Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ожидаемые результаты реализации программы






Воспитательные результаты внеурочной деятельности под­ростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний о ситуации межличностного взаимо­действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо­бах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о само презентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в раз­личных ситуациях, способов типизации взаимодействия, ин­струментов воздействия, понимания партнёра.

79 |


Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеют проведение новогоднего праздника для сверстни­ков и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать парамет­ры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка ху­дожественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный по­радовать представителей школьного сообщества.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организа­ционных и финансовых возможностей для реализации проек­та в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ве­дение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, ис­пользование различных способов информирования). Здесь ос­ваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экс­пертам собственные разработки.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьника с социальными субъек­тами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родно­го города (села)», любительский спектакль для жителей окру­ги, открытый общественный показ документальных видеопро­ектов.

2.7. Трудовая (производственная) деятельность

Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятель­ности, требующей от человека приложения усилий и осуще­ствления работы, попадает и учебная деятельность. Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба — это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучеб­ных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьни­ков, мы вводим уточнение — «производственная». То есть ни­же пойдёт речь о труде, в котором мальчишки и девчонки по


меньшей мере производят продукт (вещь, услугу, информа­цию и т. п.), причём значимый не только для них, но и для других людей. Почему «по меньшей мере»? Да потому, что у производственного труда, помимо продуктивности, есть дру­гие свойства, очень важные для развития и воспитания детей. Но об этом — в своё время.

По меткому замечанию Ю.В. Крупнова, в привычности словосочетания «трудовое воспитание» пропадает главное в проблеме труда: какой именно труд, какого уровня, типа и степени совершенства. Воспитывает и образовывает не любой труд, точнее, не любая активность или работа, встро­енная в систему социально-экономических отношений. А.С. Макаренко подчёркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс — то есть не определённая после­довательность действий, ведущая к определённому результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для рабо­ты знаниями и навыками (это «труд-учёба», обучение труду). Воспитывающий труд — это, по словам А.С. Макаренко, «труд-забота» о себе и других, ближних и дальних. Только если труд организован этим особым, «заботливым» образом, если в нём складываются особые, взаимно заинтересованные, сотруднические отношения между работающими, он стано­вится трудом духовно преобразующим.

По нашему мнению, восхождение школы к «труду-заботе» требует последовательного достижения в трудовой деятельнос­ти школьников воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. И каждому уровню результата соответ­ствует свой тип образовательной формы.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспита­тельных результатов первого уровня (приобретение школь­никами социальных знаний, первичного понимания социаль­ной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружко­вые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием, радиоделом и т. д.), домашними ремёс­лами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отноше­ний, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются уди­вительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами «Лего». Начиная со свободной игры с конструктором, дети постепенно переходят к индиви­дуальной и групповой сборке всё более сложных моделей по инструкциям, а затем — к групповым творческим техничес­ким проектам. Работа над проектом может разворачиваться в следующей логике:


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.