Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культовые места на территории Беларуси






Камни. Поклонение камням, необработанным или имеющим на поверхности естественные и искусственные углубления и примитивные изображения было присуще многим народам с глубокой древности. Особенно широко культ камней был распространен в Скандинавии, в странах Прибалтики, Беларуси, северных областях России, но известен и на юге. С камнями связано много легенд, им приписывали целебную силу. На святилищах пруссов и финнов камни являлись основным предметом почитания. По всему миру с глубокой древности на камнях были распространены изображения ступней ног, кистей рук, часто сочетающиеся с солярными знаками.

При изучении камней наибольшие трудности связаны с определением времени, когда им поклонялись и являлись ли они предметом почитания у славян в средневековье. В редких случаях об этом можно судить по характеру изображении на камнях, но основой для датировки может служить песнь культовых камней с близлежащими археологическими памятниками. Этот метод также не слишком надежен, так как камни часто были расположены в пустынной, отдаленной от жилых районов местности, кроме того, они могли быль объектом поклонения на протяжении длительного времени. Поклонение камням продолжается, собственно, до сих пор. К некоторым из них приносят хлеб, ягоды, деньги, по определенным дням около камней совершали молебны и собирался народ со всей округи. Около почитаемых камней возникал целый культовый комплекс, в который входили священные деревья, источник, здесь же ставились кресты и часовни. В Белоруссии около одного из камней с тарелковидным углублением, называемым «блюдом богов», была обнаружена каменная кладка, встречались монеты Х1Х-ХХ вв., иногда ставили крест, обвешанный полотенцами.

Наиболее почитаемыми божествами наших предков - если судить по археологическим находкам учёных - являлись Велес (бог мудрости, скотоводства, богатства), Перун (бог войны, грозы), Дажьбог (бог солнца). Идолы (капи) этих божеств делались из различных материалов: дерево, камень, кость, металл. Кроме материалов, капи отличались и размерами, что, возможно, зависело от того, какому богу они посвящались. Однако, согласно Э.А.Левкову, образами богов для наших предков могли служить не только идолы, но и ледниковые валуны, коих на землях Беларуси находиться великое множество.

Дзед. На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование - кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб-великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. И капище в Минске действительно существовало. В центре огороженной с трех сторон прямоугольной площадки вымощенной деревянными брусками на берегу Свислочи находились главные объекты поклонения - гранитный валун «Дзед» («Стары») и дуб в пять обхватов «Дуб» («Волат»), чьи желуди считались лекарственными. Рядом на выложенном из камней месте над рекой горела Жыжа (вечный огонь, жертвенник, на котором сжигали пищу) и бил целебный источник. Здесь жил и хранитель огня - Старец, считавшийся в народе знахарем и чародеем: он мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть. Камню, называемому «Дзед», поклонялись, приносили дары, у него же просили помощи. Больные люди, в надежде исцелиться от хвори, на тридцать три дня надевали на валун передник или обматывали полотном. Девушки украшали его собственноручно вытканным рушником и просили о ниспослании достойного жениха, а потом и здоровых деток... В конце 1880-х, в канун празднования 900-летия христианства на Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору " поганства" в городе - тысячелетний дуб был спилен, священный огонь разбросан. Однако языческая традиция, несмотря на репрессии, просуществовала в Минске до 20-х годов ХХ столетия. Еще в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди и украшали его лентами да полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Здесь до начала прошлого века была " молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители - отец и сын Севостеи. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927м.

Теперь оставшееся божество языческого капища (камень «Дзед») находится среди себе подобных - в Музее валунов в Уручье.

Подобные места разбросаны по всей Беларуси. Очень часто возле родников народ повязывает ленточки - наузы на близ растущие дубки. Кто с чем приходит на места выхода подземных вод. Иной передает горести, и завязывая ленточку, оставляет у входа в Навьское царство свои невзгоды, другой спрашивает совета, или лечит недуг. В народе сложилось поверье что до таких деревьев дотрагиваться нельзя, они заряжены человеческими судьбами. Когда подобное дерево высыхало, его обкладывали валежником и сжигали вместе с накопленным за все время негативом. Имя такому месту - Проща.

 

Купа. Стоянки каменного века - наиболее древние памятники истории человечества, представляющие собой места временных поселений людей в эпохи мезолита и неолита (9-2 тыс. лет до н. э.).

На территории Оршанщины стоянки известны в шести местах вдоль берегов Днепра и расположены на береговых террасах. Рельефно стоянки не выделяются среди окружающей местности, - факт их существования определяется только наличием культурного слоя (его толщина редко превышает 0, 2 м), имеют площадь до 1000 кв. м.

Среди известных и описанных стоянок в энциклопедии " Археалогія і нумізматыка Беларусі" одна из стоянок значится просто под номером 2.

" Стоянка 2 верхнеднепровской культуры. Рядом с окраиной города, на первой надпойменной террасе левого берега Днепра, не выше 8-9 метров над уровнем воды. Площадка размером 30 х 70 м. Открыл и исследовал 168 м2 площади В. П. Ксендзов. Культурный пласт 0, 2-0, 5 м. Найдены черенковый наконечник стрелы, проколки, скребки, скобли, угловые резцы, вкладыши, обработанные с двух сторон топоры, отбойник, фрагменты лепной посуды, окаймленные орнаментом палочки. Датируется 3-м тысячелетием до нашей эры".

Рядом с этим местом, буквально в нескольких метрах, расположен ряд странных камней. Доминирующим в этой композиции является наибольший валун (красновато-серый гранит, диаметром около 2 м), вокруг которого размещено около полутора десятка камней размером от 0, 6 до 0, 9 м, образующих окружность, диаметр которой около 5 м. Концентрично ей расположена вторая окружность, сложенная из валунов размером около 1 м, диаметром около 10 м.

Конечно, местные жители не называли эту местность " Стоянка 2". В настоящее время даже внешне это место выделяется среди окружающего пейзажа. Издалека привлекает внимание округлый склон мысового выступа, который почему-то не зарастает кустарником и покрыт густой шелковистой травой. Криница - так чаще всего называют это урочище, но изредка можно услышать от старожилов и другое его название - Купа или Купавина. Нельзя не отметить, что корень в двух последних названиях такой же, как и в слове " Купалье", обозначающем древнейший языческий праздник плодородия, любви, единения природы и человека, перекликается название урочища и со словом " купель". Опрос, проведенный Н. Грядюшко среди местного населения выявил, что сейчас почти никто из старожилов о каменном комплексе не знает.

Раскопки Ксендзова проходили в далеком уже 1988 году, но по странному стечению обстоятельств он не описал этих камней. Проводившаяся же в этом районе в 20-е годы ХХ века экспедиция Инбелкульта (будущей Академии наук) работала не здесь, а в расположенном чуть ниже по Днепру урочище Дубки.

Первый дошедший до нас план урочища был составлен исследователем оршанщины А. Шинкевичем. Правда, чертеж не дает каких-либо данных об ориентировке камней и предельно условен. Тем не менее и на нем можно увидеть, что камни наверняка подверглись вмешательству человека, а не ледника или иных стихийных сил природы.

С камнями урочища " Купа" можно связать только находящуюся в нескольких метрах выше на пойменной террасе Днепра неолитическую стоянку. Тогда с большими допущениями скопление валунов можно датировать 3-м тыс. до н.э. Но в одинаковой степени можно сделать предположение об отношении данного капища к периоду позднего язычества и двоеверия (раннее средневековье) и использовании его жителями ближних населенных пунктов, хотя бы той же Орши. Тем более что с данным урочищем до сих пор связаны пережитки славянского язычества у местного населения.

Долгое время, урочище Купа считалось языческим капищем, на что наталкивал ряд факторов.

 

Доводы в пользу того, что здесь находилось капище:

1. Наличие возвышенности (крутой склон берега Днепра).

2. Наличие поблизости водоема (река Днепр).

3. Прослеживаемость некоторой упорядоченности в расположении камней.

4. Отсутствие на протяжении соседних участков берега реки подобных скоплений валунов, что может свидетельствовать в пользу того, что данные камни могли быть перемещены сюда человеком.

5. Сохранение среди местного населения культовых традиций, связанных с данным местом (празднование Купалы).

6. Наличие поблизости иных культовых объектов - камня с выемкой (вода из которой считается целебной) и криницы.

7. Наличие в данной местности в прошлом культовых деревьев. Урочище " Купа" является составной частью урочища " Дубки", в связи с которым сохранились воспоминания и письменные свидетельства о существовавшей здесь некогда дубравы. Вековые дубы здесь стояли еще в начале 20-го века. Ныне сохранились только два реликта. Дубы в языческих культах играли большую роль, были объектами поклонения и спутниками капищ.

8. Местонахождение урочища в зоне главного европейского водораздела, на белорусской части которого и сосредоточено большинство известных в нашей стране языческих святилищ и культовых мест.

Доводы против:

1. Отсутствие у местного населения (по крайней мере не обнаружены) каких-либо преданий и представлений, связанных со скоплением камней в урочище " Купа". Скопление валунов в урочище Купа под Оршей в Беларуси может быть остатками языческого капища или древней обсерватории, подобной английскому Стоунхенджу. К такому выводу пришли белорусские учение, проведя исследование урочища.

 

Городища-святилища. К малым городищам-святилищам, возможно, принадлежат и некоторые памятники Белоруссии.

На маленьком городище Верховляны внутренний ров расположен между площадкой и валом, на дне рва обнаружена каменная вымостка, уголь и фрагменты ранней гончарной посуды. Круглая площадка городища Бабка понижается к краям и окружена прерывистым ровиком с отдельными корытовидными ямами, заполненными углем и обломками посуды. В центре площадки находилась большая столбовая яма (для идола), окруженная полукругом меньших ям. Огонь разжигали около центральной ямы, на валу и во рву, в заполнении которого прослеживаются прослойки угля. На валу было помещено ритуальное захоронение - поставлен горшок с пережженными костями. Такую же выпуклую площадку, вершина которой поднимается выше кольцевого вала, имело городище Хотомель. Площадка окружена таким же, как в Бабке, прерывистым внутренним ровиком с углистым заполнением, подножие вала сильно обожжено. Такое очищение подножия вала наблюдается на многих городищах-святилищах. Оба городища, Бабка и Хотомель, имели довольно большие размеры (диаметры их 30-40 м) и одновременно могли служить убежищами в случае опасности для окрестного населения. В поздний период, в VIII-Х вв. на городище Хотомель вдоль вала был построен длинный общественный дом, от которого сохранился слой пожарища и многочисленные вещи. Наличие длинных домов, примыкавших к внутренней стороне вала, характерно для городищ-убежищ.

Ходосовичи, Гомельская обл. Беларусь - рядом с поселением и курганным могильником X-XI вв. расположены две площадки (диаметром 5 и 7 м), окруженные ровиками (ширина их 20 и 40 см, глубина 25-50 см). По сторонам кругов находились серповидные углубления (ширина 1, 8, глубина 1 м). В центре кругов прослежены плоские ямы (диаметры 0, 6-1 м, глубина 15-25 см). Углубления заполнены углистым песком и золой, обожженными камнями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.