Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание общего рынка стран Южного Конуса (МЕРКОСУР)






Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) образован в 1991 г., включает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, которые председательствуют в объединении поочередно в течение шести месяцев (с 1 января 2006 г. - Аргентина). Ассоциированные члены - Боливия и Чили (с 1996 г.), Колумбия, Перу и Эквадор (с 2003 г.). Они не участвуют в решении вопросов экономической интеграции. В 2003 г. в число ассоциированных членов вошла также Венесуэла, в декабре 2005 г. она обратилась с просьбой о предоставлении ей статуса полноправного члена объединения (до окончательного присоединения к МЕРКОСУР Каракас будет участвовать в его работе лишь с правом совещательного голоса, хотя формально будет иметь несколько более высокий статус " члена объединения в процессе присоединения").
МЕРКОСУР создан на основе Асунсьонского договора, который в качестве стратегической цели предполагает создание общего рынка. Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
• отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
• введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
• координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка (СОР) в составе министров иностранных дел и экономики. Решения Совета подлежат рассмотрению на саммитах, проводимых по завершении заседаний Совета. Функции исполнительного органа возложены на Группу общего рынка (ГОР). При ГОР действуют 14 рабочих подгрупп по конкретным направлениям сотрудничества, Внешнеполитический координационно-консультативный форум и Комиссия по торговле, которая призвана обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. В систему органов МЕРКОСУР также входят Совместная парламентская комиссия, включающая в себя представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, в состав которого входят представители наиболее влиятельных предпринимательских, профсоюзных и иных общественных организаций стран-членов. Технический секретариат МЕРКОСУР расположен в г.Монтевидео(Уругвай).
Экономика. МЕРКОСУР действует с 1995 г. как таможенный союз с определенными изъятиями:

страны-участницы установили на импорт единый внешний таможенный тариф, охватывающий 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Тарифные ставки варьируются от нуля до 20% стоимости товара. Каждой стране-участнице дозволено сделать исключения для 300 товаров, тарифы на которые должны быть приведены к единому уровню к 2006 г. Приняты единые Таможенный кодекс, номенклатура, нормы таможенной процедуры, протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций и прочие нормативные акты.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР.
С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.
За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний. Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл.
Многие исследователи отмечают, что латиноамериканцы видят в МЕРКОСУРЕ важный буфер проникновению США в Латинскую Америку.
Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития. В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран

 

Тестовые задания:

40.Характерные особенности ТНК - это:

а) активное участие в международной специализации производства;

b) географическая диверсификация производства на мировом уровне;

c) диверсификация деятельности;

d) все ответы верны.

Ответ: d) все ответы верны

42.Международный рынок это:

d) часть национальных рынков, непосредственно связанная с зарубежными рынками;

e) часть внутреннего рынка, которая ориентируется на иностранного покупателя;

f) сфера стихийных товарно-денежных отношений между странами, которая сформировалась на основе международного разделения труда и движения факторов производства.

Ответ: часть национальных рынков, непосредственно связанная с зарубежными рынками.

44.Таможенный союз - это соглашение стран, предусматривающее устранение внутренних тарифов и установление общего внешнего тарифа:

c) да;

d) нет.

Ответ: с) да

46.Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай создают интеграционное объединение

d) НАФТА;

e) ЕКОВАС;

f) МЕРКОСУР.

Ответ: f) МЕРКОСУР

48.Вертикальная интеграция:

d) при слиянии фирм, производящих однородные товары;

e) при слиянии фирм, функционирующих в разных производственных циклах;

f) при слиянии фирм одной формы собственности.

Ответ: е)при слиянии фирм, функционирующих в разных производственных циклах.

50.Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) объединяло:

a) 3 государства;

b) 6 государств;

c) 8 государств;

d) 12 государств.

Ответ: b) 6 государств

52.Украина является членом:

a) ЕАСТ;

b) центрально-европейской зоны свободной торговли;

c) Черноморского экономического сотрудничества;

d) МЕРКОСУР.

Ответ: c) Черноморского экономического сотрудничества.

54.Принимающая страна от деятельности – ТНК получает только преимущества от ее содействия в развитии базовых отраслей:

a) да;

b) нет.

Ответ: b) нет

56.Если оборудование передается американской фирмой своему подразделению в Украине, то это считается:

a) экспортом США и импортом Украины по стандартам международной статистики;

b) экспортом США и импортом Украины по стандартам платежного баланса;

c) экспортом США и импортом Украины в любом случае.

Ответ: с) экспортом США и импортом Украины в любом случае.

58.В состав НАФТА входят:

Бразилия;

Чили;

Мексика.

Ответ: Мексика


Литература:

1. Иголкин А.А., МотылевВ.В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. - М.: Междунар. отношения, 1988.

2. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.

4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Собр. соч.: Т. I. - М.: Госполитиздат, 1955.

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Кн. IV " О системах политической экономии". - М.: Соцэкгиз, 1935.

6. Бендерський Ю. Реалии світогосподарських процессов и место в них Украины // Экономика Украины. - 2005. - №1. -с.70-75.

7. Бойко О.В. Международный имидж Украины: какой он и ком нужный // Трибуна. -2006. -№1-2. -с.12.

8. Экономическая политика: учебное пособие под ред. Буяна И.В. -тернополь: ТАНГ, 2008.

9. Внешнеэкономическая политика. Мировое хозяйство // Реферативный журнал. -2007. -№4. -с.46.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.