Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль правого и левого полушарий в регуляции психической деятельности.






Межполушарная асимметрия – неравноценность, качественное различие того " вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию.

Левое полушарие – вербальная, последовательная, абстрактная, европейская.

Правое – невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное.

Асимметрия в функциях полушарий обнаружена еще в 1836 году Марком Даксом, сельским врачом, который установил связь между повреждением левого полушария головного мозга и потерей речи у сорока больных. Причиной связи между поражением правого полушария и нарушением речи он не выявил. Позже П. Брока обнаружил, что центр речи локализован в левой лобной доле. Позже Р. Сперри (Нобелевский лауреат 1981 года) открыл, что каждое из по-лушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.

До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.).

Функции левого полушария: логические и аналитические функции, абстрактное мышление, последовательное восприятие, аналитическое восприятие, речь, установление сходства, формирование наиболее сложных двигательных актов, абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание, оценка временных соотношений, установление идентичности стимулов по названиям.

Функции правого полушария: конкретное мышление, - музыкальный слух, улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи, правильная оценка характера неречевых звуков, конкретное зрительное восприятие, общее восприятие, конкретное узнавание, одновременное восприятие, целостное восприятие, оценка пространственных отношений, установление различий, установление физической идентичности стимулов.

Согласно традиционным представлениям о координации деятельности обоих полушарий головного мозга в процессе осуществления интеллектуального акта, за постановку задачи и проверку гипотез отвечает левое полушарие, а за интуитивное решение — правое.

Доминантное полушарие (обычно левое), специализируется на реализации абстрактного мышления и речевых навыков, которые свойственны только «человеку разумному». Левая сторона помимо этого, отвечает за формирование самых сложных двигательных актов. Существование и развитие правой стороны создает предпосылки совершенствовать конкретное мышление, схватывать и адекватно анализировать особенности интонаций речи, улавливать и дифференцировать неречевые звуки, например, музыку. Некоторые современные физиологи и психологи считают, что люди с превалированием левополушарных функций склонны к теоретическим знаниям, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им присуща повышенная двигательная активность, целеустремленность, некоторая способность прогнозировать события. Когда преобладает правое полушарие, человек наоборот медлителен и неразговорчив, он тяготеет к конкретным видам деятельности и обладает способностью тонко чувствовать, переживать, расположен к созерцательности и воспоминаниям. Отмечено, что правая сторона гораздо быстрее, чем левая, обрабатывает поступающую в мозг информацию: пространственный анализ зрительных стимулов сначала происходит в правой части, после чего передается в левую, где и происходит окончательный анализ и осознание характера воспринимаемых сигналов.

Для большинства здоровых людей характерно единство этих крайних проявлений психики и поведения. То есть отмечается взаимодополняющее сотрудничество обоих сторон головного мозга и преобладание функций одной из них реализуется на определенной стадии какого-либо отдельного вида нейропсихической деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.