Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение права по содержанию. Определение права по источнику. Определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм.






Одним из способов определения права является формальный подход, при котором право определяется по источникам. Такими источниками могут быть государство, государственная власть или общество. Соответственно, выделяются две разновидности определений права. К первой разновидности относятся определения, согласно которым право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством. Поэтому нет права там, где нет государства. Ко второй группе относятся определения, согласно которым право – продукт общества. Право возникло раньше государства и существует в негосударственных социальных общностях в форме обычаев, традиций, религиозных предписаний и т.д.

Вторым способом определения правя является определение права по содержанию на первый взгляд кажется самым простым и точным. Однако на самом деле содержание права столь изменчиво и разнообразно в разных правовых системах, что трудно установить, что является его содержанием. Точное определение права по содержанию возможно лишь при условии одинаковости и общности содержания всех юридических норм, т.е. если бы все они исходили из какого-то общего начала: свободы, справедливости, разграничения интересов, пользы и т.д.

По способу обеспечения исполнения. Право обеспечивается принудительной силой государства. То есть право это предписание, которое необходимо исполнять.

29)Теологические взгляды о сущности права. Интерпретация права как установленной Богом иерархической соподчиненности " низших" " высшим".

Представителями теологических теорий происхождения и сущности права в древности выступают Конфуций, Ману, Хаммурапи, в средневековье – Фома Аквинский, в ХХ в.– французский религиозный философ Ж. Маритен и др. Суть теологических теорий: право (закон) – высшая справедливость, дарованная Богом. Предназначение права – защита бедных, слабых от богатых, сильных (Хаммурапи), чтобы последние «не изжарили на вертеле» первых (Ману). Соблюдение законов – «обязанность», «долг», «священный долг» монарха и его подданных.

Апастамба – древнейший памятник права, где правила поведения членов общества варьировались в зависимости от четырех периодов их жизни: детство; юность; зрелые годы; старость. Эти правила были обязательными для всех. Правовым вопросам уделялось мало внимания.

Законы ману – памятник права, где совокупность правил поведения (норм) обозначается термином «дхарма», имеющего множество смыслов. «Дхарма» для древних индийцев – всеобщий космический закон, управляющий сочетанием вещей в космосе, природе и обществе. В широком смысле дхарма – совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны (варнадхарма), монархи (раджадхарма), касты (джати), семьи (кулы), купеческие корпорации (шрени), пастухи, индивиды. В узком смысле – правила поведения отдельного субъекта, относящиеся к четырем периодам жизни индивида (ащрамдхарма). Предусмотренный законами Ману порядок в космосе, на земле и в обществе считался вечным, неизменным. Боги, страна, монарх, варны, касты, семьи, индивиды должны были следовать своей, предписанной Богом дхарме. Дхарма могла стать общей исключительно в бедственных случаях

 

Древние индийцы не знали термина «субъективное право», поэтому слово «дхарма» переводится как «долг», «обязанность», «священный долг». О правах и свободах человека в те времена не упоминалось, поскольку считалось, что законы – творение Бога, а не разума человека. Нарушение правил поведения (религиозных, нравственных и др.) влекло изменение правового положения в обществе. Нарушитель объявлялся изгоем (вратьей), с которым нельзя было заключать гражданские сделки, приглашать в суд в качестве свидетеля и т. д.

 

Естественная школа права. Деление права на естественное и волеустановленное (положительное). Необходимость соответствия положительного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, воле Бога, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях.

Идеи этой школы логическое завершение получили в XVII–XVIII вв. Право делится на естественное и волеустановленное (положительное). Представители школы подчеркивают необходимость соответствия позитивного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящемуся в природе человека, его свободе, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях, в объективном порядке. Разграничиваются понятия «право» и «закон» (И. Кант, Г. Гегель, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Данное разграничение предусматривает право в широком смысле слова, включающее триаду: естественное право; позитивное право; субъективное право. Закон рассматривался в узком смысле, как нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом – парламентом.

 

Историческая школа права как реакция на умозрительность и отвлеченность доктрины естественного права. Независимость права от сознания и воли людей, спонтанное формирование права, отражение в праве духа народа, нации.

Против школы естественного права выступала историческая школа. Главные представители исторической школы - это Савиньи и его ученик Пухта, оказавший немалое влияние на своего учителя. Рационализму противостоял историзм как стремление к обоснованному на фактах знанию. Политическое увлечение преобразованиями общественной жизни на новых началах, диктуемых разумом, столкнулось с историческими силами, задержавшими осуществление идей равенства, свободы и братства Сменилась основная проблема философии права. На место вопроса, как преобразовать право, стал вопрос, как образуется право. Все право - положительное, все право имеет общий источник происхождения и все право подлежит одним и тем же условиям развития. Учение исторической школы есть утверждение развития права против произвольности исторического права и неизменности естественного права. Произвола в установлении права нет и быть не может.

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

Поэтому природу права (социально-исторический смысл и содержание бытия права, его сущности и существования) не следует смешивать ни с правом природы (с природной данностью права), ни с природой разума (с априорной данностью права из чистого разума), хотя и разум, и природа играют существенную роль в историческом процессе генезиса и развития права.

33) Юридический позитивизм. Право как закон. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права, цикличность их появления. Нормативистская школа права (" чистое учение о праве"). Право как иерархическая система норм должного поведения, предопределяемых абстрактным категорическим долженствованием.

Юридический позитивизм – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу школы юридического пози­тивизма, представителями которой были Дж. Остин, К. Бергбом, Н.М. Коркунов и др. Юридический позитивизм сформировалась в результате восприятия его создателями идей позитивной философии О. Конта.

Характерной особенностью позитивистского подхода к праву является отождествление права с действующим законодательством. Сторонники юриди­ческий позитивизма ограничивают задачи юридической науки изучением дей­ствующего в данный момент позитивного права. Право рассматривается пред­ставителями юридического позитивизма как приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

В качестве предметаисследования юридический позитивизм полагает существующее позитивное право. Суть позитивистского подхода в понимании права выражается в утверждении «закон есть закон».

Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты. Американское и европейское направления в данной школе.

Зародилась в середине XIX в. Представители школы право находят в реальной жизни, в реализации законов, а не в нормах права или психике человека. Право рассматривается как совокупность норм права и поведения и решений судебных, административных органов, определяющих заслуживающие защиты интересы, то есть право – это совокупность социальных и юридических норм, юридической практики. Право – реальное поведение конкретных субъектов правоотношений: физических,
юридических лиц (Г. Паунд, К. Ллевеллин, Д. Фрэнк, Е. Эрлих, С. Муромцев и др.).

Австро-германская школа социологии была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Французская школа социологии рассматриваемого периода представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм.

Итальянская в концеXIX-начале XX в. была представлена такими учеными, как Ч. Ломброзо, Э. Фер- ри, В. Парето и др.

Американская школа социологии сформировалась несколько позднее, чем европейская, поэтому ее основоположники поначалу следовали за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся страны. Последовавший на рубеже Х1Х-ХХ вв. переход от теоретической социологии к эмпирической в США был обусловлен необходимостью решения конкретных проблем, связанных с индустриализацией, урбанизацией, возникновением мегаполисов, что привело к появлению теорий деструктивного поведения (девиации), «человеческой экологии» и т.д. Тогда из Европы в США прибывала масса эмигрантов, что породило необходимость их адаптации к новой социокультурной среде. Отчасти поэтому тогда американская социология ориентировалась на узкий практицизм — детальное изучение, например, проблемных областей семьи, преступности. Вследствие этого американская социология обрела свой особый стиль. (Уильям Самнер, Лестер Франк Уорд, Франклин Генри Гиддингс)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.