Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные ресурсы сети Интернет






И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК

Роль и место предприятия в социально-экономической сфере

Особенности и классификация предприятий АПК

Нормативно правовая основа планирования и организации производства в АПК

Структура внешней организационно-экономической среды планирования и организации производства в АПК

1.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект (коммерческая организация) ведущий ту или иную деятельность с целью реализации результатов своей деятельности, созданный в соответствие с действующим законодательством РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие представляет собой частный случай организации и под этим термином понимается, прежде всего, коммерческая организация, основной целью которой является производственная деятельность (производство продукции, выполнение работ либо услуг) и систематическое получение прибыли.

Существуют и некоммерческие организации, основной целью которых является также производственная деятельность и достижение кого-либо эффекта (главным образом социального, культурного, экологического и т.д.), но не систематическое получение прибыли. В то же время некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль для удовлетворения своих уставных целей и задач.

Понятие организации – искусственное, то есть они не существуют в природе естественным образом; их нельзя увидеть, потрогать. Это некая договоренность в обществе между людьми об их взаимоотношениях. Основная идея организации – объединение усилий и ресурсов физических лиц одной главной целью для получения синергетического эффекта и достижения этой цели. Их деятельность может осуществляться в различных сферах: экономической (коммерческие организации); культурной; социальной; научной и др.

Синергетический эффект в деятельности организаций представляет собой суммирование усилий его участников. Если они объединены одной целью, то результат их усилий не будет равен простому суммированию усилий всех отдельно взятых участников, а будет иметь значительно большее значение (1+1+1+1+1=9!!!), так как происходит взаимная мотивация, взаимное дополнение и усиление. Если участники организации не имеют общей цели, то организации как таковой не существует, так как не выполняется главное условие его создания (рис. 1; 2).

В обобщенном виде целями создания предприятия являются:

1. создание эффекта (результата) для участников (субъектов) организации;

2. создание эффекта (результата) для остальных физических лиц (внешних субъектов).

Рисунок 1 – Создание организации – отсутствует главное условие

Рисунок 2 – Создание организации – субъекты объединены общей целью

Если взять во внимание экономический аспект деятельности, то организация будет представлять собой предприятие. С точки зрения экономики, предприятие представляет собой хозяйственную единицу, в которой целенаправленно комбинируются ресурсы (факторы производства), чтобы посредством изготовления и реализации продукции (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

На рис. 3 представлена общая схема коммерческой организации.

Рисунок 3 – Общая схема коммерческой организации

Производственные предприятия выделяются среди других – транспортных, торговых и др. и характеризуются следующими особенностями:

- они основной поставщик материальных благ;

- осуществляют расширенное воспроизводство, т.е. они позволяют не только накапливать определенные материальные, информационные и другие ценности, но и качественно преобразовывают их, т.е. по существу создают основу развития человеческого общества;

- формируют покупательную способность населения, выплачивая зарплаты и дивиденды своим работникам и собственникам;

- формируют основные рынки: труда, капитала, сбыта и т.д.

Модель производственного предприятия показана на рис. 4.

Рисунок 4 – Модель производственного предприятия

Производственная деятельность в широком смысле – деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.

Общая системотехническая модель производственного процесса показана на рис. 5.

Рисунок 5 – Модель производственного процесса

Место производственного процесса в общей схеме воспроизводства отражено на рис. 6.

Рисунок 6 – Роль производственного процесса в системе воспроизводства

Современное производство – это сложная система с разнохарактерными элементами и взаимосвязями. Его специфика определяется следующими факторами:

- необходимостью учета экономических, технических, политических и экологических характеристик;

- технической и организационной сложностью;

- тесной связью с внешней средой предприятия;

- быстрой номенклатурной обновляемости;

- постоянным ростом значения кадрового потенциала предприятий.

Конкретным содержанием организации производственной деятельности являются, в частности:

- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;

- определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;

- организация технической подготовки и технического обслуживания производства;

- определение и управление кадровым составом предприятия;

- выбор номенклатуры продукции и организация ее производства, исходя из интересов рыночных потребителей;

- получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);

- определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции;

- организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования;

- организация управления предприятием;

- решение задач социального развития коллектива.

2.

Предприятие АПК является единицей экономики страны и представляет собой систему сложных производственных отношений. Целью предприятий АПК является полное удовлетворение населения в высококачественных продуктах питания и непродовольственных товарах (переработка льна), а добиться этого можно лишь при высокоэффективной организации производства, которая бы соответствовала специфике каждой отрасли АПК.

Для предприятия АПК характерны:

1) Производственно-техническое единство означает тесную взаимосвязь всех составляющих предприятия, которая определяется общностью назначения изготовляемой продукции и в целом технологического процесса.

2) Организационно-экономическое единство характеризуется наличием единых органов управления, единого коллектива, административной обособленности, взаимосвязи плана производства с обеспечением материальными, техническими и финансовыми ресурсами.

3) Деятельность предприятия должна осуществляться на основе коммерческого хозрасчета. Все это определяет хозяйственную самостоятельность предприятия, т.е. самообеспеченность необходимыми основными и оборотными средствами, самостоятельный сбыт продукции и наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.

Предприятия различных отраслей АПК имеют свои специфические особенности, которые вытекают из характера производства, применяемой техники и технологии, а также квалификации кадров. В то же время предприятия имеют ряд общих признаков, которые позволяют их классифицировать по ряду направлений:

1) в зависимости от организационных форм и форм собственности предприятия подразделяются на:

-индивидуальные (семейные);

-коллективные;

-производственные кооперативы;

-ОАО, ЗАО, ООО;

-общественные организации;

-государственные предприятия;

-совместные предприятия и другие.

2) по экономическому назначению продукции:

-предприятия, производящие средства производства – в том числе предприятия I сферы АПК;

-предприятия, производящие продукты потребления – предприятия I и II сфер АПК.

3) по характеру технологических и производственных процессов:

-предприятия с прерывным производством;

-предприятия с непрерывным производством.

Некоторые отрасли АПК относятся к непрерывному производству (мукомольная).

4) по времени работы в течение года:

-предприятия круглогодичного действия;

-предприятия сезонного действия (растениеводческие).

5) по размерам производства:

-крупные;

-средние;

-мелкие (малые) предприятия.

6) по степени специализации:

-специализированные;

-универсальные.

7) по степени механизации и автоматизации:

-предприятия с автоматизированным производством;

-предприятия с комплексно механизированным производством;

-предприятия с частично механизированным производством.

По предприятиям АПК часто встречается большой удельный вес ручного труда.

3.

Нормативно правовая основа планирования и организации производства в АПК

(см. документы в отдельной папке):

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочно-информационная система «Гарант».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Справочно-информационная система «Гарант».

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Справочно-информационная система «Гарант».

10. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-информационная система «Гарант».

11. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Справочно-информационная система «Гарант».

12. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

13. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Справочно-информационная система «Гарант».

14. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

15. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) «Об акционерных обществах» // Справочно-информационная система «Гарант».

16. Федеральный закон от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Справочно-информационная система «Гарант».

17. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Справочно-информационная система «Гарант».

18. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) «О сельскохозяйственной кооперации» // Справочно-информационная система «Гарант».

19. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

20. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ (ред. 26.06.2007 г.) «О мелиорации земель» // Справочно-информационная система «Гарант».

21. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 4.12.2006 г.) «О землеустройстве» // Справочно-информационная система «Гарант».

22. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

23. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 (ред. от 17.09.2007 г.) «О федеральной программе «Социальное развитие села» // Справочно-информационная система «Гарант».

24. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант». + Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

25. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Справочно-информационная система «Гарант».

26. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Справочно-информационная система «Гарант».

27. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-информационная система «Гарант».

28. Закон Алтайского края от 4 февраля 2008 г. № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» // Справочно-информационная система «Гарант».

29. Закон Алтайского края от 14 марта 2003 г. № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

30. Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы» // Справочно-информационная система «Гарант».

31. Закон Алтайского края от 10.03.2004 г. № 5-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» // Справочно-информационная система «Гарант».

32. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» // Справочно-информационная система «Гарант».

33. Закон Алтайского края от 04.02.2007 г. № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками» // Справочно-информационная система «Гарант».

34. Закон Алтайского края от 07.11.2006 г. № 111-ЗС «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» // Справочно-информационная система «Гарант».

35. Постановление Администрации края от 24.12.2007 г. № 603 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения» // Справочно-информационная система «Гарант».

36. Постановление Администрации края от 12.04.2007 г. № 147 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

37. Постановление Администрации края от 29.08.2007 г. № 375 «О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов» // Справочно-информационная система «Гарант».

38. Постановление Администрации края от 06.06.2007 № 258 «Об утверждении порядка проведения согласительных процедур по разрешению споров о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-информационная система «Гарант».

39. Постановление Администрации края от 12.01.2007 г. № 14 " Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

40. Постановление Администрации края от 14.11.2007 г. № 519 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края» // Справочно-информационная система «Гарант».

Информационные ресурсы сети Интернет


1. https://www.mcx.ru

2. https://www.agro.altai.ru

3. https://www.gks.ru

4. https://www.rosagroleasing.ru

5. https://www.rshb.ru

6. https://www.sibagro.ru


4.

Структура внешней организационно-экономической среды планирования и организации производства в АПК


ТЕМА 2: СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сущность и значение планирования. Содержание плановой деятельности.

Методология и принципы планирования.

Классификация планов хозяйствующих субъектов.

Факторы, определяющие эффективность планирования.

1.

Планирование является одной из важнейших функций управленческого процесса, целью которой является упорядочение любой деятельности и повышение её эффективности. Оно представляет собой процесс принятия решений о способах их достижения. Конечным продуктом плановой деятельности и одновременно её инструментом является план, который представляет собой заранее обоснованную систему мероприятий по реализации какого-либо замысла, достижения определённой цели.

Несмотря на то, что в рыночных условиях основная тяжесть планирования ложится непосредственно на субъекты хозяйствования, роль государственного планирования по-прежнему остаётся весьма значительной. Это объясняется тем, что рыночное саморегулирование способно разрешить далеко не все проблемы в экономической сфере, особенно в решении задач социального, научно-технического и государственного развития.

Роль планирования в управлении социально-экономическими процессами любого уровня очень велика. Использование планов даёт целый ряд преимуществ:

– проясняются причины возникающих проблем и перспективы деятельности;

– появляется возможность использовать потенциал и предотвращать угрозы;

– деятельность объекта планирования упорядочивается;

– улучшается координация взаимосвязанных структур управления;

– увеличиваются возможности информационного обеспечения;

– рационально используются экономические ресурсы;

– повышается качество управленческого контроля.

Одновременно практика показывает, что подавляющее большинство неудач и крахов, как в государственном управлении, так и в предпринимательской деятельности, связаны в первую очередь с отрицанием необходимости плановой деятельности или с низким качеством планов.

Необходимо различать категории «планирование» и «плановая деятельность», последняя – это более широкое понятие, которое подразумевает несколько логически взаимосвязанных процессов (или этапов):

1. Анализ, который необходим для выявления закономерностей и проблем на основе изучения прошлого опыта, поиска резервов и преимуществ.

2. Прогнозирование – т.е. научное предвидение будущего, основанное на использовании выявленных в ходе анализа закономерностей, а также предсказаниях и предчувствиях. Целью прогнозирования является описание возможных картин будущего на основе правдоподобных предположений. Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основой для принятия плановых решений.

3. Непосредственно планирование.

4. Реализация планов и контроль за ходом их выполнения, данные которого служат для корректировки планов и анализа.

Таким образом, плановый процесс носит циклический характер, поскольку он периодически повторяется.

2.

Методология планирования представляет собой совокупность научно-обоснованных методов, принципов и логических начал обоснования плановых решений.

Методика планирования – более узкое понятие, это всего лишь составная часть методологии, которая представляет собой совокупность приёмов и правил, применяемых при разработке конкретных видов программ и планов.

Метод – это прием (способ) или их комбинация обоснования планового показателя.

Научную основу методологии планирования составляют объективные законы и закономерности общественного и экономического развития. Именно на них в первую очередь строятся принципы планирования. Среди этих законов важное значение для обоснования методологии планирования имеют законы диалектики (отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей). Для экономического планирования, помимо диалектических законов, необходимо чётко представлять себе характер действия объективных экономических законов, то есть законов, действующих независимо от воли людей, вступающих в экономические отношения (закон стоимости, законы спроса и предложения).

Под методологическими принципами планирования понимаются следующие основополагающие правила, которыми необходимо руководствоваться в процессе принятия плановых решений:

1. Принцип научной обоснованности предполагает разработку планов на научной основе с учетом экономических законов и закономерностей развития производства, достижений науки и передового практического опыта.

2. Принцип системности (системного комплексного подхода) заключается в том, что при обосновании отдельного показателя плана необходимо максимально учесть всю совокупность экономических и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на возможную величину этого показателя.

3. Принцип единства предполагает создание системы взаимосвязанных и согласованных программ и планов на всех уровнях планирования. Единство в планировании достигается путем координации и интеграции планов различных уровней и сроков реализации. Координация – это взаимная увязка планов на горизонтальном уровне (например, согласование планов предприятий между собой). Интеграция – это согласование планов разных уровней (предприятия и подразделений, объединения и отдельного предприятия в его составе, региона и района и т.д.).

4. Принцип участия (партисипативность) означает включение в плановую деятельность максимального возможного количества заинтересованных лиц, в соответствии с компетенцией каждого, с целью взаимной увязки интересов носителей идеи планирования и её исполнителей.

5. Принцип непрерывности предполагает регулярную сменяемость планов и постоянство в планировании, которое выражается в непрерывном отслеживании изменений в окружающей среде и корректировке планов в соответствии со сложившейся ситуацией.

6. Принцип гибкости означает придание планам и программам способности изменяться в связи с возникновением экстремальных ситуаций, вызывающий угрозу срыва выполнения плана, или наоборот, предоставляющих дополнительные возможности. На практике реализация принципа гибкости предполагает создание в планах резервов (запасов ресурсов) и использование инструментов снижения возможных рисков (страхование, хеджирование и т.д.). Объемы резервов необходимо увязывать со степенью риска возникновения неблагоприятных событий.

7. Принцип точности предполагает предельную степень конкретизации показателей (она зависит от степени неопределённости будущего и периода планирования).

8. Принцип вариантности заключается в необходимости разработки нескольких вариантов плана в связи с недостаточной определенностью ситуации в будущем. Как правило, разрабатывают оптимистический и пессимистический варианты плана, иногда бывает и третий, промежуточный вариант.

9. Принцип напряженности предполагает максимальную степень использования ресурсов в ходе реализации планов (например, интенсивное использование рабочего времени и возможностей работников).

10. Принцип реальности (выполнимость) означает учёт действительных условий реализации планов, установление выполнимых показателей.

3.

На уровне хозяйствующих субъектов – предприятий и учреждений – планы являются основным инструментом планирования. Подавляющее большинство планов такого уровня носит директивный (то есть обязательный для исполнения) характер. Как правило, планы предприятий более глубоко обоснованы по сравнению с государственными программами, так как степень неопределенности на микроуровне ниже, по сравнению с региональным, отраслевым и макроэкономическим уровнями.

Известны различные виды планов. В зависимости от классификационного признака их можно сгруппировать следующим образом:

1. По уровню управления: 1.1 корпоративные; 1.2 отдельных предприятий; 1.3 подразделений и отделов предприятия; 1.4 производственных участков, звеньев, групп исполнителей;

2. По временному признаку: 2.1 Долгосрочные (перспективные) (от 5 до 10-15 лет). 2.2 среднесрочные (до 5 лет). 2.3 годовые. 2.4 оперативные (на квартал, месяц и т.д.).

3. По типу (содержанию плановых решений):

3.1 стратегические (цель – обеспечить долгосрочное выживание и развитие предприятия на основе адаптации к деловой среде с учётом её прогнозируемых изменений);

3.2 тактические (цель – создать условия для реализации стратегии в среднесрочной и краткосрочной перспективе);

3.3 оперативно-календарные (цель - обеспечить ежедневную стабильную работу предприятия по реализации тактических планов).

4. По объекту (сфере планирования): 4.1 производственные; 4.2 маркетинговые; 4.3 финансовые; 4.4 планы материального снабжения и запасов; 4.5 кадровые (трудовые); 4.6 инновационные; 4.7 инвестиционные; 4.8 бизнес-планы; 4.9 планы социального развития.

4.

Всегда следует помнить о том, что возможности планирования небезграничны. Помимо того, что для реализации планов необходимо гибкое и энергичное руководство, есть целый ряд факторов, которые снижают эффективность планирования. Эти факторы делятся на объективные и субъективные.

К объективным пределам планирования относятся:

1. Неопределенность рыночной среды. План может быть настолько точным, насколько известны условия деятельности в будущем. Но так как рыночная среда включает миллионы независимых субъектов хозяйствования и потребителей, в точности предсказать ее состояние вряд ли возможно. А так как информация о неконтролируемой среде не будет исключительно точной, то и решения, принимаемые на основе неполной информации, не могут быть абсолютно верными.

2. Издержки планирования. Планирование требует затрат на научные исследования, на привлечение экспертов, на организацию и работу плановых служб, что не всем по карману.

3. Необходимость сочетания формального планирования с интуитивными методами принятия решений.

4.Специфика российского рынка – высокая степень неопределённости внешней среды, низкий уровень накоплений, затрудняющий инвестиционную деятельность, отсутствие чётких юридических и особенно этических норм, регулирующих поведение предприятий.

К субъективным пределам планирования относятся:

1. Приоритет краткосрочных целей над долгосрочными, когда деятельность сосредоточена на решении текущих проблем в ущерб долгосрочным целям.

2. Слабые навыки управленцев в планировании, привычка действовать лишь на основе своей интуиции.

3. Недостаток практического опыта у разработчиков планов и программ, слабое знание реальных социально-экономических проблем.

ТЕМА 3: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Балансовый метод планирования. Виды плановых балансов.

Балансовый метод. Суть его заключается в установлении оптимальных пропорций между двумя частями экономической балансовой таблицы: источниками ресурсов и потребностью в них. В зависимости от типа устанавливаемых пропорций выделяют три основных вида экономических балансов:

1. Материальные балансы, в которых устанавливаются материальные пропорции, и учет ресурсов и продукции осуществляется в натуральном выражении (физических единицах). Они делятся на балансы продукции и ресурсные балансы. Примерами последних являются баланс земельных угодий (га), кормов (т, т к.ед.), баланс энергетических мощностей (кВт, л.с.), нефтепродуктов, электроэнергии и т.д.

2. Трудовые балансы, где устанавливаются трудовые пропорции в целях планирования использования трудовых ресурсов, рабочей силы, рабочего времени. Измерение ведётся в чел., человеко-днях, человеко-часах.

3. Стоимостные балансы - измерение осуществляется в денежных единицах, чтобы обеспечить сопоставимость разнородных видов ресурсов и продукции в единой стоимостной оценке. Самый распространенный вид такого баланса бюджет (план доходов и расходов).

Кроме того, в зависимости от степени оптимальности установленных пропорций балансы можно разделить на:

1. Прогнозные (предварительные, оценочные) – их составляют для выявления возможных диспропорций между ресурсами и их источниками.

2. Плановые (окончательные) – в них установленные пропорции являются оптимальными.

Нормативный метод планирования. Плановые нормы и нормативы.

Нормативный метод основан на использовании нормативной базы планирования, которая представляет собой совокупность прогрессивных научно-обоснованных норм и нормативов.

Норма представляет собой научно обоснованную величину расхода ресурсов (выхода продукции) в конкретных производственных условиях.

Норматив – научно обоснованная величина расхода ресурсов или выхода продукции в наилучших (эталонных) условиях, то есть при передовых технологиях производства, рациональной организации производства и труда, высокой квалификации кадров – другими словами – в условиях лучших, наиболее конкурентоспособных предприятий отрасли. Нормативы являются ориентирами при планировании и организации экономической деятельности.

В зависимости от масштаба применения выделяются нормативы макроэкономические, отраслевые и локальные.

По своим функциям нормы и нормативы делятся на экономические, финансовые, технические, социальные, экологические.

По видам используемых ресурсов нормы и нормативы подразделяют на материальные и трудовые. К материальным нормативам относятся нормы расхода кормов, внесения удобрений, расхода ГСМ, производительность оборудования, межремонтные сроки и т.д. К трудовым нормативам относятся нормы выработки, времени, обслуживания, нагрузки, управляемости и др.

По стадиям производства выделяют нормативы текущих, техно­логических, производственных и транспортных запасов сырья и материалов, а также незавершенного производства, полуфабрика­тов и готовой продукции, уровень и динамика которых характери­зуют процесс превращения материальных ресурсов в конечную продукцию, работы и услуги.

По времени действия нормы и нормативы подразделяют на перспективные, годовые и оперативные, условно постоянные и временные, сезонные и разовые. Все плановые нормативы ис­пользуют на соответствующих этапах планирования на предпри­ятии. В связи с этим они имеют различную степень точности и со­ответственно уровень обоснования плановых решений. Наиболее обоснованные – оперативные и текущие, наименее обоснован­ные – перспективные нормативы. Однако вся нормативная база должна быть научно обоснованной и прогрессивной.

По методам разработки нормы и нормативы относят к научно обоснованным, расчетно-аналитическим, экспериментальным, исследовательским, статистическим и др.

По форме выражения различают табличные, графические и ана­литические нормы и нормативы: табличные и графические при­меняют обычно при вычислении расчетно-аналитических и дру­гих норм ручным способом; аналитические выражают, как прави­ло, в виде зависимостей и применяют при установлении норм и нормативов с учетом компьютерных технологий.

По степени детализации нормы и нормативы подразделяются на индивидуальные и групповые, дифференцированные и укруп­ненные, частные и общие и др.

По численным значениям нормы и нормативы могут быть опти­мальные, допустимые, максимальные, минимальные, средние.

По целевому назначению нормы и нормативы бывают расходные и технические, оценочные и технико-экономические, оператив­но-производственные и календарно-плановые и т. д.

Часть нормативов, особенно в финансовой, социальной и технической сферах устанавливается государством. Многие такие нормативы (в первую очередь финансовые) носят обязательный характер (ставки налогов, сроки их уплаты), остальные - рекомендательный.

Рассмотренная классификация позволяет все многообразие норм и нормативов объединить в систему, обеспечивающую пра­вильное определение видов и объемов производимой продукции, расходов и доходов предприятия.

Нормы и нормативы образуют систему плановых экономиче­ских и финансовых показателей и составляют нормативную базу для планирования, классифицируемую по различным признакам.

В настоящее время препятствием для использования данного метода планирования в практической деятельности служит неудовлетворительное состояние нормативной базы. Во-первых, нормативы потребности в ресурсах разработаны для крупных регионов и их использование на предприятии может привести к необоснованным решениям в связи с различными природно-экономическими условиями каждого предприятия. Во-вторых, в связи с сильной зависимостью нормативов от затрат на энергоносители и роста цен на них они не могут быть использованы в перспективе.

Требования к нормативной базе постоянно возрастают, поскольку без создания надлежащих эко­номических условий для научного соизмерения затрат и ресурсов предприятие не может получать высокие доходы. Нормы и норма­тивы должны быть реальными и стабильными, объективными и динамичными, едиными и равно напряженными, а также доступ­ными и удобными для расчетов. От содержания и целевого назна­чения норм и нормативов, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависят не только уровень и достоверность са­мого процесса планирования на предприятии, но и достигаемые при этом как промежуточные, так и конечные результаты.

3. Программно-целевой метод планирования, расчетно-конструктивный

и экономико-математический методы планирования.

Программно-целевой метод основан на выработке целей социально-экономического развития для различных объектов (регионов, отраслей) и разработке нескольких вариантов программных мероприятий для реализации этих целей. Данный метод является основой государственного индикативного планирования и используется для решения важнейших государственных проблем. При решении таких проблем часто приходится иметь дело с несколькими взаимосвязанными целями, поэтому важно правильно выстроить их иерархию и последовательность достижения.

Расчетно-конструктивный (вариантный) метод заключается в обосновании параметров развития объектов планирования в нескольких вариантах, с целью выбора из них оптимального.

Экономико-математическое моделирование использует математические модели для оптимизации параметров плана. Для использования экономико-математических методов в плани­ровании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.). Этот процесс называется составлением модели.

Математическая модель – это система выражений, описыва­ющих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи меж­ду ними. Процесс моделирования заключается в построении моде­лей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.

Моделирование является логико-математическим отображе­нием структуры и процесса функционирования, планируемого объ­екта с целью проведения с помощью данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точ­ки зрения цели исследования свойства и опущены второстепен­ные, малосущественные черты.

По форме представления модели могут подразделяться на:

• графические, представляющие собой графическую имита­цию планируемого объекта или процесса; числовые, записанные в виде формул; логические, записанные в виде логических выражений, напри­мер блок-схем; табличные, записанные в виде таблиц, например, бухгалтер­ский баланс. С точки зрения отражения временных интервалов модели могут делиться на:

• динамические, отражающие свойства объекта планирования изменять свои параметры во времени; статистические, не отражающие вышеуказанные свойства. Во внутрифирменном планировании наиболее широкое приме­нение нашли следующие экономико-математические методы: теории вероятности и математической статистики; математического программирования; имитации; оценки и пересмотра планов (ПЕРТ).

К методам теории вероятности и мат. статистики относятся модели, основанные на использовании теорий: анализа корреляций и регрессий; дисперсионного анализа; массового обслуживания; теория игр; статистических решений; расписаний; запасов; информации; надежности.

Применительно к планированию методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления собы­тий и действий и к выбору из возможных направлений действий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины мате­матического ожидания (абсолютной величины этого исхода, ум­ноженной на вероятность его наступления). Применение этих ме­тодов позволяет плановикам с большей уверенностью принимать решения на основе «приблизительных» оценок традиционными методами. Поэтому методы теории вероятности, как правило, при­меняются в комплексе с традиционными методами планирования.

Методы математического программирования позволяют выбрать совокупность чисел, являющихся пе­ременными в уравнениях и обеспечивающих экстремум некото­рой функции при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта.

Сетевой метод планирования

Сетевой метод – это одно из направлений графического отображения работ, с помощью данного метода оптимизируются производственные процессы на предприятии через затраты труда либо через денежные затраты. В основе этого метода лежит сетевая модель (сетевой график). При составлении этих графиков исходят из трех основных категорий: работа, событие, путь.

Работа – это любой трудовой процесс, либо действие, сопровождающееся затратами времени, либо денежными ресурсами. В понятие работы при составлении сетевых графиков входит также ожидание, т.е. то, на что не требуется затрачивать ни труда, ни ресурсов. Под работой подразумевается также и простая зависимость между какими-то результатами работ, такая работа, которая не требует затрат времени, но она указывает, что возможность начала первой работы непосредственно зависит от результатов другой. Продолжит работы измеряется в единицах времени, либо в затратах других ресурсов и в сетевом графике работа отображается в виде горизонтальной стрелки, если работа фиктивная, то стрелка прерывистая.

Событие - это итог либо иного процесса, результат выполнения какой-то работы. Событие в отличие от работы не является процессом, т.е. это уже совершившийся факт. Оно не имеет длительности и не сопровождается никакими затратами. События на сетевом графике изображаются кружками. Любая работа на сетевом графике соединяет только два события. Событие, на котором начинается работа, называется начальным, событие которому предшествует работа (которое на конце стрелки) называется конечное. Событие, от которого начинается весь сетевой график, называется исходным. Событие, которое не имеет последующей работы и отражает конечную цель данного графика, называется завершающим.

Путь - это непрерывная последовательность работ от исходного события до завершающего. Длина пути определяется суммой затрат ресурсов лежащих на пути работ. В результате составления и анализа сетевых графиков выявляется такой путь в производственном процессе, в котором суммарно затраты будут максимальны. Такой путь называться критическим и на предприятии этот путь пытаются обходить, так как на нем получаются максимальные затраты. Этот путь на графике чертится «жирной линией». При построении сетевых графиков используется три разновидности:

1. Сети с ориентацией на работы, в которых над стрелками проставляются наименования работ, событиям присваивается номер и отдельным листом идет расшифровка этих номеров.

2. Сети с ориентацией на события, в таких сетях на графиках проставляются не наименования работ, а наименования событий, а стрелки указывают только связь между ними.

3. Совместная ориентация расписывается и названием работ и названием событий. При построении сетевых графиков нужно придерживаться следующих правил: чертится слева на право; больший порядков номер событий при построен графиков первой разновидности отображается правее предыдущего; графики должны быть понятны каждому работнику; все события кроме завершающего должны иметь последующую работу. В сети не должно быть события, кроме исходного, в которое не входила бы ни одна работа; один и тот же номер события в графиках первой разновидности не может быть использован дважды; в сетевом графике ни один путь не должен проходить дважды через одно и то же событие, если такие пути обнаружены, то график разработан не правильно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.