Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность личности.






Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.

Направленность личности характеризуется основными элементами:

Желание -- это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.

Интерес -- психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.

Склонность - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься. Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Ценностная ориентация -- это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность -- это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков.

Убеждения - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.

 

23. Образ «Я» и «Я-концепция», развитие сознания и самосознания в онтогенезе.

Самосознание – высший уровень развития сознания, сознание человеком себя как личности. Леонтьев считал, что самосознание – это понимание себя в системе публичных отношений. Выготский считал, что самосознание – это динамическая система представлений человека о самом для себя, понимание им собственных физических, умственных и других свойств, самооценка этих свойств, также личное восприятие влияющих на данную личность наружных причин.

Самосознание – это личный образ собственного Я.

Предпосылки самосознания:

1. Единство организма как целого;

2. Овладение своим телом, появление случайных движений;

3.Ходьба, самостоятельное передвижение и развитие речи;

4. Первое представление о своём Я;

5. Беспристрастная социализация – приспособление к миру семьи и социуму, начало трудовой деятельности;

6. Развитие критики и самокритики (10-11 лет).

Структура самосознания:

- когнитивная сторона, функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о для себя.

– аффективная сторона, функция самоотношения: самочувствие, самолюбие.

– волевая сторона, функция саморегуляции, регуляция психологической активности средством отражения и моделирования реальности; функция самоорганизации, самовоспитание, принятие себя. Этапы развития самосознания:

1.пассивный – самосознание развивается в след за развитие личности.

2.активный (с подросткового возраста) – самосознание врубается в процессе развития личности и в многом его определяет. Самосознание является относительно поздним продуктом, подразумевает в качестве собственной базы реальное становление малыша практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения. Самосознание – совокупа психологических процессов по средствам которых субъект деятельности понимает себя как такого.

Главные функции самосознания (Гиппенрейтер):

1. Зание себя;

2. Усовершенствование себя,

3. Поиск смысла жизни. При всем этом, поиск смысла жизни есть одна из важнейших функций самосознания.

Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев):

1. Отделение собственных действий от предметов, выделение себя из мира вокруг нас;

2. Отделение себя от собственных действий, человек понимает, что является субъектом деяния;

3. Потребления местоимения «мой», «моя» в 2-3 года;

4. Потребления местоимения «я» в 3-4 года, переход к понятию мысли о для себя, начинает формироваться самооценка. Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у малыша определенное отношение к предметам и себе.

Уровни самосознания: 1). Природный – выделение субъекта из среды, переживание субъектом собственных действий.

2). Социальный – возникновение речи.

3). Личностный – собственные переживания, собственные мотивы.

Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.