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».

̶ Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».

̶ Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

̶ Перспектива карьерного роста в компании.

̶ Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). Ответственность начальников за действия подчинённых.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.