Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Должны ли дети содержать своих родителей?
Многие молодые пары, только начинающие свою семейную жизнь, испытывают трудности в понимании того, какие обязанности они теперь несут в отношении своих родителей. На Багамах, где я живу, распространено правило, согласно которому родители вправе ожидать от своих взрослых детей (в том числе и состоящих в браке) регулярной финансовой и прочей помощи – ведь, в конце концов, справедливо, чтобы дети таким образом " рассчитывались" со своими родителями за свое воспитание и родительское попечение. Подобное отношение встречается не только на Багамах и не только в странах третьего мира. В большей или меньшей степени оно встречается в каждой культуре, а особенно в тех семьях и этнических группах, где традиционные связи между поколениями весьма сильны. Правильно ли такое отношение? Обязаны ли взрослые дети содержать своих родителей? Чтобы найти ответ, нам нужно обратиться к Библии – Слову Бога, Которому и принадлежит первоначальная идея брака и семьи. Посмотрите, что говорит апостол Павел – христианский миссионер, богослов и писатель первого столетия новой эры: «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»(2-е Коринфянам 12: 14). Истинная независимость – двусторонняя: дети не зависят от своих родителей, а родители не зависят от своих детей. Хотя в контексте этого Послания Павел говорил о верующих коринфской Церкви как о своих духовных " детях", этот принцип применим и к сфере взаимоотношений в семье: " Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей". Павел обещал коринфской Церкви, что не будет для них обузой во время своего посещения. Точно так же родители не должны быть бременем для своих детей как в финансовой сфере, так и в любой другой. Напротив, в этом стихе говорится, что родители должны " собирать имение" для своих детей. На родителях лежит ответственность за то, чтобы содержать своих детей и делать все возможное, чтобы вырастить своих детей зрелыми, продуктивными и независимыми взрослыми людьми. Истинная независимость – двусторонняя: дети не зависят от своих родителей, а родители не зависят от своих детей. Адаптироваться к семейной жизни непросто, и супружеской паре не нужно вдобавок ко всему ощущать на себе давление чувства вины за неисполнение обычаев, велящих содержать своих родителей. Молодым людям нужна свобода, чтобы строить свой дом, составлять свой собственный бюджет и самим определять свои приоритеты. Конечно, это вовсе не значит, что благополучие родителей совершенно не должно их волновать. Если родители действительно нуждаются в помощи, а супруги реально располагают необходимыми средствами – прекрасно. Однако решение о помощи должно приниматься самими супругами добровольно, а не навязываться им извне обычаями или ожиданиями. В то же время в Библии ясно говорится о том, что дети несут определенную ответственность за благосостояние своих родителей, в особенности тех, кто овдовел или не имеет реальной возможности позаботиться о себе. Сам Иисус, как старший сын в Своей земной семье, когда висел на кресте, поручил Своему ученику и близкому другу Иоанну позаботиться о Своей матери (см.: Иоанна 19: 26-27). Иаков говорит об ответственности верующих за то, чтобы "... призирать сирот и вдов в их скорбях..." (Иакова 1: 27). Сироты и вдовы представляли самые низшие и незащищенные слои тогдашнего общества – людей, за которых некому было заступиться. Хотя наставление Иакова и адресовано Церкви в целом, без сомнения, некоторые из этих сирот и вдов имели детей или других родственников в Церкви. В первой главе Первого послания к Тимофею апостол Павел дает практический совет относительно того, как поступать в конкретной ситуации со вдовами: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.... Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1-е Тимофею 5: 3-4, 8). В данном случае ответственность и служение Церкви заключались в том, чтобы заботиться об " истинных" вдовах, то есть тех, которые действительно остались одинокими. Это были женщины, не имевшие ни мужей, ни каких-либо других кормильцев. Многие из этих кормильцев, возможно, приняли мученическую смерть за веру в Иисуса Христа. Из-за гонений на христиан число вдов, нуждающихся в помощи, вероятно, выросло настолько, что ресурсы Церкви оказались серьезно истощены. Поэтому Павел и говорил, что первоочередной обязанностью Церкви была помощь тем вдовам, которые остались одинокими. Если же у вдов были дети или внуки в Церкви, то они и должны были заботиться о них. Другими словами, дети или внуки ответственны перед Богом за заботу о своих родителях или дедушках и бабушках в том случае, если последние не способны сами позаботиться о себе в силу слабого здоровья, тяжелого материального положения или других причин. Если же родители здоровы и имеют средства к существованию и источники дохода, они не должны становиться бременем для своих детей. С другой стороны, дети ответственны за то, чтобы содержать своих родителей, которые уже не могут сами позаботиться о себе.
Данная страница нарушает авторские права?
|