Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненные кризисы, их преодоление. Болезнь как кризисная ситуация.






Кризис – это состояние, возникающее, когда личность сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи обычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, совершается много разных (порой неадекватных) попыток разрешения ситуации. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать (или не отвечать) интересам этой личности. Если кризис затягивается, то возможно формирование психических нарушений, патохарактерологических изменений. Но также как и стресс кризис может иметь как патогенный, так и саногенный (оздоравливающий) компонент. К жизненным кризисам относятся: кризисы развития (поступление в школу, вступление в брак, уход на пенсию), случайные кризисы (безработица, положение матери – одиночки, стихийное бедствие), типовые кризисы (смерть близкого, появление новорожденного). Болезнь можно условно отнести к случайным (ненормативным) кризисам. Самым ярким примером кризиса может служить «синдром выгорания» в профессиях, связанных с публичной деятельностью, а также «кризис середины жизни» (35 – 45 лет). Особенность этого кризиса состоит в том, что формируется исподволь у социально и психологически благополучных людей. Нарастающий по мере становления кризиса психологический дискомфорт долгое время не имеет для них логического основания: в субъективном плане по отдельности – всё в жизни хорошо, а в целом – плохо. В отличие от фрустрации кризисы более закамуфлированы, труднее поддаются расшифровке из-за неясности причин и длительности формирования.

36. Психогигиена: понятие, разделы. Основные психогигиенические требования для сохранения и поддержания психического здоровья.

Психогигиена – наука, направленная на сохранение психического здоровья каждого человека и общества в целом. Основным содержанием является система мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека, а также повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости психики по отношению к действию различных патогенных факторов. Психогигиена имеет разделы: возрастная, психогигиена обучения и труда, быта, семьи и половых отношений, психогигиена коллектива.

37. Психопрофилактика: понятие, разделы. Психопрофилактические мероприятия используемые в ЛПУ.

Психопрофилактика – это наука, целью которой является изучение условия, способствующих возникновению нервно – психических расстройств, их своевременное выявление, устранение и предупреждение. Как и психогигиена психопрофилактика затрагивает решение не только медицинских, но и, прежде всего, социальных задач – искоренение нищеты и безработицы, высокий моральный уровень жизни, нивелирующий социальное неравенство, пропаганда и внедрение здорового образа жизни. Первичная психопрофилактика основывается на мерах социального, медицинского и психогигиенического предупреждения расстройств психики различных контингентов населения. Вторичная – направлена на предупреждение неблагоприятного течения уже начавшегося нервно – психического расстройства. Включает раннюю диагностику, адекватность и полноту лечения, психокоррекцию для достижения полноценной ремиссии. Третичная – направлена на предупреждение возникновения инвалидности и включает в себя систему реабилитационных мероприятий.

38. Психотерапия: понятие, связь с другими науками. Психотерапевтическое влияние медицинского работника в процессе общения с пациентом.

Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на психику (эмоции, суждения, самосознание человека) при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических) с лечебными и профилактическими целями. Рассматривается как группа специфических методов лечения, тесно связанная с психогигиеной и психопрофилактикой. Включает в себя использование психотерапевтических методов не только в клинике, но также в организации труда и быта людей, профилактике психотравмирующих факторов. Различают симптоматическую и патогенетическую психотерапию. Основная задача – купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Задачи патогенетической психотерапии: 1) всестороннее изучение личности больного; 2) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств; 3) достижение у больного сознания и понимания связей между особенностями личности и заболевания; 4) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Достижение указанных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой психотерапии.

39. Фрустрация: понятие, причины. Признаки, характерные для фрустрации.

Фрустрация (от англ. Frustration) – «расстройство, срыв планов, крушение» - специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Причины и последующее состояние фрустрации имеет сходство с кризисом. Признаки, характерные для состояния фрустрации: 1) наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия; 2) наличие сопротивления действиям, препятствия – фрустратора; 3). Сопротивление может быть внешним и внутренним, активным и пассивным. В состоянии фрустрации человек может проявить себя как зрелая личность, либо как инфантильная. Человек с адаптивным поведением усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свойственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя, в уходе от разрешения сложной для личности ситуации. Фрустрация – психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряжённостью, которое наступает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Близким понятием фрустрации является угроза или опасность. Однако в ситуации опасности беда ещё только грозит, а во фрустрации уже существует. Поэтому опасность вызывает мобилизующее психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация – состояние, направленное, на настоящее и прошлое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.