Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации)






1.Интрапроцедурный (внутри).

2.Интерпроцедурный (между).

3.Кросс-процедурный (пересечение).

Интрапроцедурный эксперимент – это эксперимент, в котором все экспериментальные ситуации предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых. Если испытуемый один, т. е. осуществляется индивидуальный опыт, то говорят об интраиндивидуальном эксперименте.

Реализация - в групповом варианте (интрагрупповом).

Интерпроцедурный эксперимент – эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации. Главная цель подобных опытов – выяснение индивидуальных или межгрупповых различий.

Кросс-процедурный эксперимент - эксперимент, в котором разным контингентам испытуемых предъявляются неодинаковые ситуации. Если испытуемые работают поодиночке, то речь идет о кросс-индивидуальном эксперименте. Группа испытуемых, то это – кросс-групповой эксперимент, который иногда называют межгрупповым.

X. По типу изменения независимой переменной

1.Количественный.

2.Качественный.

Количественный эксперимент – это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться. Значения выражаться численно. Это физические показатели.

Качественный эксперимент – это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций. Примеры: половые различия популяций, модальностные различия сигналов и т. п.

Исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными.

Подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, выявляется вид функ­циональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.

Алгоритм исследования в целом выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между пере­менными.

«Пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тра­тить деньги и время попусту. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением ги­потезы, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

Квазиэксперимент – это тот, в котором недостаточность (или снижение) экспериментального контроля. Исследования сохраняют направленность на выполнение основных условий причинного вывода, но для установления причинно-следственной зависимости между переменными требуют выявления всех тех угроз достоверному, или валидному, выводу, которые возникают в результате снижения экспериментального контроля.

П илотажное исследование - пробный эксперимент или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д.

Основные элементы экспериментального метода

1) испытуемый;

2) экспериментатор;

3) стимуляция;

4) ответ испытуемого на стимуляцию;

5) условия опыта.

Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменной величины» или просто переменной.

Выделяют 3 вида переменных: независимые (НП). зависимые (ЗП) и дополнительные (ДП).

Фактор, который изменяет сам экспериментатор, т. е. стимул, называется независимой переменной (НП).

Предъявление независимой переменной

Независимая переменная (НП) является главной составляющей экспериментальной ситуации.

Виды НП: а) стимул; б) любое внешнее условие опыта; в) какая-либо внутренняя ДП; г) способ выполнения экспериментальной задачи; д) режим стимуляции.

Требования к процедуре предъявления НП: желательно иметь одновременно влияние только одной НП; необходимо исключить одновременное изменение с НП других существенных условий экспериментальной ситуации; максимум точности при изменении НП.

При организации экспериментального исследования с детьми следует выполнить и следующие требования:

а) заманчивость деятельности, выполняемой ребенком;

б) кратковременность экспериментальной процедуры;

в) постоянство стимульного материала по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов;

г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности;

д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи

В эксперименте фактор, изменение которого является следствием изменения НП, называется зависимой переменной (ЗП).

ЗП – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя. Их регистрация ведется столь же тщательно, как и фиксация предъявления НП.

Дополнительные переменные (ДП) – это сопутствующие стимуляции воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ, и соответствующие составляющие ответа, дополняющие ЗП.

Совокупность дополнительных воздействий (ДП) состоит, как правило, из 2 групп: внешних условий опыта физической природы и внутренних факторов психологической природы. К внешним ДП относятся: физическая обстановка опыта, непредвиденные помехи, характеристики стимульного материала, не входящие в комплекс НП; параметры аппаратуры и оборудования. К внутренним ДП относятся: настроение и мотивация испытуемого, его отношение к экспериментатору и опытам, его психологические установки, склонности, знания, навыки и опыт в данной деятельности, уровень утомления и т. д.

Контроль внутренних ДП

Внутренние ДП– это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они в не меньшей, а во многих случаях даже в большей степени, чем внешние ДП, влияют на его ответы. ДП- может быть представлена: а) постоянными и б) непостоянными факторами.

а. К постоянным факторам относятся те, которые в течение опыта существенно не изменяются. Сюда включаются такие личностные качества испытуемого, как его темперамент, характер, способности, склонности, а следовательно, и лежащие в их основе сенсорно-перцептивные, эмоционально-волевые, интеллектуально-мнемические особенности. Эксперимент проводится с одним испытуемым..

В случаях привлечения к эксперименту разных людей с целью выведения единой для всей выборки закономерности в связях между НП и ЗП все эти факторы переходят из разряда постоянных в разряд непостоянных.

В некоторых случаях работа ведется с одной группой, рассматриваемой как единый испытуемый, обладающий комплексом особенностей. Другой вариант групповых экспериментов заключается в работе с двумя (или несколькими) группами ( их ДП одинаковые). Группа, которая испытывает воздействие НП называется экспериментальной, а которой НП не предъявляется, называется контрольной. А сама процедура их сопоставления носит наименование метода параллельных групп.

Сходство групп по ДП обеспечивается: 1) метод случайного подбора; 2) метод попарного подбора; 3) метод уравнивания групп в целом.

Метод случайного подбора. Предварительно формируется приблизительно однородная по существенным для данного опыта внутренним постоянным ДП

Метод попарного подбора. Из предварительно подобранной выборки выделяются пары предельно одинаковых испытуемых, которых разводят по двум подгруппам. Метод уравнивания групп в целом. Выборка делится на две подгруппы любым способом. Далее с ними проводится задуманный эксперимент.

б. К внутренним непостоянным ДП относятся такие психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые либо могут значительно изменяться по ходу эксперимента, либо могут актуализироваться в зависимости от его специфики.

Первую группу таких факторов составляют физиологические состояния, утомляемость, привыкание, упражняемость, психические состояния

Другую группу представляют факторы, как установка на данный опыт иданное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и проч.

Для устранения серийного эффекта, - используется особая очередность предъявления стимуляции.

Для предотвращения влияния на ответ тревожности или неопытности проводятся ознакомительные или предварительные эксперименты.

Чтобы избежать изменчивости ответов из-за появления опыта и навыков в процессе эксперимента, испытуемым предлагается исчерпывающая практика.

Упражняемость и утомление. Выборка делится на подгруппы. Каждой из них предъявляется свой вариант комбинации стимулов. Совокупность этих комбинаций должна полностью исчерпывать все возможное множество основных вариантов предъявления стимуляции.

Установка как готовность воспринимать раздражитель и отвечать на него определенным образом создается через инструкцию, которую экспериментатор дает испытуемому. Однозначность и легкость понимания инструкции достигаются ее ясностью и простотой. Мотивация рассматривается главным образом как интерес к данному эксперименту. Если интерес отсутствует или слаб, то трудно рассчитывать и на создание установки, и на полноценность выполнения испытуемым предусмотренных в эксперименте операций, и на надежность его ответов.

По поводу физиологических или психических состояний рекомендуется не только поддерживать их на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень, т. е. испытуемый должен находиться _ в «нормальном» состоянии.

Уровни эксперимента

В зависимости от задачи исследования эксперимент может осуществляться на трех уровнях:

1) качественном,

2) факторном,

3) функциональном.

На качественном уровне задача состоит в получении данных, характеризующих какое-либо изучаемое явление, какого-либо человека как нечто отдельное, вне связи с другими явлениями.

На факторном уровне устанавливается наличие или отсутствие зависимости отдельного явления от каких-либо факторов. Выясняется, появится или не появится ЗП при действии НП.

Функциональный уровень характеризуется выявлением характера связей между явлениями.

ТЕМА: Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого

Экспериментальный процесс - это общение исследователя с испытуемым и процесс выполнения каждым из них своих специфических, но взаимосвязанных функций, определяющих своеобразие выполняемых ими индивидуальных деятельностей, направленных на получение единого результата. Работу экспериментатора и испытуемого следует рассматривать как совместную деятельность. Определяющие взаимосвязи экспериментатора и испытуемого присутствуют и до, и после эксперимента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.