Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура личности по Б. Г. Ананьеву






Ответы к ГОСам

1. Концепция индивидуальности Б. Г. Ананьева. Понятия: индивид, личность, индивидуальность.

По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят: психические свойства;

психические процессы; психические состояния; свойства личности.

Структура личности по Б. Г. Ананьеву

Особь – живое существо.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Личность — психологический носитель социальных свойств, принадлежность индивида к обществу (со­циальное качество).

Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека; особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в ча­стности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типич­ного и всеобщего.

 

2. Концепции личности в отечественной психологии – подходы Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина.

Суть культурно-исторической теории Л. С. Выготского, можно сформулировать следующим образом:

• Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).

• Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

• Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.

• Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

• Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.

• Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза.

Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (18891960)

С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода.

«Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л. Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.