Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






После экспериментальное общение






Завершение эксперимента не должно выглядеть как полное прекращение взаимодействий и взаимоотношений между испытуемым и экспериментатором.

Этика психолога требует выражения благодарности испытуемому за его участие в исследовании, а если предусматриваюсь вознаграждение, то и выполнения до конца соответствующих обязательств и обещаний. Предполагает возможно полное удовлетворение стремлений испытуемого познавательного и эмоционального характера, побудивших его принять участие в исследованиях.

Экспериментатор может быть заинтересован в продолжении сотрудничества с этим человеком либо в роли испытуемого, либо в роли помощника. Оставив у испытуемых благоприятное или негативное впечатление об экспериментах, исследователь «работает на науку» в целом, формирует в общественном сознании образ психолога и психологической науки.

Экспериментальная выборка

Выбор объекта исследования — следующая задача, которую пред­стоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных.

В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала из заявки заказчика исследования.

Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо от­дельный индивид, либо группа. Первый случай - общепсихологиче­ский эксперимент, второй — о социально-психологический. Простая генерализация (обобщение) дан­ных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;

2) испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;

3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (экс­перимент с обученными испытуемыми);

4) повторение данного эксперимента с уча­стием других испытуемых невозможно.

Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые эксперименталь­ные планы.

Различают четыре основных вида «дизайна» — конструирования эксперимен­тальных групп.

Первый вариант - исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наибо­лее распространенный способ.

Второй - исследование одной группы: ее поведение изуча­ется и в экспериментальных и в контрольных условиях.

Третий вариант. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему, и они распределяются по разным группам. Контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испы­туемых.

Четвертый план является смешанным: все группы ставятся в разные условия. Образуется несколько групп.

Формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил.

1. Содержательный критерий.

Операциональная валидность определяется соответствием эксперимен­тального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых.

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называ­ется рандомизацией.

3. Критерий репрезентативности - теоретические статистические критерии репрезентативности выборки испытуемых.

Иногда невозможно найти способ создания репре­зентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования.

При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляет­ся равный шанс для участия в эксперименте.

Стратометрический - генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обла­дающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбира­ются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты.

Стратегия попарного отбора. При этом эксперименталь­ная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант — использование близнецовых пар.

Существует шесть стратегий построения групп:

1) рандомизация;

2) попарный отбор;

3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);

4) приближенное моделирование;

5) репрезентативное моделирование;

6) привлечение реальных групп.

Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу:

а) отбор - проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании.

б) распределение - осу­ществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследовани­ях с участием реальных групп.

Наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индиви­дуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются мак­симально.

Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нару­шает репрезентативность выборки.

Численность экспериментальной выборки. В зависимо­сти от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до не­скольких тысяч человек.

Состава по полу и возрасту - рекомендуется разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования. Наиболее распространенную пе­риодизацию возрастов:

1. Новорожденный — 0-10 дней.

2. Грудной — 10 дней-1 год.

3. Раннее детство — 1-2 года.

4. Первый период детства — 3-7 лет.

5. Второй период детства — 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки).

6. Подростковый — 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки).

7. Юношеский— 17-21 год (мужчины), 16-20 лет (женщины).

8. Средний: первый период — 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины); вто­рой период — 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины).

9. Пожилой возраст — 61-75 лет (мужчины), 55-75 лет (женщины).

10. Старческий возраст — 75-90 лет.

11. Долгожители — 90 лет и старше.

ТАМА: Тест

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тестирование – краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.

Основными требованиями, предъявляемыми к тестам, являются:

1) стандартизированность - способ единообразного изложения содержания инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и т.д. при применении того или иного теста, кроме того, стандартизированность предполагает единообразие оформления результатов тестирования, достигаемое на основе их соотнесения со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок;

2) соблюдение постоянства самой процедуры тестирования, включая содержание и форму инструкции, точность предъявления стимульного материала, лимит времени;

3) надежность - один из критериев качества теста и тестирования, характеризующий степень постоянства, точности и устойчивости получаемых результатов;

4) валидность теста - критерий качества теста, характеризующий его действенность, адекватность применения, точность измерения исследуемого свойства; валидность теста определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства.

Вклад в диагностическое тестирование детей и подростков внесли работы Д. М., Э. Крепелина, А. Эрна. Первые школьные тесты были разработаны Г. Эббингаузом.

Эра тестирования начинается примерно с 1895 г. работами А. Бине и его сотрудников, посвятивших много лет разработке интеллектуальных тестов для детей и поиску критериев оценки развития интеллектаВ 1904 г. он был назначен в Комиссию по изучению умственно отсталых детей и совместно с Т. Симоном создал первую шкалу интеллекта Бине– Симона (30 задач, расположенных по возрастающей трудности).

Существующие тестовые методики классифицируют по разным основаниям: по цели применения – тесты профессионального отбора, профпригодности, отбора в школу и т.д.; по процедуре – индивидуальные, групповые, вербальные, действенные и т.д.; по содержанию – для определения уровня развития интеллекта, способностей, навыков, особенностей личности, характера, темперамента и т.д. Тесты могут подразделяться на аналитические и синтетические, аппаратурные и типа «карандаш–бумага» и т.д. Наиболее распространенными являются тесты интеллекта, тесты способностей и тесты достижений, профессионализированные тесты, тесты личности и т.д. В патопсихологических исследованиях применяют батареи клинических тестов и т.п. Для возрастной психологии исследователи адаптируют взрослые методики, и конструируют специальные возрастно-направленные методики.

Принято различать: тесты достижения, тесты интеллекта, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные, тесты личностные и тесты проективные. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, с общей концепцией, теорией: гетерогенный тест.

Тест достижений – одна из методик психологической диагностики, позволяющая выявлять степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тест интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

Тесты критериально-ориентированные – методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий.

Личностные т есты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов.

Проективные тесты – совокупность методик целостного изучения личности (основываются на психологической интерпретации результатов проекции). Различают ассоциативные тесты (напр., незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные. Проективные тестыпредназначенны для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределеннуюситуациюхарактер ответов определяется особенностями его личности, “проецируемой” на стимульный материал (сюжетные картинки, неопределенные фигуры).

Требования надежности и валидности к проективным тестам неприменимы.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а так­же требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

ТЕМА: Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности метод известен так же, как Праксиметрический, «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод».

Анализ продуктов деятельности и архивное исследование - два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.

Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.

Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:

· Историческая психология

· Антропопсихология

· Психология личности

· Психология творчества

· Клиническая психология

Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.

Преимущества и недостатки

Преимущества архивных исследований

· В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования.

· Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.

· Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

· В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

· При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

· При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.

Анализ продуктов деятельности — исследовательский метод, представляющий собойизучение материализованных результатов психической деятельности учащихся. Метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идельных продуктов его дея­тельности. Предполагает опреде­ленную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфиче­ского продукта. Позволяет судить не только об уровне соответствующих знаний, умений и навыков, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности. Строится на основе учета количественных и качественных показателей.

Вполне доступна методика эпистолярного сочинения, которое представляет собой письмо другу, реальному или воображаемому, от себя или от воображаемого автора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.