Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика подготовки отчетности по МСФО российскими предприятиями.






Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) ‒ набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия [2].

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) являются важной частью в развитии национальной системы бухгалтерского учета, в современной экономике.

Применение правил и принципов, рекомендованные МСФО, позволяют получить наиболее правильную и адекватную информацию о финансовом состоянии компании и о результатах ее финансовой деятельности.

Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.10 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО. Федеральный закон о консолидированной финансовой отчетности распространяется на все кредитные и страховые организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Пока этим и исчерпывается круг «общественно значимых» российских организаций, обязанных отчитываться по МСФО. В последние годы многие российские компании и группы компаний, в добровольном порядке начали готовить отчетность по международным стандартам согласно запросам инвесторов, кредиторов, иностранных партнеров и других заинтересованных пользователей.

Согласно проведенному исследованию «Перспективы и практика применения МСФО в России» среди более 2000 респондентов на вопрос составляете ли Вы отчетность по МСФО (рис. 1), только 25% дали утвердительный ответ. Планируют начать составлять в ближайший год 32% респондентов. При этом число компаний, которые пока не планируют переходить на МСФО еще велико (43%). 65% компаний, составляющих отчетность по МСФО, делают это полностью собственными силами, 25% — совместно с аудиторами и консультантами из консалтинговых компаний, и 10% — полностью отдается на аутсорсинг. Это свидетельствует с одной стороны о достаточно высоких требованиях самих компаний, с другой — о возросшей за последние годы квалификации специалистов, составляющих отчетность по международным стандартам. При этом наиболее распространенным способом составления отчетности является трансформация (74%).

Основными проблемами применения МСФО, которые выделяют респонденты, являются:

− недостаток информации (сложность текстов стандартов). Причем сложными для понимания являются как оригинальные тексты стандартов, так и переведенные, введенные для применения российскими компаниями Минфином (ввиду их прямого перевода, без разъяснения новых для отечественных специалистов понятий);

− отсутствие обобщения и анализа положительной практики применения МСФО российскими компаниями, а также разъяснений и комментариев к стандартам Минфина и других компетентных органов;

− высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО;

− высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний;

− недостаток квалифицированных кадров, как с позиции работодателей, так и с позиции компаний-заказчиков услуг по МСФО.

31. Представление финансовой отчетности - элементы отчёта о финансовом положении

Отчет о финансовом положении представляет активы, обязательства и капитал предприятия по состоянию на определенную дату – конец отчетного периода.

В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.

I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса: активы; обязательства; капитал.

II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках: доходы; расходы.

Активы - ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.

Обязательства - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.

Капитал представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.

Общий капитал компании можно разделить на две части: капитал, полученный от своих акционеров; капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов.

Расходы компании - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы: обычные расходы, осуществляемые для извлечения доходов; прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод в будущем.

Доходы компании - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала.

Доходы выступают в двух формах: выручка; выигрыши.

Выручка - это регулярные доходы от обычной деятельности: от продажи товаров и услуг, от процентов и вознаграждений, дивидендов, лицензионных платежей и роялти, арендной платы, доходы от реализации недвижимости, специально купленной для перепродажи, и инвестиционной собственности.

Выигрыши - это прочие доходы нерегулярного характера, которые не требуют сколько-нибудь существенных расходов на их получение: доходы от штрафов и компенсаций, безвозмездное финансирование и субсидии, курсовые валютные разницы, дооценка другого оборотного имущества, доходы от продажи основных средств и неликвидов, которые по своей природе не отличаются от выручки, но являются случайными; они не могут быть отнесены к операциям, характерным для обычной деятельности компании.

 

32. Отчет о финансовом состоянии. Структура отчёта о финансовом положении

Отчет о финансовом положении представляет активы, обязательства и капитал предприятия по состоянию на определенную дату – конец отчетного периода.

Элементами финансовой отчетности, непосредственно связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Отчет о финансовом положении должен, по меньшей мере, включать статьи, представляющие следующие суммы: (а) денежные средства и эквиваленты денежных средств. (б) торговая и прочая дебиторская задолженность. (в) финансовые активы (г) запасы. (д) основные средства. (е) инвестиционное имущество, отраженное по справедливой стоимости через прибыль или убыток. (ж) нематериальные активы. (з) биологические активы, отраженные по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и обесценения. (и) биологические активы, отраженные по справедливой стоимости через прибыль или убыток. (к) инвестиции в ассоциированные предприятия. (л) инвестиции в совместно контролируемые предприятия. (м) торговая и прочая кредиторская задолженность. (н) финансовые обязательства (о) обязательства и активы по текущим налогам. (п) отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы (р) резервы. (с) неконтролирующая доля, представленная в составе капитала отдельно от капитала, относимого на владельцев материнского предприятия. (т) капитал, относимый на владельцев материнского предприятия.

33. Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе – структура

В целом отчет о совокупном доходе (или отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе) состоит из двух основных разделов:

• «Прибыли и убытки» – по сути, это полный аналог российского отчета о финансовых результатах, который заканчивается величиной прибыли после налогообложения (чистой прибыли);

• «Прочий совокупный доход», который включает в себя доходы и расходы, отражаемые непосредственно в собственном капитале, а также реклассификацию ранее признанных в собственном капитале доходов и расходов, которые больше не могут там учитываться.

Причем в разделе «Прочий совокупный доход» приводятся именно соответствующие доходы и расходы, а не все операции, отражаемые в собственном капитале.

Предприятие должно представлять свой общий совокупный доход за период либо:

(a) в одном отчете о совокупном доходе, при этом отчет о совокупном доходе представляет все статьи доходов и расходов, признанные за период, либо

(б) в двух отчетах – отчете о прибылях и убытках и отчете о совокупном доходе – при этом отчет о прибылях и убытках представляет все статьи доходов и расходов, признанные за период, за исключением статей, признанных в общем совокупном доходе не в составе прибыли или убытка, как это допускается или требуется в соответствии с настоящим МСФО.

Три вида прочего совокупного дохода при их возникновении признаются как часть общего совокупного дохода не в составе прибыли или убытка: -некоторые прибыли и убытки, возникающие в результате пересчета финансовой отчетности иностранного подразделения; -некоторые актуарные прибыли и убытки; -некоторые изменения в справедливой стоимости инструментов хеджирования

 

34. Раздел Капитал – элементы раздела

Для того чтобы представить, какие операции отражаются непосредственно в капитале, приведем их краткий перечень:

1.Доходы и расходы, отражаемые непосредственно в собственном капитале:

• переоценка (уценка в пределах ранее проведенной переоценки) основных средств и нематериальных активов, учитываемых по переоцененной стоимости;

• курсовые разницы, связанные с пересчетом отчетности иностранного подразделения, выраженной в иностранной валюте, в функциональную валюту;

• прибыли и убытки от изменения справедливой стоимости некоторых финансовых обязательств, связанные с изменением кредитного риска;

• актуарные прибыли и убытки пенсионных планов с установленными выплатами;

• прибыли и убытки от изменения справедливой стоимости долевых финансовых инструментов, не предназначенных для торговли;

• эффективная часть прибылей и убытков от изменения справедливой стоимости инструмента хеджирования будущих денежных потоков, а также прекращение их признания в капитале после проведения операции.

2. Операции, связанные с вкладами собственников или с распределением ими чистой прибыли: • эмиссия акций; • выпуск комбинированных финансовых инструментов с возможностью обмена их на долевые инструменты предприятия; • выплаты на основе долевых инструментов с расчетом долевыми инструментами; • дивиденды и прочее распределение чистой прибыли.

3. Технические операции, связанные с переносом сумм из одного раздела собственного капитала в другой (чаще всего зависят от учетной политики предприятия в отношении данных операций), в частности: • резерв переоценки (переносится в нераспределенную прибыль по мере использования основного средства либо при его выбытии); • накопленные актуарные прибыли и убытки по пенсионным планам с установленными выплатами; • компонент капитала, связанный с выплатами долевыми инструментами с расчетом долевыми инструментами после даты перехода прав на долевые инструменты






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.