Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности. 1. Создаются по национальному и территориальному принципу






1. Создаются по национальному и территориальному принципу. По национальному – автономная область, автономный округ и территориальному принципу – край, область, города федерального значения.

2. Отличаются историей возникновения, национальному составу, и своими традициями.

3. Пока краев – 8, автономная область – 1, городов федерального значения – 3, автономных округов - 4, из них 3 – автономные округа входят в состав других субъектов,

4. чукотский автономный округ не входит в состав другого субъекта.

5. Свой устав, который принимается законодательным органом законодательной власти.

6. Не вправе устанавливать свой язык.

7. Вправе образовывать уставный суд, но не конституционный. Самостоятельно устанавливает наименования органов.

8. Отношения в сложных составных субъектах могут осуществлять на основании договорных отношений между автономных округов и автономной области. Те субъекты, которые отделены от материковой части РФ, имеют некоторые особенности. В частности, создана специальная экономическая зона, особые взаимоотношения с федерацией, особые отчисления, налоги и т.д.

 

 

Один автономный округ — Чукотский был выведен в 1992 г. из состава Магаданской области и теперь входит непосредственно в Российскую Федерацию. Остальные девять автономных округов продолжают оставаться в составе края, областей — теперь уже субъектов РФ. Появилась даже конструкция так называемых сложносоставных или сложноустроенных субъектов РФ — тех, в которые входят автономные округа.

Как гарантию статуса автономных округов Конституция РФ (ст. 66) предусмотрела, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа может быть принят федеральный закон об автономном округе (пока не принято ни одного такого закона). Кроме этого, определено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (такие договоры имеются).

Тем не менее на практике возникла конституционно-правовая коллизия: если край, область и автономный округ являются субъектами РФ, значит они равны в своем статусе; если же автономный округ входит в состав края, области, он, следовательно, занимает подчиненное положение в отношении края, области. Между органами власти некоторых автономных округов и областей стали возникать трения. Были обращения в Конституционный Суд РФ, но и они не помогли — Суд предложил субъектам искать пути взаимопонимания и компромисса, отражать их в договорах об основах взаимоотношений и о сотрудничестве.

Перспективы разрешения этой коллизии видятся в объединении соответствующих субъектов в один (формально новый) субъект РФ.

Нельзя исключать и другой вариант разрешения коллизий — выход автономного округа из состава края, области и прямое вхождение его в Российскую Федерацию. Правда, хотя и есть пример с Чукотским автономным округом, этот вариант в политических кругах стра-ны считается менее перспективным.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.