Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздушный объем и пропорции зала






 

Объем проектируемого зала назначается, исходя из нормируемого удельного объема на одного зрителя. При наличии сценической коробки общий объем зала принимается без учета сцены:

, (1.1)

где – удельный объем, м3/чел.; – количество зрителей.

Объем на одно зрительское место в залах различного назначения рекомендуется принимать по табл. 1.1.

При выборе основных размеров зала следует соблюдать следующие правила:

- отношение длины зала к его средней ширине принимается в пределах 1–2;

- отношение средней ширины зала к его средней высоте принимается в тех же пределах (в диапазоне 1-2), во всех случаях не превышает 3;

- длину залов (от задней стены до передней) рекомендуется принимать не более 28-30 м, в филармонических залах - не более 45 м, а в залах со сценической коробкой – не более 26-35 м (от задней стены до занавеса).

Если отношение длины зала к его ширине превышает 2, то степень диффузности звукового поля снижается. При указанном отношении, меньшем 1, увеличивается время запаздывания отражений от боковых стен, при этом ухудшается слышимость на боковых местах.

Таблица 1.1 – Удельный объем зала по [1]

Назначение зала Рекомендуемый удельный объем, м3/чел.
Концертный зал с органом и хором 10-12
Концертный зал без органа, филармония 8-9
Оперный театр 6-7
Зал камерной музыки, оперетты  
Зал многоцелевого назначения 4-6
Драматический театр  
Конференц-зал, лекционный зал, аудитория  

Гармоничные пропорции зала можно определить по величине его объема, используя модуль золотого сечения линейных размеров, соотношение которых близки к 3: 5: 8.

Модуль золотого сечения определяется по формуле

, (1.2)

где – требуемый объем зала, м3.

Линейные размеры зала принимаются приблизительно следующими: высота – ; ширина – ; длина – .

 

 

ФОРМА ЗАЛА В ПЛАНЕ

 

План зала зависит от его назначения, однако существуют общие

требования, соблюдение которых позволяет достичь хорошей акустики:

- расстояние между источником звука и слушателем должно быть минимальным;

- форма плана должна учитывать направленность источника звука, что особенно важно при проектировании аудиторий и конференц-залов. Угол между лучами, направленными от источника к крайним рядам партера, должен быть минимальным;

- форма отражающих поверхностей вблизи источника звука должна обеспечивать максимально возможную передачу звуковой энергии на последние ряды;

- радиус кривизны вогнутых или сводчатых поверхностей с малым

звукопоглощением должен превышать расстояние от источника до вогнутой поверхности не менее чем в 2 раза, что позволит избежать очагов концентрации звука;

- в залах большой вместимости следует избегать параллельности стен, а также параллельности пола и потолка для предотвращения проявления интерференции отраженных звуковых волн (возникновения стоячих волн), приводящей к неравномерному распределению звука. Отклонение от параллельности боковых стен на 2-3º позволяет исключить такие нежелательные явления, как «порхающее эхо» и концентрацию звука.

Форма зала в плане, отвечающая изложенным требованиям, изображена на рис. 2.1.

 

 

 

Рисунок 2.1 – Наиболее рациональная форма зала в плане

 

 

Если последние ряды удалены от источника звука более чем на 30 м, устраивают балкон.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.