Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.






Методы научных исследований - приемы и средства, с помощью которых в науке получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки научных рекомендаций. Развитие любой науки зависит от: - надежности методов (воспроизводимости результатов); - валидности методов (соответствие принятым стандартам). Задача всех методов: адекватно выявить отношения между внешним протеканием процесса и его внутренней природой.

Выделяются 4 группы методов (по Ананьеву):

1. Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдинальный метод, комплексный.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

2. Эмпирические методы:

а) Наблюдение

· объективное наблюдение

- непосредственное (индивидуальное и коллективное)

- опосредованное (анкеты, опросники)

· самонаблюдение

- непосредственное (словесный отчет)

- опосредованное (дневники, автобиографии, письма).

б) Экспериментальные методы

· лабораторный

- метод психических реакций

- психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

- психометрические методы (исследованиемнемических, перцептивных процессов)

· естественный

- в условиях труда

- в условиях учения

- в условиях игры

· психолого-педагогический

- констатирующий

- обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

§ исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

§ экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

§ эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.