Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как образец активного романтизма






М.Ю.Лермонтов- яркий представитель русского романтизма 1й половины 19 века. Ведущий жанр его творчества – лиро-эпическая поэма («Демон», «Мцыри», «Песнь купца Калашникова»). Поэма «Мцыри» - образец активного романтизма Лермонтова, в которой утверждается идеал свободной, яркой, подлинной жизни. В основе сюжета поэмы лежит рассказ о мальчике-горце, который был захвачен в плен русским генералом. Его мудьба трагична: он – пленник русских генералов. Мцыри взят в плен ребёнком, но Лермонтов подчеркивает противоречивость его характера: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик, И слаб, и гибок, как тростник. Но в нём мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. В центре характера героя – врождённые гордость и мужество, свободолюбие. Мцыри оторван от родины. Из одного плена он попадает в другой – монастырский плен, где он Смотрел, вздыхая, на Восток, Томим неясною тоскою По стороне своей родной. Неслучайно местом действия выбран Кавказ – символ свободолюбия, и поэтому романтики часто избирали его в качестве экзотической романтической среды. В рассказе Мцыри слово «монастырь» часто заменяется словами «плен», «тюрьма». И хотя герой не испытывает ненависти к монахам, так как они его вырастили, вылечили, выходили, но монастырский склеп, куда по воле обстоятельств попадает герой, противостоит миру природы и его родине. Монастырское воспитание не коснулось духа Мцыри, в котором живёт воспоминание о земле предков. Слова «отец» и «мать» не исчезают из его сознания, несмотря на усилия монастырских воспитателей. Герой отваживается на бегство в родную страну, которое открывает ему новый прекрасный мир. История трёхдневного побега имеет самостоятельное сюжетное значение. Эти эпизоды наполнены идеями вольнолюбия и любви к Родине, а также насыщены общефилософскими идеями единения и борьбы человека с природой. В сознании героя природа ассоциируется с Родиной, порождает желание узнать смысл жизни: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля… Своеобразие романтического пейзажа заключается в том, что он служит средством раскрытия внутреннего мира героя. Например, Мцыри один на один с природой временами чувствует себя диким и вольным зверем. Ночные размышления героя предвещают эпизод с барсом (кульминация поэмы), чувство опасности мобилизуетвсе силы героя. Барс – реальный, честный противник. Между ними идет честный бой, и победит тот, у кого больше силы, мужества и храбрости (исключительный герой). Израненный барсом, Мцыри собирает «остаток сил» и выходит из леса, но тут он видит, что судьба жестоко посмеялась над ним: запутавшись, юноша вернулся к «тюрьме» своей. История мальчика в монастыре завершается тем же, с чего началась: опять он попадает умирающим в монастырь, но теперь жизненный крут завершается. Умирая в монастырском саду на руках у монаха, он вновь возвращается к мечте о свободе и родине. Таким образом, в поэме можно выделить следующие романтические черты: 1. Наличие романтического конфликта – конфликт между свободолюбивой личностью и окружающим её миром. 2. В центре поэмы романтический герой – исключительная личность. 3. Романтический пейзаж в поэме субъективен, соотнесён с психологическим состоянием героя. 4. Исповедь героя. 5. ЯркиеИзобразительно-выразительные средства поэмы. Обилие эпитетов (мучительный недуг, слабый стон, тёмный лес), метафор (страданье спит, мечтанья погибли), сравнений (как будто надписью златой я жажду вечного покоя), частое использование символических образов (монастырь –символ неволи, тюрьмы, с «сумрачными стенами» и «кельями душными»). Особая роль принадлежит антитезе (монастырь-природа, человек - зверь).

13 вопрос. Особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

М.Ю.Лермонтов- автор нравственно-философского, соц.-психологического романа «Герой нашего времени». Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как «изображение всего поколения». Он подчеркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не полезнее истории целого народа». Но душа Печорина отнюдь не мелкая: он человек необыкновенный. Лермонтову важно было глубоко раскрыть характер Печорина, поэтому он прибегает к необычному построению романа. Особенности композиции: 1. принцип хронологической инверсии - отказ от последовательного изображения. соответствует противоречивой личности Печорина. 2. Пять повестей, объединённые главным действующим лицом – Григорием Александровичем Печориным. 3. В центре повествования Кавказский период. 4. Последовательность событий Печорин, гл. «Тамань, гл. «Княжна Мэри, гл. «Фаталист, гл. «Бэла, гл. «Максим Максимыч». Такое нарушение хронологического порядка усиливает сюжетное напряжение, постепенно раскрывает противоречивый и сложный характер Печорина. 5. В романе две части, каждая из этих частей обладает внутренним единством. Объективная, субъективная. Одна представляет собой объективное повествование о Печорине в записках странствующего офицера, другая – субъективное самораскрытие героя в его журнале. 6. Композиция «Героя нашего времени» концентрическая.
Т.о., композиция романа «Герой нашего времени» направлена на изображение внутреннего мира главного героя, раскрытие трагедии его поколения.

 


14.Н.В.Гоголь-драматург. Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Н. В. Гоголь – основоположник критического реализма в русской литературе, писатель-сатирик, известен он как драматург, пьесами «Игроки», «Женитьба», «Ревизор». Сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подсказал А. С. Пушкин, он рассказал ему чисто русский анекдот – как в 1833 г. В Нижнем Новгороде его приняли за ревизора. Замысел комедии Гоголь объяснил сам: «В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России какое я знал». За этот замысел получил блестящее осуществление в комедии, определив его жанр как социально-политический. В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников ожидающих ревизора; случайное совпадение приезд Хлестакова, принятого за ревизора. Комедия рисует Хлестакова как человека «пустейшего», крайне легкомысленного «без царя в голове». Самая главная черта Хлестакова – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена - суть «хлестаковщины»! Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по последней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производит впечатление». Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус. Помимо прочего, он— врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвышается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пушкин — большой приятель и которого все боятся и уважают. Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остановиться. Он такая важная персона, что при первой надобности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять департаментом. При виде его солдаты радостно салютуют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Парижа. Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действительно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городничего одновременно. Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется после его побега Марья Антоновна и как будет существовать в провинциальном городе. Не боясь разоблачения, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу переходит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приняли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спрашивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требовать у каждого посетителя.Хлестаковы живут и сегодня. И явление это получило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестаковы - это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчестия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по замечанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».Элементы композиции: завязка (ожидание приезда ревизора), развитие действия (Хлестаков в роли ревизора), развязка (новость о приезде настоящего ревизора). Т. о. комедия Ревизор – это мировая картина чиновниче-бюракротического правления России в 30-е гг. 19 в.


15 вопрос: Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Чичиков
Н.В.Гоголь –основоположник критического реализма в русской литературе, писатель сатирик. Центральное произведение Гоголя «Мертвые души», сюжет которого был подсказан А.С.Пушкиным. Главная тема книги- тема России. Галерею портретов русских помещиков Гоголь открывает изображением Манилова. Манилов действительно находится на первой ступени «омертвения» перед нами радушный хозяин, словоохотливый собеседник, любящий муж и отец, но достоинства героя оказываются мнимыми. Все его мысли, поступки, поражают какой-то внутренней пустотой, бессмысленностью. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. Но Манилов – не только человек, от которого «не дождёшься никакого живого слова», а и помещик совершенно равнодушный к судьбам крестьян.После Манилова Чичиков направляется к Собакевичу, но случается так, что он попал к Коробочке. Этот случай не был безразличен Гоголю.Бездеятельный Манилов и хлопотливая Коробочка. По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет её «дубиноголовой». Коробочка вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Манилов не знает хозяйства. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудное хозяйствование. Она отказывается уступить Чичикову свои мёртвые души не только потому, что боится «прогадать», но ещё из опасения – а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Она ведёт своё хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копеечкой-то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в её пестрядевых мешочках и коробочках. Выехав от Коробочки, Чичиков опять-таки «случайно» встречает Ноздрёва… Ноздрёв – человек самостоятельного действия, но и он из тех, кто «начнут гладью, а кончат гадью». Вернее –то и другое у него перемешано и подкреплено всей ноздрёвской решительностью.Ноздрёв – мастер «лить пули». Он хвастун и несусветный враль. Это лгун по призванию и по убеждению. В Ноздреве нет и намёка на скупердяйство Коробочки. Он с лёгким сердцем проигрывает в карты свои деньги, а, обыграв на ярмарке иного простака, готов тут же весь выигрыш пустить по ветру, накупить ненужных вещей, подвернувшихся под руку. Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрёва или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдётся людей, которым удалось бы его обмануть. Не только в доме его, а во всём поместье – до хозяйства последнего мужика – держится у него всё прочно и крепко. На этом основании находится даже положительное в Собакевиче по сравнению с другими помещиками, нерасчётливо обдиравшими своих крепостных. Плюшкин, владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим. Скупость обратилась в расточительность. Скупость выжила из его души не только все человеческие чувства, но и трезвый расчёт, и действовать он может только автоматически, не меняя ничего по существу, потому, что внутренне он мёртв. Гоголь с гневным недоумением описывает это бессмысленно вертящееся колесо скупости.
Центральный герой поэмы – Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму. Он дворянин, но отец ему не оставил наследственных имений. Герой собственными усилиями пробивает себе дорогу в жизнь. С юных лет он усвоил наставление отца, чтобы беречь и копить копейку. Его цель-капитал. В достижении её он проявляет упорство, настойчивость, энергию, изобретательность. Чичиков- маленький человек. Но ему, по мысли Гоголя, принадлежит будущее. Писатель верил, что герой свои положительные качества – трудолюбие и целеустремленность, направит на процветание России, чтобы Россия пришла в движение, чтобы посторонились другие народы и государства.
Однако успех Чичикова объясняется не только «сложным составом» его личности. Его афера поддерживается всеобщим беспорядком в стране.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.